Оглавление
Введение.
Античная философия является "школой
философского мышления для всех последующих
времен" , поскольку в ее многообразных
формах "уже имеются в зародыше, в процессе
возникновения, почти все позднейшие типы
мировоззрений." То же самое можно с
полным основанием отнести к этике, т.к.
именно в античной культуре были поставлены
важнейшие этические проблемы, намечены
различные варианты их разрешения, очерчены
главные традиции будущих интерпретаций
вопросов этического комплекса.
Этика античности обращена к человеку,
ее своеобразным девизом можно считать
знаменитое высказывание Протагора: "Человек
есть мера всех вещей". Не случайно,
поэтому, преобладание натуралистической
ориентации в нравственных исканиях античных
мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью
их этической позиции была установка на
понимание моральности, добродетельности
поведения как разумности. Разум "правит
миром" античной этики, его первостепенное
значение (в любом конкретном моральном
выборе и в выборе правильного жизненного
пути) сомнению не подвергается. Еще одна
характеристика античного мировоззрения
– стремление к гармонии (гармонии внутри
человеческой души и гармонии ее с миром),
принимавшее в зависимости от тех или
других социокультурных обстоятельств
различные формы воплощения.
Основное направление развития античной
этики связано с переходом от провозглашения
власти всеобщего над человеком (Семь
греческих мудрецов) к идее единства индивида
и государства, предполагающей обоснование
самоценности человека (софисты, Сократ,
Платон, Аристотель), и, наконец, к противопоставлению
человека миру социального бытия, выработке
рецептов для ухода в свой собственный,
внутренний мир (эпикуреизм, стоицизм).
1. Понятие
этики.
Понятие «этика» происходит от древнегреческого
ethos (этос). Сначала под этосом понималось
место совместного проживания, дом, жилище,
звериное логово, гнездо птицы. Затем им
стали главным образом обозначать устойчивую
при–роду какого-нибудь явления, нрав,
обычай, характер. Напри–мер, Гераклит
считал, что этос человека – это его божество.
Такое изменение смысла понятия выражало
связь между кру–гом общения человека
и его характером.
Понимая слово «этос» как характер, Аристотель
ввел в упо–требление прилагательное
«этический» с той целью, чтобы обозначить
особенный класс человеческих качеств,
которые он назвал этическими добродетелями.
Этические добродете–ли, таким образом,
являются свойствами человеческого ха–рактера,
его темперамента, душевными качествами.
Они имеют отличия, с одной стороны, от
аффектов, свойств тела, а с другой стороны,
от дианоэтических добродетелей, свойств
ума. В частности, страх является природным
аффек–том, а память – свойством ума.
Свойствами характера можно при этом считать:
умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения
системы этических добродетелей как особой
сферы знания и для выделения этого знания
как самостоя–тельной науки Аристотель
и ввел термин «этика».
Для более точного перевода аристотелевского
термина «этический» с греческого языка
на латинский Цицерон ввел термин «moralis»
(моральный). Он сформировал его из слова
«mos» (mores – множественное число), которое,
как и в грече–ском, использовалось для
обозначения характера, темпера–мента,
моды, покроя одежды, обычая.
Цицерон, например, рассуждал о моральной
философии, имея ввиду ту же область знания,
которую Аристотель назвал этикой. В IV
веке н. э. в латинском языке появился и
термин «moralitas» (мораль), который является
непосредственным аналогом греческого
понятия «этика».
Эти слова, одно греческого, другое латинского
происхож–дения, вошли в новоевропейские
языки. Вместе с ними в ряде языков появились
свои собственные слова, которые обознача–ют
то же самое, что понимается под терминами
«этика» и «мо–раль». В русском языке
таким словом стало, в частности, «нравственность»,
в немецком языке – «Sittlichkeit». Эти тер–мины
повторяют историю появления понятий
«этика» и «мо–раль» от слова «нрав».
Таким образом, в своем первоначальном
значении «этика», «мораль», «нравственность»
– три разных слова, хотя они и являлись
одним термином. Со временем ситуация
изменилась, В процессе развития философии,
по мере выявления своеобразия этики как
области знания, за этими словами начинают
закреплять разный смысл.
Так, под этикой прежде всего подразумевается
соответ–ствующая область знания, наука,
а под моралью (или нрав–ственностью)
– изучаемый ею предмет. Хотя у исследовате–лей
возникали различные попытки разведения
терминов «мораль» и «нравственность».
Например, Гегель под моралью понимал
субъективный аспект поступков, а под
нравственно–стью – сами поступки, их
объективную сущность.
Моралью он называл, таким образом, то,
какими видит по–ступки человек в его
субъективных оценках, переживаниях вины,
умыслах, а нравственностью – то, чем на
самом деле являются поступки личности
в жизни семьи, государства, на–рода. В
соответствии с культурно-языковой традицией
часто понимаются под нравственностью
высокие основополагаю–щие позиции, а
под моралью, наоборот, приземленные, исто–рически
очень изменчивые нормы поведения. В частности,
заповеди Бога можно назвать нравственными,
а вот правила школьного учителя – моральными.
В целом в общекультурной лексике все
три слова продол–жают до сих пор употреблять
как взаимозаменяемые. Напри–мер, в разговорном
русском языке то, что называют этически–ми
нормами, с таким же правом может именоваться
моральными или нравственными нормами.
В языке, который претендует на научную
строгость, важный смысл придается прежде
всего разграничению понятий этики и морали
(нрав–ственности), но и оно не полностью
выдерживается. Так, по–рой этику как
область знания называют моральной (нрав–ственной)
философией, а для обозначения некоторых
мораль–ных (нравственных) явлений используют
термин «этика» (например, экологическая
этика, этика бизнеса).
В лекциях мы будем придерживаться положения,
что «эти–ка» – это наука, область знания,
интеллектуальная традиция, а термины
«мораль» или «нравственность» употреблять
как синонимы и понимать под ними то, что
изучается этикой, ее предмет.
1.Этические учения Софистов.
Первый этап в развитии зрелого этического
сознания Древней Греции представлен
учением софистов (V в. до н. э.), своеобразным
периодом сомнения в предмете этики, т. е.
отрицания морали как чего—то безусловного
и общезначимого.
Просветительская деятельность софистов
имела ярко выраженный гуманистический
характер. В центре их этических размышлений
всегда находился человек, который являлся
самодостаточной ценностью. Именно человек
и имел право творить, формулировать моральные
законы, по которым живет общество. Верно
подчеркивая неустойчивость моральных
взглядов в обществе, их относительность,
софисты разработали позицию нравственного
релятивизма, доказывая, что у любого человека
существует свое представление о счастье,
смысле жизни и добродетели.
Скептическое отношение к жизни софистов
позволяло им сомневаться, в частности,
в том, что считалось, казалось бы, несомненным, –
в общезначимости нравственности, морали.
Эта причина, а возможно, и то обстоятельство,
что софисты слишком преувеличивали роль
индивидуального творчества моральных
ценностей и не выдвинули, таким образом,
приемлемой обществом позитивной этической
программы, сориентировали развитие философской
мысли в Древней Греции по направлению
к усилению интереса к нравственным проблемам.
Таким образом, софисты, Сократ и его
ученики развивали свои идеи в рамках
индивидуалистически ориентированной
этики.
2. Этическое учение Сократа
Предметом
философии, ее основной задачей и главной
целью Сократ сделал познание «естества
человека», первоисточника его поступков
и дел, его образа жизни и мышления. Такое
познание он считал возможным лишь на
пути самопознания, на пути следования
дельфийскому призыву: «познай самого
себя», начертанного на храме Аполлона
в Дельфах, автором которого по традиции
считался спартанец Хилон, Это изречение
послужило толчком к философствованию
и предопределило основное направление
его философских поисков истины. В осуществлении
этого девиза Сократ усматривал свое жизненное
назначение и призвание. Сократ воспринял
это изречение как призыв к познанию вообще,
к выяснению смысла, роли и границ человеческого
познания в соотношении с божественной
мудростью. Речь, таким образом, шла не
о частностях, а о принципе познания человеком
своего места в мире.
Сократовское
проникновение в существо человеческих
проблем требовало новых, истинных путей
познания. Философский интерес Сократа
к проблематике человека и человеческого
познания знаменовал собой поворот от
прежней натурфилософии к моральной философии.
Человек и его место в мире стали центральной
проблемой этики Сократа и главной темой
всех его бесед (диалогов).
Конечно,
к своим взглядам, относящимся к позднему
наиболее известному нам периоду, Сократ
пришел не сразу. Естественно поэтому
предположить известную эволюцию в его
философских воззрениях. Однако точных
данных о начальных стадиях развития философской
мысли Сократа, сожалению не имеется.
По некоторым
сведениям, приводимым, в частности Диогеном
Лаэртским, молодой Сократ был сперва
учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора
из Клазомен, а затем и Архелая (ученика
Анаксагора), учение которого немало походило
на доктрину Диогена из Аполлонии (где
эклектически соединялись взгляды Анаксимена
и Анаксагора). В этот же период с досадой
и негодованием он полемизирует с софистами,
с тем решением проблем, которое они предлагали.
Во времена
сократовской молодости философия в Афинах
был импортным продуктом. Афиняне были
сильными в политике, искусстве, ремеслах,
торговле, военном и морском деле, но не
в философии. Своих философских школ, течений
или даже просто заметных философов не
имелось. Собственно первым философом-афинянином
был упомянутый Архелай - удачное для легенды
связующее звено между Сократом и прежними
натурфилософами, а через них и «семью
мудрецами».
О новых
веяниях в философии и успехах тогдашней
науки афиняне и в «золотой век» Перикла
узнавали по преимуществу от приезжих
философов и учителей мудрости. В сократовское
время Афины посетили такие знаменитости,
как глава элейской школы Парменид и его
ученик Зенонг, представитель ионийской
философии Анаксагор из Глазомен, софисты
Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский
из Сицилии, Гиппий из Элиды, косец Продик
Эвен из Пароса и многие другие. Приезжие
философы и софисты оказывались в центре
духовной жизни Афин. Сократ, всегда отличавшийся
большой любознательностью и общительностью,
проявлял глубокий интерес к их выступлениям.
Знакомство
молодого Сократа с основными течениями
тогдашней философии сыграло, конечно,
плодотворную роль в становлении и развитии
его собственных представлений.
Неудовлетворенный
изысканиями последних философов физиса,
Сократ сконцентрировал свое внимание
на человеке и его поведении, считая эти
проблемы важнейшими для философии. В
глазах Сократа науки о человеке обладают
огромным преимуществом перед науками
о природе: изучая человека, они дают ему
то, в чем он более всего нуждается, - познание
самого себя и своих дел, определение программы
и цели деятельности ясное осознание того,
что есть добро и зло, прекрасное и безобразное,
истина и заблуждение. Знание (осознание)
этого, согласно Сократу делает людей
благородными.
Сократовская
философия имеет дело не с бытием, но со
знанием о бытии. И это знание - результат
познания в понятиях божественной по своему
характеру причины, а вовсе не эмпирического
изучения вещей и явлений бытия. Понятие
по концепции Сократа - это результат одних
лишь мыслительных усилий познающего
субъекта, не просто субъективный феномен
человеческого мышления, но некая умопостигаемая
объективность разума.
Одно из
фундаментальных положений Сократа состоит
в следующем: одно дело - это инструмент,
который используют, но совсем другое
- «субъект», который пользуется инструментом.
Человек пользуется своим телом как инструментом,
что означает: в нем различимы субъективность,
которая есть человек, и инструментальность,
средство, которым является тело. Стало
быть, на вопрос «Что есть человек?» невозможен
ответ, что «это тело», скорее, это «то,
чему служит тело», то есть душа - «psych».
Истинное
познание - познание посредством понятий
- доступно, по сократовской концепции,
лишь немногим, мудрецам, философам. Но
и им доступна не вся мудрость, но лишь
незначительная часть ее.
Сократовское
положение о мудрости знания человеком
границ своего знания и незнания - «я знаю,
что ничего не знаю» - как раз и фиксирует
отношение человеческого познания к божественному
разуму. Философ стоит между богом и людьми,
мудростью и невежеством. Философия как
любовь к мудрости в сократовской трактовке
предстает как любовь к божественной мудрости.
Отсюда ясно, почему Сократ не упускал
случая аттестовать свое философствование
в качестве посильной службы богам.
Знание
божественно, и только оно возвышает человека
и уподобляет его богам. Большинство же
людей, считал Сократ, чурается знаний
и руководствуется случайными влечениями
и переменчивыми чувствами.
Истинное
познание, согласно Сократу, исходит от
бога и приводит к богу. Таковы условия
и границы возможной и допустимой автономии
человеческого познания. Четко было обозначено
Сократом и единственное верное, по его
мнению, направление усилий человека -
познание и действование на основе знания.
Эта сократовская
концепция знания и познания существенно
существенно отличается и от широко распространенной
тогда традционно-мифологической веры,
которая отвергала всякое суетное мудрствование
о богах, и от модной позиции софистов
с их скептическим отношением к богам
и субъективизацией истины, отрицанием
объективный критериев человеческого
познания и социально-политического поведения.
Позиция софистов, опиравшихся на чувственное
познание, была для Сократа в принципе
столь же неприемлемой, как и подход Анаксагора.
Еще более нелепой представлялась ему
трактовка индивидуального ощущения в
качестве критерия истины. Такие взгляды
развивал, в частности, прославленный
глава софистов Протагор, с которым Сократ
встречался и беседовал.
Человек
по Сократу, был бы вообще лишен разума
и знания, если бы в нем, наряду со смертным
телом, не было бы бессмертной души. Именно
благодаря божественной душе человек
приобщается к божественному знанию: подобное
познается подобным. Кроме того душа -
хранительница знаний, приобретенных
ею ранее в вечных странствиях в этом и
том мире; человеческое же познание - это,
по сути дела, воспоминание души о прежних
знаниях. Однако подобной гносеологической
ролью значение души в сократовском учении
не исчерпывается. Положение о бессмертии
души занимает ведущее место в моральной
философии Сократа, определяя смыл и место
в моральной философии Сократа, определяя
смысл и цели человеческого бытия в мире,
его жизни и смерти.