Проблема суицида: морально-психологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:03, реферат

Описание работы

Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух “Я” , вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка.

Содержание работы

Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.20 Кб (Скачать файл)

Связь “общество” - “микросоциум” - “я” во временном пространстве “прошлое - настоящее - будущее” в большей  или меньшей степени можно  проследить во всей истории общественного  развития человека. Есть, по крайней  мере, два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными  причинами.

В первом случае общество в  определенных ситуациях как бы требует  от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения  и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в  древности существовало практически  у всех народов. В голодные годы старики  ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились  ради прекращения войн, эпидемий, стихийных  бедствий. Человеческая жизнь считалась  лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов (в Японии при постройке  моста в основании закапывалась человеческая жертва “хитобашира” , чтобы  мост был прочным и бог реки не гневался на самоуправство строителей) . Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти “повелителя” - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны  были разделить участь господина  и отправиться в загробный  мир, самоубийства же вдов во многих странах  являлись свидетельством подлинной  любви к мужу и доказательством  их верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом  мужа вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание  насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами  поведения. У мужчин существовал  другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов  в нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение  этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями.

Самоубийство в истории  общества также рассматривается  как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых  африканских племенах сохранилась  такая странная форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю, взобраться на высокое дерево и публично излив  свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения  протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.

Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного поощрения” суицидов стало достоянием историков и  этнографов, но обычаи прошлого то и  дело вплетаются в современность.

Другим видом самоубийств, непосредственно связанным с  социальными причинами, является тот  случай, когда общественное положение  какой-либо группы людей или конкретного  индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что  суицид становиться одним из реальных путей избавления от страданий. “Нужда и безработица” , “бесплодность  и беспросветность борьбы за существование” - эти слова стали штампами и  уже давно связываются с причинами  самоубийств. Известно, что в целом  экономическое положение общества очень сильно отражается на кривой суицидов. Другие социальные причины  более опосредованно влияют на добровольный уход из жизни. Существует мнение, что  в технически высокоразвитых странах  вероятность самоубийств резко  возрастает, также процент самоубийств  в городах в 2 раза больше, чем  в сельской местности. В целом  научно-технический прогресс, увеличивающий  разделение труда и дифференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение “винтика”  в огромной машине цивилизации, не обладающего  ценностью собственной жизни. ·  Во время же войн и революций, когда  наблюдается действие механизма  переноса накопленной агрессии против своего “я” на других людей, принадлежащих  к “лагерю врагов” , кривая самоубийств  ползет вниз. С другой стороны практически  невозможно подсчитать количество людей  добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в  военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся  покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды истории является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения.

Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые культурные явления. Например, появление “Вертера”  Гёте в 1774 году, в котором описаны  жизнь и смерть от несчастной любви  юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. Средства массовой информации множат этот эффект заражения вирусом  самоубийства, основанный на подражании кумирам. Смерть Курта Кобейна в 1994 году - солиста популярной группы “NIRVANA” повлекла за собой целый  ряд самоубийств среди молодежи. Одна из главных тенденций, прослеживающихся в процессе развития общества, это  связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь  четко просматривается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни  общества и увеличения суицидов при  общественных спадах. Потеря же надежд после общественного подъема, как  правило, усугубляет кризис общественного  сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному  отказу от жизни наиболее слабых его  членов.

Особенно сильно это проявляется  в обществе, переживающем упадок и  не имеющем перспектив для развития. Общество без будущего представляет неистощимый источник для самоубийц. · Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств  и непосредственно связывающих  прошлое и настоящее в жизни  общества, является религия. Не даром  одной из основ в борьбе за жизнь  в истории общества являлась религиозная  кара. Ислам строго осуждает самовольное  лишение себя жизни, и до сих пор  это явление практически не встречается  в странах исповедующих мусульманскую  религию. В иудаизме также подчеркивается ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни правоверным  евреям разрешалось преступать все  религиозные законы, кроме отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств  первых христиан - мучеников, стремящихся  таким образом предстать перед  лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни, который действует  и по сей день. Одной из главных  причин самого низкого уровня самоубийств  в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние  в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения  себя жизни. А такие восточные  религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает  человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относиться к отречению  от плоти, самосожжение буддийских монахов  как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Из этого видно, что в целом в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.

В настоящее время влияние  религии, как регулирующего суицид фактора, значительно меньше, а изменения  в общественной жизни приобретают  все более скоротечный характер, в результате чего различные слои и социальные группы оказываются  в различных неравных условиях, которые  могут рассматриваться как предпосылки  к суицидальному поведению современной  молодежи и более старшего поколения.

Старшее поколение, как известно, самая главная группа суицидального  риска: во всем мире возрастная кривая самоубийств, за исключением лишь некоторых  стран, медленно нарастает у слабого  пола и резко взмывает вверх к  концу жизни у мужчин. Это легко  объясняется: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние  тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции “социально активной старости” . Даже, несмотря на негативные установки  церкви, старикам иногда представлялось право решать, сражаться ли с нарастающей  лавиной хворей и недугов или  уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах - недаром существование  ядовитых трав рассматривалось, как  доказательство доброты Провидения - они давали возможность старикам умереть быстро и безболезненно. Но с другой стороны, люди, которые  смогли полностью сказать старости “да” и принять ее со всеми горестями  и радостями - действительно ли ощущают  эту последнюю пору жизни как  приятное завершение бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины  личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут  в общественной волне утери прежних  жизненных ценностей и печальных  напоминаний об эпохе 30-х годов  и Отечественной Войны. Старость не стремиться к бурным переменам, и  консерватизм стариков давно уже  стал притчей во языцех и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им дополнительные дозы положительных  эмоций. Тем более, что многие из стариков не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и домочадцев у благотворного  для старости тепла семейного  очага, становиться понятным, что  эта социальная группа на данном этапе  отнюдь не стремиться выйти из зоны повышенного суицидального риска.

Поколение среднего возраста, включая большинство трудоспособного  населения “кому за 30” , оказалось  в не менее неоднозначной ситуации в свете политических, экономических  и культурных перемен нашего времени. Конечно многие из “среднего” поколения  получили, наконец, возможность реализовать  свои идеи, замыслы и творческий потенциал или просто возможность хорошо работать. Однако работа некоторых, а может и большинства, еще совсем далека не то чтобы от идеала, но и просто от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков организации труда, а иногда и от субъективных причин, относящихся к конкретному специалисту: или это очень слабая профессиональная подготовка, или нежелание и неумение изменять стиль и методы своей работы, или неумение координировать свою деятельность с другими людьми и целый ряд других причин, неизменно ведущих человека не удовлетворяющего новым изменившимся условиям работы в разряд “социально незащищенных” . А вследствие этого они обязательно получат большую порцию стрессов в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за свое место и уровень заработной платы, негативные эмоции от конфликтов с руководством и коллегами и др.

С другой стороны, люди, изменившие темпы своей профессиональной и  общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-первых, естественно, из-за большей  напряженности труда в связи  с более быстрым темпом, а во-вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих  при этом на их пути, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов.

Еще одним потенциально возможным  стрессогенным фактором для лиц  среднего возраста являются интенсивные  изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие  от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны  жизни, коренного изменения его  мышления и поведения.

С другой стороны, новые условия  общественной жизни порождают неизмеримо большое количество альтернатив  при выборе профессиональной деятельности или формы и места получения  образования и др., что предоставляет  гораздо большие возможности  для индивидуального развития, но и заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что  люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществить  выбор в определенных жизненных  ситуациях и испытывающие трудности  в самоопределении, как правило, находятся в неблагоприятном  психологическом состоянии, которое  повышает вероятность суицидальных намерений.

Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество  могут служить побудительными причинами к самоубийству. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины. · И все же отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало) , чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.

На первом месте из проблем, характерных для подростков с  суицидальным поведением, находятся  отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений  с друзьями, в основном противоположного пола.

Отношения родителей с  детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью  искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых  испытаний, с которыми встречаются  подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у  молодых рассматриваются психологами  как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между  младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (в возрасте 15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида  и это связано, прежде всего, с  тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье  родителей.

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или  плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти  проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

Одним из основных психологических  объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого  человека, что возникает обычно в  качестве компенсации плохих отношений  в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или  подругой становятся столь значимыми  и эмоционально необходимыми, что  любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При том иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Информация о работе Проблема суицида: морально-психологический аспект