Проблема суицида: морально-психологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:03, реферат

Описание работы

Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух “Я” , вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка.

Содержание работы

Раздел I Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида
Раздел II. Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы.
Раздел III. Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.20 Кб (Скачать файл)

Среди мотивов, объясняющих  попытки самоубийства, сами подростки  и психологи указывают на различные  способы, таким образом, оказать  слияние на других людей: “дать человеку понять, в каком ты отчаянии” - около 40 % случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался” - около 30 % случаев, “показать, как ты любишь другого” или “выяснить, любит  ли тебя другой” - 25 %, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” - 25 % и только 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов  может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько) .

Кроме того, в современных  условиях увеличивается разрыв между  различными возрастными и социальными  группами - это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило  в условиях менее динамичного  общества, очень сложно понять своих  “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые, являются поколением, которое находится в  наилучшем положении в современной  ситуации, так как имеет гораздо  больше потенциальных возможностей использовать свои преимущества, связанные  с тенденциями изменения общества.

Кроме того, в современных  условиях увеличивается разрыв между  различными возрастными и социальными  группами - это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило  в условиях менее динамичного  общества, очень сложно понять своих  “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые, являются поколением, которое находится в  наилучшем положении в современной  ситуации, так как имеет гораздо  больше потенциальных возможностей использовать свои преимущества, связанные  с тенденциями изменения общества.

Позволю себе отметить очень  важный момент. Ведь в первые годы "перестройки" материальный уровень нашей жизни  не вырос, а самоубийств стало  меньше. Не говорит ли это о том, что духовное имеет для нас  более высокий приоритет, чем  материальное? Свобода дороже хлеба! И даже не сама свобода, а призрак  ее, "свет в конце туннеля". Ведь и в странах Восточной Европы в период "перестройки" произошло  снижение уровня самоубийств. К сожалению, работает и обратный механизм когда "туннель" захлопывается и человек теряет какую-либо жизненную перспективу. Так, огромное число самоубийств среди людей с резко снизившимся социальным статусом. Например, среди вышедших в отставку военных. Молодой здоровый мужчина он может еще устроиться работать, и материальный уровень его не понизится. Но его убивает то, что еще вчера он был "бог и царь", а сегодня такой же, как тысячи других. То же объяснение для резкого взлета уровня самоубийств среди новобранцев в первые полгода службы или для неожиданно попавших в места лишения свободы.

Самоубийство -– это также  результат социально-психологических  дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы  возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливают целый  комплекс обстоятельств, во время которых  и созревает мысль о самоубийстве. И, прежде всего человека толкает  на это безысходность. Он больше не может конструировать свое будущее. И не важно сильный, волевой этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются среди  людей разных типов. В первом случае неуравновешенный человек с большими перепадами настроения может совершить  импульсивное самоубийство, а бескомпромиссный и волевой - реализовать хорошо подготовленное, продуманное спокойно и холодно  решение. Но существуют общие закономерности, объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у совершенно разных людей  и, прежде всего, это значимость ситуации для данной личности. Именно из-за различной  значимости одни и те же типы личности в сходных ситуациях дают совершенно различную реакцию. Самые распространенные из них это реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистического  направления.

Реакция демобилизации, самая  часто встречающаяся в повседневном общении с людьми. У человека резко  изменяется сфера контактов, он замыкается, мучительно переживает свое одиночество, испытывает безнадежность, какую-то психическую  травму перерабатывает в сознании в  еще большую. Видит трагический  тупик без выхода. Тем не менее, он продолжает жить и работать или  учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым днем, уединяется, перестает  быть активным и думает о самоубийстве. В данном случае за суицидальными  намерениями в половине случаев  могут последовать реальные действия.

Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее основе лежит какой-то тревожный  компонент, нарушен сон, бывают кризы. При этом заметно снижается интеллектуальный контроль. Человека что-то очень мучает, не дает покоя; он становиться раздражительным. Происходит то, что обычно называют потерей “точки опоры” . Благодаря этому может произойти реализация острого намерения уйти из жизни.

Хронически пониженное настроение, такое на первый взгляд невинное явление, относиться к реакциям пессимистического  направления. Пессимистическая реакция - одна из самых тяжелых и опасных. У человека происходит изменение  мироощущения, появляется мрачное мировоззрение  и оценка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала ценностей. При  этой реакции встречаются как  неожиданные, сиюминутные способы  самоубийства, так и хорошо заранее  продуманные.

Итак, реакции на неприятные и, порой, губительные для человеческой психики события могут быть разными, но основа их происхождения одна - это  отрицательная эмоция. Но опасны не любые отрицательные эмоции, а  неконструктивно-застойные, когда отсутствует  их смена, а подвижность и динамичность психической деятельности сведена  к минимуму. Неконструктивность таких  эмоций заключается в их обращенности вспять, на то, что уже произошло, и отрицательные эмоции порождаются  одними и теми же неприятными воспоминаниями. Отсюда ни в коем случае не следует, что нельзя вспоминать и анализировать  то, что уже произошло, даже если это нерадостные воспоминания. Но обращаться к неприятным событиям прошлого целесообразно именно с целью  их анализа.

Такой анализ при попадании  человека в замкнутый круг отрицательных  эмоций позволяет уменьшить возможность  возникновения подобных ситуаций в  дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния  обретает динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность по достижению реальной и актуальной в  настоящее время цели позволяет  преодолевать такие состояния, как  растерянность, уныние, разочарованность, тоска.

Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств  и непосредственно связывающих  прошлое и настоящее в жизни  общества, является религия. Недаром  в конце прошлого века В. Джеймс в  своем знаменитом эссе "Стоит  ли жизнь того, чтобы жить? " пришел к выводу, что одной из основ  в борьбе за жизнь в истории  общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное  лишение себя жизни, и до сих пор  это явление практически не встречается  в странах, исповедующих мусульманскую  религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным  евреям разрешалось преступать все  религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.

Христианство после волны  самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом как  можно быстрее предстать перед  лицем всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. И хотя слова Экклезиаста "и возненавидел я жизнь, ибо  все суета и томление духа" могут посоперничать по пессимизму с книгой Иова ("человек рождается  на страдания") , тем не менее попытки  избежать страданий, ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как  нарушается заповедь "не убий") , который  лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного  наследства. Люди же, совершившие неудачную  попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.

Поэтому одной из главных  причин самого низкого уровня самоубийств  в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние  в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения  себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем  не более 12 человек на 100000) .

Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие  доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению  от плоти. И самосожжение буддистских  монахов как акт протеста против войн и других варварств современной  цивилизации вполне укладывается в  рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многих государственных нововведениях  и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимой Петром I. Современными исследователями установлено, что  в целом в государствах, где  влияние религии слабее и религиозные  нормы, в частности, связанные с  самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.

Раздел III.

Категории самоубийц. Т Фазы и типология самоубийств

Существуют категории  самоубийц с их психологическими портретами: эгоист (выпавший из сообщества) , альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть "за компанию") , аномичный самоубийца (в отсутствие общечеловеческих ценностей и принятых правил поведения) , фаталист (в отсутствие необходимых для самовыражения свобод) . · Если говорить о самом явлении суицида, то можно выделить несколько фаз.

Выделяется пресуицид, когда  у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей  жизни, которые выражаются в формулировках  типа “жить не стоит, устал от такой  жизни” и тому подобное. Не имеется  четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны и нормальным людям  в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается, то на следующем  этапе пресуицида мы видим пассивные  суицидальные мысли, которые характеризуются  представлениями, фантазиями на тему лишения  себя жизни. Например: “хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться” и  тому подобное, которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду.

На следующем этапе  возникают суицидальные замыслы. Это  активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается  способ, выбирается время и место  действия. Следующий этап - это суицидальные намерения: когда принято решение  о самоубийстве - непосредственно  суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют  подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.

Вообще выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно - шантажное поведение. После того, как все этапы пройдены, человек  подошел к суицидальному действию, как к итоговому представлению  о невозможности существования  в данной ситуации. Возможно, это  истинный суицид, тогда человек предпринимает  реальные действия, что бы лишить себя жизни.

Пример аффективного суицида  сотрудник силовых структур возвращался  с работы на служебной машине, совершил ДТП, сильно повредил машину в состоянии  такого аффекта он застрелился. Человек  решился и сделал, хотя явных причин так поступить у него не было.

Пример демонстративно - шантажного самоубийства: был такой  случай когда человек, в пьяном состоянии, после ссоры со своей бывшей женой, вскочил на подоконник со словами: “я сейчас выпрыгну” , потом его успокоили, но ввиду того что он был пьян, и была нарушена координация движений, он просто свалился с большой высоты. Это была демонстративно - шантажная  попытка, но ему не повезло и она  оказалась законченной. Для осуществления демонстративного суицида часто используют мед. препараты. Демонстративно - шантажное поведение предполагает как рациональный, запланированный вариант, так и аффективные формы поведения, когда человек спонтанно организует тот или иной вид шантажа. И тот и другой случай могут закончится летально так как они оба провоцируют негативную форму поведения которая может привести к тому, что у человека действительно возникнет самоубийство. · Хотелось бы показать схему, где рассматриваются некоторые мифы и реальности. В отношении суицидов существуют следующие мифы:

Самоубийства совершают  психически ненормальные люди. Но исследования показали: 80 - 85% самоубийц были вполне здоровыми людьми.

Самоубийство невозможно предотвратить. Но период кризиса - явление  временное, и в этот момент человек  нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. Получив это человек  часто отказывается от своих намерений.

Миф существует тип людей, склонных к самоубийству. Все зависит  только от ситуации, но и от ее личностной оценки.

Не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство. Самоубийству обычно предшествует необычное  поведение.

Человек перед самоубийством  будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку. В  большинстве случаев, если не принимать  во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы. То есть человек  всегда предупреждал окружающих о своих  намерениях.

Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель, даже месяцы.

Информация о работе Проблема суицида: морально-психологический аспект