Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.3
Основные понятия этики………………………..………………..….3
– Что такое этика, мораль, общение
– Понятие этики делового общения
– Парадокс морального поведения
Общие этические принципы делового общения ………………..…6
– Особенности этических принципов делового общения
– Понятие «деловой прагматизм»
– Соотношение этики и бизнеса с современных позиций
Тест……………………………………………………………….......10
Список литературы………….……………………………..…
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Карагандакский филиал Финуниверситета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деловое общение»
на тему: «Понятие этики, морали, этикета в деловом общении»
Вариант № 10
Выполнил: студент 2 курса
СОДЕРЖАНИЕ
– Что такое этика, мораль, общение
– Понятие этики делового общения
– Парадокс морального поведения
– Особенности этических принципов делового общения
– Понятие «деловой прагматизм»
– Соотношение этики и бизнеса с современных позиций
Список литературы………….……………………
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ
Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается на общие нравственные нормы и является частью этики вообще.
Этика (от греч. ethos – обычай, нрав) – это учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.1
С этикой тесно связано такое понятие как мораль. Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это система этических ценностей, которые признаются человеком.2 Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.
Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».
В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.3
Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях между деловыми партнерами.4
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей
Отличие морали от этики:
Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.
Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
Отличительная черта делового общения в том, что – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли. С учетом всего сказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Парадокс морального поведения в его классической формулировке обычно возводят к древнеримскому поэту Овидию: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь».5
Человеку свойственно стремление к лучшему, он не может быть врагом себе. Однако по Овидию все происходит наоборот: человек знает, что есть благо, но не следует ему. Можно ли в этом случае считать, что человек действительно видит и одобряет лучшее?
В случае моральных утверждений следует проводить различие между тем, что человек знает, и тем о чем он думает, будто знает. В морали знать и выбрать – это одно и то же. Поэтому, главным, являются не слова и пожелания, а дела.
Человеку свойственно думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Субъективной точкой отсчета собственных действий для него всегда является добро. Даже отъявленные злодеи стремятся оправдать свои поступки благими намерениями. Из положительной нравственной оценки еще не следует правильный выбор. Эта ситуация описана в афоризме: «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Рассмотренная деформация морали (парадокс морального поведения) связана с ложным предположением, что намерения могут быть исключительно добрыми, а поступки – исключительно злыми. На самом деле мораль является неотчуждаемой первоосновой сознательной жизни, ее реальным смыслом. Поэтому любая моральная поза, когда кто-нибудь выступает от имени морали, изображая себя ее носителем, истолкователем, стражем и т.д., является ложной позой.
2. ОБЩИЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
– создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
– прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения общественно значимых целей;
– приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.6
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях:
1. в отношениях между предприятием и социальной средой;
2. между предприятиями;
3. внутри предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса.
Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
Общий нравственный принцип
человеческого общения
Принципы этики деловых отношений, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Существует шесть основных принципов этики делового общения:
Во всем мире с древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении. Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привилегированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер.
Важно отметить утверждение Аристотеля о том, что в основе делового общения лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеется в виду, прежде всего, экономическая потребность и экономический интерес, которые обусловливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т.д.
Соответственно этому и критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Так, основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые – мало».
Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело – деловой прагматизм.
Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие нравственные ценности. Противоречие между ними весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях – как между организацией и социальной средой, так и внутри организации.
Среди управляющих, предпринимателей и вообще деловых людей по отношению к указанному противоречию между этикой и бизнесом существуют две основные позиции:
1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, – любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.
С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм» (культ грубой силы), этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.
2. Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив (правило) поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.
Информация о работе Понятие этики, морали, этикета в деловом общении