Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:06, контрольная работа
Предметом исследования является категория «добросовестность» в российском гражданском праве.
целью контрольной работы становится исследование понятия добросовестности в гражданском праве, направленного на установление смысла этого термина и определение его правового содержания.
Сформулированные цели определили необходимость решения следующих задач:
1. определение категории «добросовестность» в гражданском праве;
2. выявление основных критериев и характеристик рассматриваемой категории;
3. определение роли понятия «добросовестность» в формировании принципов современного гражданского права;
Введение
1. Понятие добросовестности в российском гражданском праве
2. Значение добросовестности в гражданском праве
3.Добросовестность как один из пределов осуществления гражданских прав
4.Заключение
5.Список литературы
В частности, М. Бартошек, исследуя древнеримскую юридическую терминологию, определил понятия «bona fides», «fides» ((лат.) - верность, вера, доверие) как «собственная честность и доверие к чужой честности, верность данному слову, нравственная обязанность всех людей... выполнять свое обязательство, в чем бы оно ни выражалось». «Fides как строгую связанность собственным заявлением и взаимное доверие договорных сторон обозначали, как правило, как bona fides». То есть, по его мнению, в Древнем Риме термины «bona fides» и «fides» были равнозначными и имели общий антоним - «mala fides» (близкий к обману).
Пытались дать определение добросовестности и немецкие цивилисты. Штаммлер под «Treu und Glauben « понимал «принцип, дающий известное направление судейскому приговору; это норма, указывающая для каждого особого положения правильное в смысле социального идеала». По мнению Эндемана, «введение в закон принципа доброй совести обозначает связь закона с нравственными основами оборота; в руки судье дается масштаб, покоящийся на нравственных убеждениях общества, как они отливаются в действительности, в практике оборота». Г. Дернбург, в свою очередь, полагал, что «bona fides» - понятие этическое, и именно «все юридические сделки подчиняются началам доброй совести».
Не обошли вниманием понятие добросовестности и российские цивилисты. И.Б. Новицкий, посвятив изучению принципа работу «Принцип доброй совести в проекте обязательственного права», определил: «Добрая совесть (bona fides, Treu und Glauben), по этимологическому смыслу, таит в себе такие элементы, как: знание о другом, об его интересах; знание, связанное с известным доброжелательством; элемент доверия, уверенность, что нравственные основы оборота принимаются во внимание, что от них исходит каждый в своем поведении». В.Н. Бабаев считал, что «добросовестность следует понимать как честное, со всей тщательностью и аккуратностью выполнение обязанностей, старательность, исполнительность». К. Скловский поясняет закрепленное данное положение в нормах ГК РФ таким образом: «В наиболее общем смысле добрая совесть выражает, видимо, исходную позицию лица, уважающего своего контрагента, видящего в нем равного себе и этим актом признания и приравнивания постоянно воспроизводящего право на элементарном и тем самым - на всеобщем уровне».
Интересным в данном случае является заявление Л.И. Петражицкого, впервые объявившего и доказавшего, что понятие «bona fides» «не заключает в себя никакого нравственного ключа», «не отождествляется с честностью или какими-либо нравственными заслугами», при этом выражение «mala fides» не является синонимом слова «безнравственность». «Bona fides», по его мнению, - это незнание (извинительное заблуждение), а «mala fides» - знание. Сами же эти категории «представляют явления этически безразличные, бесцветные».
Само требование добросовестности
может восприниматься как в объективном,
так и в субъективном смысле. В
качестве объективного критерия добрая
совесть служит цели разграничения
противоречивых интересов субъектов
и возвышается над их субъективными
требованиями и желаниями. С субъективной
точки зрения добросовестность имеет
значение для обязательственных
правоотношений и влечет установление
более строгих условий
Анализируя вышеизложенные
статьи и параграфы правовых документов,
следует сделать вывод, что под
определение требования добросовестности
подпадают следующие три
- добрые нравы;
- добрая совесть;
- разумность и справедливость.
В первом случае под нравами принято понимать «устоявшиеся в данном сообществе формы поведения... бытующие в определенной общности или среде в определенную эпоху». Это стереотипы поведения, которые специально не санкционированы ни властью, ни законодателем, но играют немалую роль в определении допустимого и должного в поведении субъекта по отношению к обществу и его индивидам. Таковыми могут являться господствующие в обществе воззрения о благе, честности, порядочности, условные правила и манеры общественного благоприличия. Добро же объединяет в себе «все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу». Следовательно, добрые нравы - это сложившиеся в обществе положения о том, как должно поступать, чтобы действия не противоречили понятию добра и требованиям нравственности. Это те условия, которые сложились и существуют вне воли человека и которые он не должен нарушать.
Во втором случае термин
«нравы» заменен на понятие «совесть»
- «способность человека осуществлять
нравственный самоконтроль, внутреннюю
самооценку с позиции соответствия
своего поведения требованиям
В третьем случае под добросовестностью
понимается соблюдение «разумности» и
«справедливости». Под разумными
действиями понимаются те, которые
совершены лицом с должным
уровнем интеллекта, образованием и
жизненным опытом, необходимым для
этого или в аналогичных
Таким образом, можно сделать
вывод, что принцип добросовестности
- это необходимость любого субъекта
правоотношения при использовании
своих прав и исполнении своих
обязанностей соблюдать права и
законные интересы иных участников правоотношения.
При этом под обязанностью соблюдать
понимается стремление субъекта предвидеть
и предотвратить связанные с
его деятельностью нарушения
прав и законных интересов других
лиц. Добросовестность, рассматриваемая
с субъективных позиций, в этом случае
может характеризоваться не только
через отрицание (неведение, незнание
фактов), но и посредством утверждения
(внутреннее убеждение субъекта в
законности и обоснованности). Такие
критерии, характеризующие субъективный
элемент принципа добросовестности,
как правдивость, лояльность, уважение
права, верность обязательствам со стороны
субъекта этих обязательств, являются
главными элементами в поведении
сторон правоотношения. Принцип добросовестности
свидетельствует о наличии у
субъектов права «
Первоначально основываясь
на субъективном критерии, он распространил
сферу своего действия и на моральную,
объективную сторону. С этих позиций
принцип добросовестности - этическая
норма, отражающая в себе те представления
о морали и нравственности, господствующей
в данной системе права, государственного
устройства, нации, общественных отношениях,
в рамках делового оборота. Главная
цель объективного элемента принципа
добросовестности - обеспечить соотношение
баланса частных интересов
Принцип добросовестности охраняет
истинное содержание договорного правоотношения
вне зависимости от его буквального
содержания. Так, если договор содержит
положения, согласованные сторонами,
но противоречащие добрым нравам, сложившимся
в обществе, они будут признаны
ничтожными как противоречащие объективному
критерию добросовестности. Цель принципа
- получить результат, который будет
признан сторонами как
3. Добросовестность как один из пределов осуществления гражданских прав
Действующее гражданское законодательство весьма часто использует понятия разумности и добросовестности для оценки поведения субъектов гражданских правоотношений как взаимосвязанные друг с другом. В п. 2 ст. 6 ГК закреплено, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Из нормы п. 3 ст. 602 следует, что при разрешении спора об объеме содержания, которое предоставляется или должно предоставляться гражданину по договору пожизненного содержания с иждивением, суд должен руководствоваться началами (принципами) добросовестности и разумности. В ст. 662 ГК предписано, что арендодатель предприятия может быть освобожден судом от обязанности по возмещению арендатору стоимости неотделимых улучшений, если докажет, что при осуществлении таких улучшений были нарушены принципы добросовестности и разумности и т.д.
В других случаях понятия
«добросовестность» и «разумность»
применяются законодателем
Отдельно указания о разумном
ведении дел, разумных сроках, разумных
мерах, разумных ценах и т.д. используются
в качестве критерия оценки правомерности
или неправомерности поведения
субъектов многими нормами
Из приведенных примеров видно, что с нарушениями требований о добросовестности и разумности осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей закон связывает серьезные последствия. Поэтому в п. 2 ст. 10 ГК закреплено, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав и исполнение обязанностей в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (презумпция разумности и добросовестности).
Разумность субъекта предполагает осмысленность (рациональность), логичность и целесообразность его поведения. Разумным можно считать поведение субъекта, если оно является результатом осмысления социально-экономической обстановки, в которой он находится, логически вытекает из нее и целесообразно для него. О разумности срока исполнения обязанности можно говорить при его логическом соответствии существу обязательства. Встречные обязанности и целесообразно, и логично исполнять в кратчайшие сроки, ибо они вытекают из обязательств, построенных по принципу: вначале ты исполнишь свою обязанность, а лишь потом исполню я. Поэтому, если продавец хочет быстрее получить деньги в оплату вещи, он должен скорее исполнить свою обязанность по передаче вещи, потому что только после этого можно требовать оплаты. Разумной будет цена, предлагаемая собственником, если он осмысленно, логически увяжет ее с ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги, и если это целесообразно для него. Разумность - это оценочное понятие, используемое законом. Разумность или неразумность поведения субъекта гражданских прав может быть установлена только судом с учетом фактических обстоятельств, в которых находился субъект.
В современном российском гражданском праве содержится одно легальное положение, содержащее определение добросовестности. В п. 1 ст. 302 ГК сказано, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда оно было утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (п. 1 ст. 302 ГК). Как видно, добросовестность приобретателя связывается законом с незнанием им факта, имеющего юридическое значение, знание которого сделало бы его приобретение неправомерным. Данное заблуждение приобретателя (незнание) является, с точки зрения закона, извинительным, так как он не мог его избежать, а его поведение - добросовестным и правомерным. Если бы приобретатель не заблуждался, то есть знал о том, что продавец вещи не имеет правомочий на ее отчуждение, то его поведение было бы признано недобросовестным и потому неправомерным.
Информация о работе Принцип добросовестности в гражданском праве России