Проблема суицида: морально-психологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:03, реферат

Описание работы

Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух “Я” , вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка.

Содержание работы

Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.20 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Украины

Луганская государственная  академия культуры и искусств

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По этике

На тему: «Проблема суицида: морально-психологический аспект»

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил:

                                                                                      студент  группы КХБ-3 
                                                                                     

                                                                                      Проверила: 
                                                                                      преподаватель

 

 

 

 

 

Луганск, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I Основные социологические  понятия и подходы к изучению проблемы суицида

Раздел II. Причины суицидального  поведения: социальные и асоциальные  факторы.

Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность.

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск “моральных каникул” имеет оборотную сторону - донжуановское  пресыщение жизнью. Тело как “большой разум” приходится обманывать в его  стремлении во что бы то ни стало  жить и безжалостно расправляться  с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

Этот страшный путь сознательного  суицида очевиден и безжалостен  в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и  литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского  Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух “Я” , вариативно выражающейся в  столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой  структурой субъекта, соматической временности  с когнитивной вечностью, волевой  безудержности с ограничительной  силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на “дне” своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность  и театральность собственных  притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда дело сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет  на словах, освободиться от “сна разума” , породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако “спасшийся” благодаря своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам Достоевский  являют собой слабый аргумент “за” , когда существует загадка ухода  из жизни Дж. Лондона, Вл. Маяковского  и многих других.

Что-то постоянно не связывается, обрывается в наших попытках если не объяснить, то хотя бы рационально  описать акт сознательного самонасилия. Даже гениальная полифония романов  Достоевского, работа на грани между  психиатрией и философией У. Джемса, В. Бехтерева, Р. Лэнга не дают исчерпывающих  ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%) , почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения  планеты происходит рост сознательного  суицида в среде наиболее перспективной  в эволюционном отношении?! · Уже  с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида  возраст - около 30лет - стал уменьшаться  до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи  были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х. · ·

Разработанность.

На эту тему было проведено  множество исследований. Так, к примеру, книги Эмиля Дюркгейма, изданные ещё при жизни автора, одна - "Самоубийство" (1897) - целиком посвящена данной проблематике, а в "Методе социологии" (1895) правилам, относящимся к различению нормального  и патологического, отведена III глава. Кроме того, разработанные Дюркгеймом и ставшие классическими методы установления корреляций между социальными  отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными и  др. характеристиками были широко использованы (отчасти уточнены и пересмотрены) учеником и последователем мэтра  Морисом Хальбваксом и активно  применяются в исследованиях  различных форм девиаций до сих пор. Последующие работы по этой проблеме так или иначе ссылались на работы Эмиля Дюркгейма. Многое из творческого  наследия Дюркгейма, в частности  введенная им в научный оборот категория анемии, дающая ключ к  пониманию процессов, происходящих в переходные и кризисные периоды  развития общества, послужило источником вдохновения для Роберта Мертона, одного из самых значительных представителей социологии отклоняющегося поведения  в нашем столетии и многих других социологов.

Нужно отметить, что многие работы характеризуются излишней практичностью. Действительно, изучаемый объект не абстрактен, он реален, и если опираться  на статистику, эта реальность ужасает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I Основные социологические понятия и подходы  к изучению проблемы суицида

Суицид - самодеструктивное  поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а  также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств  данного конкретного случая и  исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли  о необходимости безвременно  уйти из жизни. Я полагаю, если нет  за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости  ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно  и бестактно. Владимир Маяковский в  своей предсмертной записке, как  известно, просил: “Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил” . Еще  менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют  людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

При достаточно поверхностном  анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого  явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих  ему условий можно сделать  следующий вывод: самоубийство в  качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах  и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни  сознания, для характеристики которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа  с точки зрения эмпирии.

"В моей смерти прошу  винить... " По уровню самоубийств  Россия вышла на одно из  первых мест в мире. Масштаб  этой цифры ужасает: в 1998 году (более свежих данных нет) в  России добровольно расстались  с жизнью около 66 тысяч человек.  Разумеется, каждая человеческая  трагедия неповторима. Но в  этих тысячах трагедий есть  некие закономерности, которые помогают  лучше понять состояние общества  в целом. Закономерности эти  предмет серьезных научных исследований.

Мировая наука уже давно  установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.

В социологии эта проблема изучается как социальная патология. Особенно отчетливо это можно  проследить на примере творчества Э. Дюркгейма.

В социологическом этюде "Самоубийство" общие основания  методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом. Смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся "вне" индивида. Сами же социальные факты  следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут  быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое  поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые  обладают свойствами вещи постольку, поскольку  осуществляют внешнее давление на индивида. Они одновременно и делают возможными определенные типы поведения, и управляют  ими. "Такова, стало быть, категория  фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы  мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой  они ему навязываются. Поэтому  их нельзя смешивать ни с органическими  явлениями, так как они состоят  из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими  лишь в индивидуальном сознании и  через его посредство. Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных". · Важную роль в учении Дюркгейма играют разработанные  им правила различения нормального  и патологического, необходимые  для "управления поведением" (выражение  самого автора) . Как отмечает известный  французский социолог Р. Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими  устремлениями, в частности, надеждой учредить своеобразные "советы действия" по объективному и научному изучению феноменов, результаты деятельности которых  служили бы определенным промежуточным  звеном между наблюдаемыми фактами  и установлением предписаний. И  если некий феномен признается нормальным, то у общества нет оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим - общество располагает  существенными аргументами в  пользу необходимости реформ. · Для  Дюркгейма главным и решающим признаком нормальности факта выступает  частота его проявлений. "Социальный факт нормален для определенного  социального типа, рассматриваемого в определенной фазе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции". Отсюда - раз в любом обществе совершается определенное число преступлений, самоубийств и т.д. и, следовательно, они относятся к регулярно совершаемым действиям, - то такие факты не являются патологическими феноменами. Патология начинается тогда, когда увеличивается средний для данного общества показатель.

Причины социальных феноменов  следует искать в социальной среде, в природе самого общества. Объяснить  социальный феномен - значит отыскать действенную причину его возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно  его порождающее. Причем, считает  Дюркгейм, социолог располагает лишь одним средством доказать, что  одно явление служит причиной другого - сравнением случаев, когда они одновременно присутствуют или отсутствуют. "Научное  исследование не может достигнуть своей  цели иначе, как сравнением фактов, и у него тем более будет  шансов на успех, чем увереннее оно  будет, что собрало все явления, которые можно с пользой сравнить между собой". · С этих позиций  Э. Дюркгейм осуществляет одно из первых фундаментальных исследований суицидального  поведения ("Самоубийство") . Им используется метод совпадающих изменений, т.е. анализируются изменения уровня самоубийств среди разных групп  населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций становится определение  основных социальных типов самоубийств: эгоистического, альтруистического  и аномического. Применяемые статистические методы достаточно просты: определяются статистические корреляции между частотой самоубийств и социальными характеристиками (пол, возраст, брачность, детность, конфессиональная принадлежность и т.д.) · · Помимо социологов этой проблемой занимается философия, медицина, а именно психиатрия, психология.

Раздел II Причины  суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы

2. Специалисты насчитывают  большое количество факторов, имеющих  отношение к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной  активности, и влияние магнитных  полей Земли, и загрязнение  окружающей среды, накопление  определенных морских воздушных  масс, циклонов и антициклонов, но  наиболее ценными для понимания  самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические  причины, разрушающие личность  человека, его “я” .

Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с  его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса “быть или не быть” является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.

Информация о работе Проблема суицида: морально-психологический аспект