Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:27, контрольная работа
Футуролог Фукуяма писал, что «экономическая деятельность есть важнейшая часть социальной жизни, и в ней принципиальным образом задействованы всевозможные нормы, правила, моральные обязательства и другие общественные навыки человеческого существования, из которых эта жизнь складывается»1. Бизнес, игнорирующий это, нежизнеспособен, так как сама жизнь требует соблюдения ее норм.
• является органической частью социального партнерства, признавая равноправие профсоюза трудящихся и его прерогативу на ведение переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений;
• ориентирована на сопричастный стиль управления как более эффективную форму социального менеджмента;
• спускается не сверху в виде этических
норм, единолично устанавливаемых работодателем,
а должна стать результатом
Корпоративная этика опирается на нравственные нормы, которые позволяют каждому ощущать себя личностью. В первую очередь они связаны с базовыми (материальными) потребностями наемного работника:
• оплата квалифицированного труда должна быть не ниже доходов средних слоев населения;
• корпорация берет на себя ответственность
за определенную стабильность занятости,
а в случае вынужденного увольнения
– выплаты соответствующей
• недопущение неоправданного разрыва уровней доходов собственников, менеджеров и рядовых работников.
Отношение работника с корпорацией во многом определяется этическими нормами более высокого порядка и не в последнюю очередь такими, как:
• уважение человеческого достоинства независимо от социального статуса, занимаемого в иерархической лестнице предприятия;
• гарантии повышения квалификации
и профессионального
свободное высказывание суждений о деятельности корпорации;
• сопричастность в подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы работников;
• резкое осуждение таких явлений в системе трудовых отношений, как доносительство, противопоставление одних групп работников другим;
• прозрачность финансовой деятельности корпорации, исключающая любые формы теневых операций.
Конечно, и в корпоративной этике
определенная общность корпоративных
интересов не может ликвидировать
специфических интересов
Корпоративная этика признает и право наемных работников в определенных случаях прибегать к забастовкам. Но надо различать возможность такой акции и ее реальное использование. Как крайняя форма решения конфликта – это проявление социальной демократии, но ее применение – свидетельство того, что в корпоративной этике допущены грубейшие ошибки, ставящие под угрозу нормальное функционирование всей системы корпоративных отношений предприятия.
В целом осознание общих
Для того чтобы обеспечить целостность компании, гармонию ее корпоративного духа и корпоративного «тела», ее собственники и топ-менеджеры прибегают к такому распространенному инструменту, как корпоративная этика.
Некоторые из них, стремясь сделать разумным «тело» компании и цивилизовать ее дух (этим всегда исторически занималась практическая этика), выстраивают целостную систему корпоративной этики: разрабатывают документы, из них выводят или под них подводят политики, программы, практику, водят специальную инфраструктуру – должности, отделы, линии коммуникации. Другие, не желая «удваивать реальность», лишь в общих чертах обозначают те цели и критерии этичности, которым должна следовать компания, и затем «пропитывают» этими «месседжами» обычные, регулирующие жизнь всех компаний корпоративные документы, процессы, процедуры.
В результате своих усилий топ-менеджеры, советы директоров и собственники получают серьезный, долгоиграющий инструмент «тонкой настройки» (как принято сейчас называть корпоративную этику) бизнеса в целом, который, чтобы быть эффективным, в свою очередь, нуждается в искусном управлении. Мало того, вскоре они обнаруживают, что этот инструмент начинает управлять ими самими. И тогда возникают вопросы, которые надо было бы задать гораздо раньше – какова природа этого инструмента, что он может, чего не может, что за это потребует, и сколько будет стоить его применение.
В основу этических программ и политик некоторые (практически все крупные американские) компании изначально закладывают концепцию риск-менеджмента, другие (европейские) – и регулярного, и стратегического, и риск-менеджмента. Кодекс корпоративной этики может содержать правила и нормы одобряемого поведения сотрудников в компании в целом и в так называемых «зонах риска» (конфликт интересов, подарки и пр.). Он также может включать «идеологическую часть» и описывать миссию, видение, ценности компании. Таким образом, он обладает нормативно-регулирующим воздействием, хотя может также содержать и вдохновляющий потенциал. В зарубежной практике иногда встречаются кодексы, в основном направленные на объединение и воодушевление сотрудников. В такой форме кодексы походят на кредо компании, ее философию.
Для российских компаний в большей степени характерно основывать свою корпоративную этику на стратегических и протокольно-этикетных целях. Возможно, это объясняется тем, что российским предпринимателям и специалистам эмоционально и, если хотите, морально трудно соединять в сознании «этику», «риски», «безопасность» и «совершенствование производства». Этика в большей степени ассоциируется здесь с планами, ожиданиями, мечтами, увещеваниями, конкретными правилами «хорошего тона». Кроме того, в российских компаниях все еще укоренено убеждение, что прямыми призывами к совести отдельных сотрудников (индивидуальная этика) можно достичь большего, чем путем инсталлирования этических программ в производственные, коммуникационные и бизнес-процессы (институциональная этика). Безусловно, если корпоративная этика покоится исключительно на такого рода основаниях, она может стать в какой-то момент абсолютно неуправляемой. И в этом случае ни советы директоров, ни топы, ни собственники могут не захотеть иметь с ней дело.
Наша практика показывает, что российские компании все чаще обращаются к корпоративной этике для решения своих задач, и что в отечественной практике преобладают два мотива создания кодекса этики:
- выход на IPO, необходимость соответствия международным требованиям ведения бизнеса;
- необходимость повышения качества управлениям персоналом – интеграция компании (часто в связи с объединением активов, М&A), введение единых норм поведения (стандартов), формирование культурной идентичности.
Что делать,
чтобы корпоративная этика
В полной мере
возможности корпоративной
Природа корпоративной этики
Поэтому этический кодекс или любой документ этического плана лучше изначально рассматривать как повод для диалога различных сторон, иногда совершенно не согласных друг с другом, например: профсоюзы и компания, сотрудники и компания, поставщики и т. д. Достигнутые в результате организованного диалога договоренности дают дополнительную возможность регулирования поведения, предотвращения нарушений и их выявления наряду с законодательными мерами.
Кроме того, корпоративная этика – это и ограничения, и в то же время определенность, обеспечивающие предсказуемость поведения компании и как следствие – доверие к ней. Если компания действует в рамках заданных ее же корпоративной этикой норм, то она более понятна для внешних сторон, в том числе для международного бизнес-сообщества, иностранных деловых партнеров, а ее понятность и предсказуемость, в свою очередь, облегчает потенциальным клиентам, партнерам, сотрудникам выбор ее продуктов, ресурсов, наконец, ее общества.
Что касается соблюдения требований экологии, то здесь важно не допустить, чтобы корпоративная этика в компании стала лицемерием: «Мы выглядим хорошими, потому что нам это выгодно. И только поэтому. Нам на самом деле безразличны наши партнеры, сотрудники…».
И еще – чтобы корпоративная этика начала работать именно как эффективный инструмент управления, необходима определенная степень открытости, доверия в организации, а также намерение руководства компании и ее собственников делать шаги навстречу разным группам в решении возникающих проблем и согласования позиций.
Мы все же полагаем, основываясь
на собственном опыте
Напомним еще раз (мы говорили уже об этом выше), что систему корпоративной этики в компаниях обычно составляют следующие элементы: а) документация этического характера: кодекс этики или иные документы о ценностях компании; б) инфраструктура корпоративной этики: должности, функциональные обязанности, специальные организационные структуры и линии коммуникации; в) письменно зафиксированные и реализуемые политики, стратегии, программы в сфере корпоративной этики.
Для того чтобы кодекс в компании действительно начал работать, необходимо также налаживать и поддерживать процессы, помогающие реализации в повседневной деятельности этических норм и стандартов, установленных в этических документах компании:
- поддерживать и поощрять такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим нормам;
- предупреждать отклонения поведения сотрудников от заданных этических норм;
- помогать своевременно выявлять факты этических нарушений;
- помогать соответствующим образом реагировать на факты этических нарушений.
Одним из необходимых элементов реализации программ деловой этики и важным подспорьем для системы внутреннего контроля в компании, по мнению некоторых авторов[1], является система обратной связи или так называемого сигнализирования внутри компании. Именно эту область труднее всего органично подвести в российских компаниях под категорию «корпоративная этика» – в силу культурных особенностей восприятия природы этики вообще. Советы директоров, выполняющие в соответствии с законодательством роль наблюдательных советов, зачастую лишены источников объективной, непредвзятой информации о реальном положении дел в компаниях именно в силу отсутствия в них правильным образом организованных систем обратной связи. Правильным – означает обеспечивающим объективность информации и безопасным для участников: с использованием дублирующего канала для сбора уведомлений на уровне Совета директоров, альтернативной процедуры получения обратной связи, обеспечением анонимности уведомлений и пр.[2]
В заключение хотелось бы сказать о том, что моральные стимулы, стремления, удовлетворенность, контроль – это мощные факторы, цементирующие и направляющие компании. И именно на активизацию и управление этими факторами «работает» корпоративная этика. Поэтому, на наш взгляд, усилия, связанные с освоением ее ресурсов как инструмента управления, несомненно, принесут организации пользу.
Полезная литература
Информация о работе Понятие "корпоративная этика" и социальные основы ее формирования