Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей..

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, виды и функции общения ……………………………………5
1.1. Понятие общения ……………………………………………………...5
1.2. Виды общения …………………………………………………………6
1.3. Функции общения …………………………………………………….10
1.4. Психологические особенности делового общения ………………....11
2. Роль восприятии в процессе общения. Ошибка восприятия ………...15
Заключение ………………………………………………………………...22
Список использованной литературы …………………………………….24
Приложение ………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.docx

— 77.06 Кб (Скачать файл)

Секрет эксперимента состоял  в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными  фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и  в эксперименте американского психолога  А. Миллера, который, применив метод  экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия до этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше до которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим  другим людям, и просили их оценить эти мнения.

Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве души" была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное - определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией - уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги (1888 - 1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей", основана на механизме идентификации.

Очень близка к идентификации  эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902—1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание".

Эмпатическое  понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

С точки зрения характеристики общения как идентификация, так  и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.

Процесс понимания друг друга  опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению11.

 

 

 

 

Заключение

 

Дальнейшее развитие общения  можно представить как постепенное  накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

На мой взгляд, структура  общения состоит из ценностных, антропологических и нормативных элементов. Это означает, что в структуре общения неразрывно друг от друга сосуществуют эти составляющие; любой феномен общения детерминируется какими-либо ценностями и сам представляет определенную значимость, любой процесс общения - это взаимодействие конкретных субъектов с определенными качествами и, наконец, любой процесс общения - это совокупность определенных норм, правил, способов, форм человеческого взаимодействия. Все эти три составляющие общения принципиально не сводимы друг к другу: они представляют собой такие составляющие, которые соответствуют разным предметам и методам исследования. В реальном процессе общения эти три структурных элемента общения, три модуса, «три лика» существуют неразрывно, взаимопроникая друг в друга.

Относительно попыток  создания структурно-функционального  портрета общения, включая и авторский  вариант, можно сделать следующий  вывод: определение структуры и  функций общения ни в коем случае не должно превращаться в самоцель, а должно служить лишь средством для решения поставленных задач и, в частности, для того, чтобы более обстоятельно и глубоко рассмотреть вопросы, связанные с классификацией общения.

Действительно, феномены общения  чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растет. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое-либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, категорически навешивают такие гносеологические и психологические ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ничего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

В реальной жизни, как правило, хотя бы в одной из сфер общения  имеют место элементы принуждения, неявной фрустрации (ущемления, подавления) потребностей, возможностей, интересов, навязывание своих правил, норм, принципов, средств, способов общения. Но ненасилие может выступать  как фундаментальнейший, основополагающий высоконравственный эталон, критерий при выборе наиболее гуманистического стиля общения. Действительно, что может быть сильнее сил любви и правды, заложенных в ненасилии. Именно поэтому общение, основанное на силе ненасилия, на нравственной силе любви и правды должно служить тем идеалом, на который должен ориентироваться любой человек, в любой ситуации общения. А в теории ненасильственное общение представляет собой важнейшую парадигму (пример, образец) гуманистической этики общения.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Андреева Г. М. «Социальная психология» М: Аспект Пресс, 2006г. – 363с.

2. Козловская Н.В. Психология  общения, Учебное пособие. –  Ставрополь: Изд–во СГУ, 2008. – 409 с.

3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р., Психологические законы  поведения человека в социуме,  СПб-М.,: Еврознак, 2008

4. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2010. — 334 е.

5. http://www.ucheba.ru/referats/3340.html - Психологические особенности делового общения

 

Приложение 1

Словарь терминов

Авторитет – добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-либо одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию.

Аморальное поведение – поведение, противоречащее нормам, принятым в обществе.

Барьер психологический – внутреннее препятствие, непроизвольное сопротивление человека какому-либо воздействию, активации мысли, желания, мотива, вызванное их характером, неприемлемым для данного индивида.

Борьба мотивов – столкновение двух противоречащих друг другу мотивов, сопряженное трудным выбором человеком одного из них.

Взаимодействие – поведенческие взаимосвязи между людьми, их влияния друг на друга, вызывающие взаимообусловленные поступки и действия, приводящие к их согласованности или конфронтации, противоборству.

Взаимоотношения – позиционно-психологические взаимосвязи (контакты) между людьми. По источнику возникновения и проявлению различаются: статусные взаимоотношения (позиционно-ролевые, диспозиционные) и поведенческие (зависящие от психики людей, вступивших во взаимоотношения).

Воля – динамическая направленность психической активности человека, диапазон которой от слабого желания до непоколебимой решительности в достижении поставленной цели.

Группа – совокупность людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Действие социальное – форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий.

Депривация – состояние человека, вызванное недостатком собственной активности (движений, занятий любимым делом), привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей.

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности.

Защита психологическая – саморегуляционный психологический механизм преднамеренного и подсознательного ограждения сознания человека от травмирующей его информации.

Индивидуальность – совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей.

Интериоризация (от лат. interior  - внутренний) – формирование умственных действий человека путем усвоения им содержания и форм его предметной деятельности. Перевод внешней орудийной деятельности человека в его внутреннюю, мыслительную деятельность.

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribution – приписывание) – психологическая теория о том, как люди объясняют поведение других. Позволяет вскрыть многочисленные ошибки в обыденной интерпретации поведения.

Коммуникация (от лат. communico – соединяю, сообщаю) – общение, передача информации. Коммуникация в деловом общении есть обмен информацией, значимой для участников общения.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил. В деловом общении конфликты возникают, как правило, на уровне межличностного общения партнеров.

Лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель) – человек, обладающий наибольшим авторитетом и влиянием в группе, организации, политической партии, государстве.

Личность – характеристика социальной природы и сущности человека, совокупность его социальных качеств как субъекта деятельности, мышления, общественных отношений и межличностного общения.

Макросреда – совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека и различных социальных групп.

Межличностное общение – общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей.

Микросреда личности – та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности.  

Мораль – индивидуальная составляющая (характер) психики человека, основанная на категории «добро и зло», «справедливость», «совесть», «свобода», «нравственный долг», «счастье» и т. д.

Мотивы поведения (от лат. moveo – двигаю) – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности.

Общение – определяется в психологии как взаимодействие 2-ух или более людей, состоящие в обмене информацией познавательного, эмоционально-оценочного или другого характера.

Общение деловое – вид общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело.

Переговоры – процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения.

Позиционный торг – одна из стратегий ведения переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях.

Информация о работе Психология общения