Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:03, реферат
Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух “Я” , вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка.
Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.
Связь “общество” - “микросоциум”
- “я” во временном пространстве
“прошлое - настоящее - будущее” в большей
или меньшей степени можно
проследить во всей истории общественного
развития человека. Есть, по крайней
мере, два вида самоубийств, прямым
образом связанных с
В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные годы старики ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов (в Японии при постройке моста в основании закапывалась человеческая жертва “хитобашира” , чтобы мост был прочным и бог реки не гневался на самоуправство строителей) . Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти “повелителя” - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями.
Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю, взобраться на высокое дерево и публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.
Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного поощрения” суицидов стало достоянием историков и этнографов, но обычаи прошлого то и дело вплетаются в современность.
Другим видом самоубийств,
непосредственно связанным с
социальными причинами, является тот
случай, когда общественное положение
какой-либо группы людей или конкретного
индивида по независимым от них причинам
настолько тяжело и невыносимо, что
суицид становиться одним из реальных
путей избавления от страданий. “Нужда
и безработица” , “бесплодность
и беспросветность борьбы за существование”
- эти слова стали штампами и
уже давно связываются с
Среди общественных условий,
влияющих на самоубийства, особую роль
играют некоторые культурные явления.
Например, появление “Вертера”
Гёте в 1774 году, в котором описаны
жизнь и смерть от несчастной любви
юного Вертера, породило целую эпидемию
самоубийств. Средства массовой информации
множат этот эффект заражения вирусом
самоубийства, основанный на подражании
кумирам. Смерть Курта Кобейна в
1994 году - солиста популярной группы
“NIRVANA” повлекла за собой целый
ряд самоубийств среди
Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийц. · Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Не даром одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждает самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивается ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, кроме отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств первых христиан - мучеников, стремящихся таким образом предстать перед лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни, который действует и по сей день. Одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. А такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относиться к отречению от плоти, самосожжение буддийских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Из этого видно, что в целом в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.
В настоящее время влияние
религии, как регулирующего суицид
фактора, значительно меньше, а изменения
в общественной жизни приобретают
все более скоротечный
Старшее поколение, как известно,
самая главная группа суицидального
риска: во всем мире возрастная кривая
самоубийств, за исключением лишь некоторых
стран, медленно нарастает у слабого
пола и резко взмывает вверх к
концу жизни у мужчин. Это легко
объясняется: болезни и одиночество,
упадок жизненных сил и отсутствие
радужных надежд на лучшее состояние
тела и духа не у всех вызывают бодрые
эмоции “социально активной старости”
. Даже, несмотря на негативные установки
церкви, старикам иногда представлялось
право решать, сражаться ли с нарастающей
лавиной хворей и недугов или
уйти с достоинством еще стоящего
на своих ногах - недаром существование
ядовитых трав рассматривалось, как
доказательство доброты Провидения
- они давали возможность старикам
умереть быстро и безболезненно.
Но с другой стороны, люди, которые
смогли полностью сказать старости
“да” и принять ее со всеми горестями
и радостями - действительно ли ощущают
эту последнюю пору жизни как
приятное завершение бурных дней молодости.
К сожалению, светлые картины
личных воспоминаний у сегодняшнего
старшего поколения зачастую тонут
в общественной волне утери прежних
жизненных ценностей и
Поколение среднего возраста,
включая большинство
С другой стороны, люди, изменившие
темпы своей профессиональной и
общественной жизни, также получают
дополнительные стрессовые нагрузки,
во-первых, естественно, из-за большей
напряженности труда в связи
с более быстрым темпом, а во-вторых,
из-за тех или иных барьеров, возникающих
при этом на их пути, тревога из-за
неуверенности в своих
Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения.
С другой стороны, новые условия общественной жизни порождают неизмеримо большое количество альтернатив при выборе профессиональной деятельности или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но и заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществить выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, которое повышает вероятность суицидальных намерений.
Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить побудительными причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины. · И все же отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало) , чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Отношения родителей с
детьми, к сожалению, не всегда строятся
на фундаменте открытых, полностью
искренних отношений, которые являются
надежной защитой от многих суровых
испытаний, с которыми встречаются
подростки в наше время. И не случайно,
что многие попытки суицида у
молодых рассматриваются
Школьные проблемы обычно
связаны с неуспеваемостью или
плохими отношениями с
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При том иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Информация о работе Проблема суицида: морально-психологический аспект