Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:45, реферат
Как часто в повседневной жизни мы слышим фразы: «это несправедливо», «поступить по справедливости», «справедливое решение»! Однако отдаем ли мы себе отчет в понимании смысла этого слова?
В какой-то мере понятие «справедливость» соотносится с понятием «правильность».
Сперва любопытно проследить словообразование термина «справедливость» в русском языке. Главную смысловую нагрузку несет основа «прав» - правый, правильный, в некоторых толкованиях праведный. То есть смысл и значение слова «правильный» вкладывались в понятие «справедливость» изначально.
При наличии конфликтной ситуации справедливым будет считаться такое ее разрешение, при котором обе стороны получают
Содержание:
1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Понятие справедливости.…………………………………………………4
3.Происхождение и генезис представлений о справедливости………...5
4.Справедливость распределительная и уравнивающая…….…………7
5.Справедливость как равенство…………………………………………..8
6.Два принципа справедливости Дж. Ролза…………………………… 10
7.Справедливость во взаимоотношениях между людьми……………...11
8.Заключение……………………
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Понятие справедливости.……………
3.Происхождение и генезис
4.Справедливость
5.Справедливость как
6.Два принципа справедливости Дж. Ролза…………………………… 10
7.Справедливость во
8.Заключение………………………………………………
Введение
Как часто в повседневной жизни мы слышим фразы: «это несправедливо», «поступить по справедливости», «справедливое решение»! Однако отдаем ли мы себе отчет в понимании смысла этого слова?
В какой-то мере понятие «справедливость» соотносится с понятием «правильность».
Сперва любопытно
проследить словообразование термина
«справедливость» в русском языке.
Главную смысловую нагрузку несет
основа «прав» - правый, правильный, в
некоторых толкованиях
При наличии конфликтной
ситуации справедливым будет считаться
такое ее разрешение, при котором
обе стороны получают ожидаемый
и оптимальный для них
Этот результат может отличаться от первоначальных ожиданий сторон, так как в ходе обсуждения ситуации выявляются новые факторы, которые приводят к изменению понимая сути вопроса. В результате каждая сторона отходит от своего первоначального мнения и в итоге стороны приходят к обоюдному согласию.
Но часто конфликты не удается разрешить подобным «мирным» способом, так как понятие о справедливости у каждого человека индивидуально. Соответственно, каждая сторона в споре горячо отстаивает свои позиции, не принимая позиций оппонента. И тогда здесь вступают в силу некоторые особенности.
Справедливость – одна из самых сложных этических категорий, затрагивающая широкую сферу человеческих отношений. Содержание этого понятия отражает экономические, политические и правовые условия жизни общества и тенденции их развития.
В науке нет единства в осмыслении сущности и объема понятия справедливости. Этот феномен выступал в качестве объекта исследования в работах О.Н. Крутовой, В.С. Пазенка, Г.В. Мальцева, Л.Г. Гринберга, А.И. Новикова, Р.А. Бабахановой, Н.И. Комарова, Ю.И. Сулина, В.З. Роговина, Д. Ролза и других. Однако многие аспекты справедливости остаются мало изученными.
Не решен вопрос
является ли категория справедливости
этической или ее следует относить
к социально-философским. Не выяснен
вопрос о классовом и общечеловеческом
в понятии справедливости, о соотношении
этого понятия с понятиями
равенства и права. Мало изучен объем
и основные черты справедливости
как категории этики. Все это
обусловливает необходимость
Понятие справедливости
Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении-отдаривании), социальных ценностей. Социальные ценности понимаются в самом широком смысле. Это — совобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и т.д.
Справедливыми считают исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми — чинящих произвол, нарушающих права людей (лишающих свободы и имущества), не помнящих сделанного добра. Справедливым признается воздаяние каждому по заслугам и, соответственно, несправедливым — незаслуженные почести и наказания. В частности, несправедливо получение одними благ за счет блага других и перекладывание на других собственных обязанностей. Справедливым признается исполнение обязательств (накладываемых договором или обетом) и обязанностей, не только ясно выраженных, но и подразумеваемых (либо сложившимся порядком вещей, либо предшествующими отношениями). Справедливы объективные решения и несправедливы — пристрастные.
Уже из простого перечисления социальных ценностей видно, что справедливость — это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Поэтому многие мыслители, начиная с Платона и Аристотеля, рассматривали справедливость как социальную добродетель. Современный социальный философ, Дж. Ролз, автор наиболее выдающегося современного труда по этой проблеме — «Теория справедливости», сравнивает справедливость с истиной: как истина является главной добродетелью мысли, так справедливость — первая добродетель общественных институтов. Поэтому через всю историю философии проходит мысль, что справедливость — это то, что содействует общему благу.
Вспомним учение Аристотеля о добродетелях. Справедливость, по Аристотелю, — тоже добродетель, но особого рода: она — «совершенная добродетель», «величайшая из добродетелей», если не сказать «добродетель в целом». Справедливость как бы управляет другими добродетелями. Через закон она предписывает, в каких делах проявляет себя мужественный, в каких благоразумный, в каких сдержанный. Так и несправедливость как бы стоит над остальными пороками. Пороки ведь могут быть несвоекорыстными: таковы трусость, злоба или скупость. Но своекорыстие может проявляться в действиях, которые нельзя отнести к какому-либо из пороков, но человека, их совершающего, мы называем подлым и несправедливым.
Происхождение и генезис представлений о справедливости.
Идея справедливости возникла на определенной ступени развития человеческого общества и носит исторический характер. Она порождена социальными отношениями людей в процессе их общественно-трудовой практики. В силу материальных условий производства общественный человек оказался подчиненным в своих действиях коллективу. Нравственное сознание ориентировалось в первобытном обществе на коллективные интересы. Однако эти общественные требования не противоречили интересам индивида. Воля коллектива все больше овладевала индивидуальным сознанием.
П.Лафарг выделял два вида справедливости: «воздающую», основанную на чувстве мести, и «распределительную», основанную на чувстве равенства. Страсть к мести рождалась из коллективной самозащиты. Адам Сммит писал: «Природа одарила нас чувством мести… только для нашей защиты…Чувство это служит порукой справедливости и охраной невинности. Она побуждает нас к опоре готовящейся нам обиде…».
Однако коллективная
месть влекла коллективную опасность.
Возникала потребность
«Распределительная» справедливость первоначально выступала как соблюдение равенства при распределении охотничьей добычи, а затем и земельных угодий между членами общества. Уравнительный дух проявлялся и в равенстве членов общества относительно друг друга.
Понятие «распределительной» справедливости претерпевало эволюцию. На протяжении всего развития первобытного общества. С появлением частной собственности вместо жизни за жизнь начинают требовать за жизнь скот, железо, золото и т.д.
Под воздействием
всего уклада общественной жизни
устанавливается известная
В доклассовом обществе
представление о справедливости
выражало нравственную оценку общиной
поступков человека. Первоначально
круг приложения понятия справедливости
ограничивался родом или
Древние греки оставались еще враждебными к варварам, они не признавали за ними справедливых прав. Мысль о том, что всякий человек имеет право на гуманное отношение, была чужда им. Однако уже начался прогресс в нравственных представлениях людей о справедливости.
Смягчалась жестокость войн. Первоначально всех побежденных мужчин убивали, впоследствии убийство военнопленных стало считаться постыдным. У Ксенофонта уже встречается мысль, что мирных жителей побежденной страны необходимо щадить.
В мифах Гомер описал «воздающую» справедливость богов. Их кара настигает виновного, его родственников и потомков. Вина властителя переносится на судьбы государства. Так троянцы расплачивались за грехи Париса.
Справедливость
изменяется на протяжении всей истории
человечества. Появление частной
собственности изменило людей и
их представления о
В последующие эпохи
представления людей о
«Категория справедливости применима к оценке различных общественных явлений и факторов (экономических, политических, правовых), к оценке отношения личности к обществу, а также к сфере межличностных отношений».
В справедливости
как этической категории
Таким образом, справедливость может выступать в роли критерия моральной оценки, в роли чувства, в роли нормы, мотива поведения, в роли нравственного идеала. Нравственный аспект справедливости может интерпретироваться на теоретическом и обыденном уровнях.
Справедливость
распределительная и
От Аристотеля идет традиция различения двух видов справедливости — распределительной (или воздающей, дистрибутивной) и уравнивающей (или направительной, коммутативной). Первая связана с распределением почестей, имущества и других материальных благ между гражданами или, шире, членами какого-либо сообщества. Здесь справедливость заключается в том, чтобы ограниченное количество благ было распределено по достоинству — пропорционально заслугам. Вторая связана с обменом, и справедливость призвана уравнять стороны, участвующие в обмене. Здесь достоинство лиц не принимается во внимание. При этом неважно, осуществляется ли обмен (в широком смысле слова — как взаимодействие) произвольно, как при разного рода сделках (хозяйственных или финансовых), где действие производится по воле участвующих в нем, или непроизвольно, как при разного рода тайных действиях (распутстве, сводничестве, лжесвидетельствовании, колдовстве, краже, убийстве), или подневольно, как в случаях навязывания действий (брань, унижение, посрамление, ограбление, пленение, умерщвление).
Хотя справедливость нередко касается распределения благ, она сама от благ не зависит. В частности, справедливость не зависит от благосостояния. Представим ситуацию, когда два работника в одной фирме получают за одну и ту же работу равную плату в 500 рублей. Приходит новый начальник, который выбивает дополнительные средства в фонд заработной платы. Зарплата всех повышается. Но один из работников — старый университетский приятель начальника, и ему поэтому назначается большая зарплата. Так что теперь за ту же самую работу один работник получает 1.000 рублей, а другой 1.500 рублей. В целом благосостояние выросло. Но тот, кто стал получать 1.000 рублей при том, что его коллега 1.500 рублей (хотя повышение зарплаты и изменение ставок имело одно и то же условие), оценивает новую ситуацию как несправедливую. Повышение благосостояния не воспринимается нравственным сознанием как достаточное основание для необоснованного нарушения равенства.
Как социальная добродетель справедливость отличается от многих других тем, что степень относительности ее содержания, точнее, конкретно-социальной изменчивости предполагаемых ею критериев, гораздо выше. Одним из первых обратил на это внимание Д. Юм, сделавший вывод о том, что справедливость — «искусственная» добродетель, между тем как милосердие — «естественная». Справедливость предполагает некоторый уровень согласия между членами сообщества относительно принципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться (стихийно или произвольно, по решению людей), но конкретное понимание справедливости зависит от того, какие правила и привычки установились в данном сообществе. И раз они установились, даже как неправильные, справедливость измеряется по ним, и нарушение этих правил, пусть даже во имя восстановления высоких стандартов справедливости, может восприниматься как несправедливость.
К примеру, некий учитель N ставит оценки в зависимости от услужливости ученика. Все ученики класса об этом знают и по мере желания живут по этим правилам. В этих условиях высокая оценка какого-то неуслужливого ученика только по знанию, будет рассматриваться услужливыми как нарушение установленных правил и, стало быть, как нарушение справедливости.
Справедливость как равенство
Справедливость в первую очередь выступает как проблема равенства. Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании соблюдения равенства. Эта связь справедливости и равенства нашла отражение в одной из первых известных нам формулировок правила справедливости, фиксирующего отношения взаимного воздаяния, закрепленные в институте кровной мести: «Поступай по отношению к другим так, как. они поступают по отношению к тебе». Это — правило талиона, известное у нас главным образом по ветхозаветной заповеди «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб», однако исторически встречающееся у всех народов на стадии их родового развития. Это правило требует возмездия (мести), но при своей непременности оно не должно превышать нанесенного ущерба.