Понятие этики и морали в деловом общениии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, между которыми происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
1.Основные понятия этики…………………………………………………3
2.Общие этические принципы делового общения………………………..5
3.Тест ……………………………………………………….……………….8
Заключение………………………………………………………………….9
Список использованной литературы……………………………………..10
Приложение………………………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 728.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………….2

1.Основные понятия этики…………………………………………………3

2.Общие этические принципы делового общения………………………..5

3.Тест ……………………………………………………….……………….8

Заключение………………………………………………………………….9

Список использованной литературы……………………………………..10

Приложение………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, между которыми происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.

Специфика делового общения  обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.

 Общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами каждый сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. В этом заключается актуальность выбранной темы.

 Целью написания контрольной работы является изучение вопроса понятие этики и морали в деловом общении.

 Задачами являются рассмотрение следующих вопросов: основные понятия этики и общие этические принципы делового общения.

1.Основные понятия этики

Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей  в процессе их производственной и  социальной деятельности. Она опирается  на общие нравственные нормы и является частью этики вообще.

Этика - учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать  ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. С этикой тесно связано такое понятие как мораль. 

Мораль - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть». 

Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».1

В этом противоречии между  должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, - ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм. 

Отличием морали от этики  является то, что мораль - это убеждения о добре и зле, посредством которых человек управляет своим поведением, а этика - это рефлексивное осознание моральных убеждений и правил поведения.

Этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях между деловыми партнерами.  

Отличительная черта делового общения в том, что оно не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли.

Таким образом, этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общие этические принципы  делового общения

Этика деловых отношений  является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

Принципы - это обобщенные представления, которые дают возможность  тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.

Примеры принципов этики делового общения:

1.В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе.

2.Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми).

3.Обязательное исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

4. Служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

5.Этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

6.Индивидуальное и коллективное начало основа при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

7.Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов, но в разумных пределах.

8.Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

9. Стремление к бесконфликтности.

         10. Не критикуй конкурента, не только конкурирующей организации, но и коллектив другого отдела, коллегу, в котором можно «усмотреть» конкурента.2

Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело — деловой  прагматизм. Этика бизнеса, этика  рыночных отношений окончательно выдвигается  на первый план и оставляет за собой  все общечеловеческие, в том числе  и религиозные ценности. Противоречие между ними,  весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях - как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции:

1. Прагматики полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль.

С этой позиции, этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

 

2.Соблюдение этических  норм в деловом общении признается  важным не только с точки  зрения ответственности бизнесменов  перед обществом и самими собой,  но и необходимым для эффективности  производства. В этом случае этика  рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Этот подход — более цивилизованный, более эффективный, так как предприятие — компонент общества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1.Какие из перечисленных чувств следует отнести к:

а) моральным;

б) эстетическим;

в) интеллектуальным.

1. сомнение;

2. стыд;

3. гордость;

4. ирония;

5. удивление;

6. чувство долга;

7. презрение;

8. наслаждение;

9. любознательность.

       Ответ:

       Моральные чувства — это переживания, связанные с оценкой действий, поведения на основе принятой в обществе морали.

        2. стыд; 3. гордость; 6. чувство долга;  7. презрение.

        Эстетические чувства - это чувства красоты, величия или, наоборот, безобразного, грубого поведения, низости, пошлости.

         4. ирония; 8. наслаждение. 

         Интеллектуальные чувства - представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности.

         1.сомнение; 5. удивление; 9. любознательность.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Деловые  отношения  -  это  сложный  многоплановый  процесс  развития контактов  между  людьми  в  служебной  сфере.  Его  участники  выступают  в официальных статусах и ориентированы на достижение цели,  конкретных  задач. Специфической      особенностью     названного      процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям,  которые определяются  национальными  и  культурными  традициями,   профессиональными этическими принципами.

          Деловые  отношение тесно   связаны   с   общением,   взаимодействием,  производственной деятельностью. Это самый массовый вид социального  общения. Оно  представляет  собой  сферу  коммерческих  и   административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

           Этика - философская наука, объектом изучения, которой, является мораль. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

         Задача повышения норм и стандартов  этики делового общения, как  и вообще этики бизнеса, во  многих странах выдвигается как одна из важнейших. Поэтому организации, фирмы, руководители и предприниматели всех уровней должны приложить максимум усилий для повышения этичности делового общения, используя для этого различные способы и средства, в том числе и обучение этики делового общения.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 

1.Алехина И.Я. Имидж и этикет в бизнесе. – М.: Дело, 2003.

2.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. 

3.Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Правовая культура, 2001. 

4.Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5.Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений: Учебное издание.- М., 2006.

6.Лавриненко В.Н. Психология и этика  делового общения.- М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2001.

7. Узерина М.С. Этика делового общения. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

РЕЗЮМЕ

ФИО: Юркова Яна Сергеевна 

Дата  рождения: 16.09.1992

Адрес проживания: г.Горно-Алтайск

Электронная почта: Petuhova_yany@mail.ru 

 

Пожелания к будущей работе 

 

Должность: секретарь

Зарплата: договорная

График работы: полный рабочий день

 

Опыт  работы

 

Последнее место работы: ООО «ВЕДК РОССПИРТПРОМ» 
Период работы: 2012 – 2013 гг. 
Должность: Торговый представитель 

 

Профессиональные

навыки 

Знание иностранных  языков: английский, базовый уровень

Степень владения компьютером: уверенный пользователь

 

Образование

 

 

 

Учебное заведение: Финансовый университет при Правительстве  РФ, филиал г. Барнаул 

Годы учёбы: 2010-2016

Специальность: финансы и  кредит

Форма обучения: заочная

 

Дополнительная  информация

Семейное положение: замужем 

Наличие детей: нет 

Возможность командировок: есть

Личные качества: стремление к профессиональному  росту, коммуникабельность, пунктуальность, желание работать в команде

Информация о работе Понятие этики и морали в деловом общениии