Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:32, контрольная работа
Целью исследования является познакомить с основными социальными и психологическими теориями и технологиями общения как системой интегративной деятельности, основными механизмами и закономерностями коммуникации, показать методы и средства эффективного взаимодействия людей..
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, виды и функции общения ……………………………………5
1.1. Понятие общения ……………………………………………………...5
1.2. Виды общения …………………………………………………………6
1.3. Функции общения …………………………………………………….10
1.4. Психологические особенности делового общения ………………....11
2. Роль восприятии в процессе общения. Ошибка восприятия ………...15
Заключение ………………………………………………………………...22
Список использованной литературы …………………………………….24
Приложение ………………………………………………………………..25
Психология личности – совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность.
Психология общения – оно складывается из «я – ты», «я – мы», «мы – они». В результате этого общения обнаруживаются основные свойства и состояние личности.
Роль – специфический паттерн поведения, который демонстрирует член группы, основываясь на ожиданиях других ее членов.
Ролевое поведение (от фр. role – значение, род, степень участия в каком-либо деле) – поведение заданное той или иной ситуационной ролью.
Социальная группа – это более или менее устойчивая конкретно-историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность.
Социальные стереотипы (от греч. stereos–твердый и typos–отпечаток) – сложившиеся в сознании отдельных людей и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним.
Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) применения этих методов.
Трансакционный анализ – в концепции американского психолога Э. Берна – это анализ взаимоотношений людей, в том числе деловых, с точки зрения взаимодействия их психологических состояний.
Ценностные ориентации – ориентации отдельного человека, больших и малых социальных групп, этнических общностей и т.д. на определенные социальные ценности. В деловом общении ценностные ориентации партнеров во многом определяют характер их взаимодействия.
Ценность (от греч. axios – ценность) – то, что имеет значение для жизнедеятельности отдельного человека и других субъектов, для удовлетворения их потребностей и реализации их интересов.
Эмоции (от фр. emotion – волнение) – реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.
Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.
Приложение 2
Персоналии
Белл Даниел (род. в 1919 г.). Американский социолог, разработавший концепцию "постиндустриального общества", в основе которой лежит интерпретация всемирной истории, рассматриваемой в плане развития технологии и научного знания, как переход от доиндустриального общества к индустриальному и от него — к постиндустриальному.
Белла Роберт Нилли (род. 1927). Американский социолог; профессор социологии и сравнительных исследований Калифорнийского ун-та (г. Беркли). Известен главным образом своими трудами в области социологии. В 60-е годы занимался изучением восточных религий. Разработал эволюционную теорию религии, выделив пять основных этапов: "примитивную религию", "архаическую религию", "исторические религии", "раннесовременную религию", "современную религию".
Бергер Питер Людвиг (род. в 1929 г.). Американский социолог, разрабатывающий в русле феноменологической социологии знания широкий круг проблем, включая прежде всего проблемы, относящиеся к социологии религии. Бергер исходит из того, что человек стремится обрести "наполненное смыслом" место в реальности своей повседневной жизни. В работе "Священная завеса" (1967) Бергер определяет религию как священную космизацию социального порядка.
Булгаков Сергей Николаевич (1871—1944). Русский богослов, философ, социолог. В числе важнейших работ С.Н. Булгакова "Два града" (1911), "Философия хозяйства" (1912). В сборнике "Вехи" ему принадлежит статья "Героизм и подвижничество". Очерк "Народное хозяйство и религиозная личность" был опубликован в 1909 г. Для социологии религии представляет также большой интерес работа "Апокалиптика и социализм".
Вебер Макс (1864—1920). Докторскую степень получил в 1891 г. за диссертацию "История аграрных институтов (в древнем Риме)". Важнейшие работы в области религиеведения: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904—1905), "Хозяйственная этика мировых религий" (1920), "Социология религии (типы религиозных сообществ)" (1921).
Гарнак Адольф фон (1851—1930). Изучал теологию в Лейпцигском ун-те. Главные труды: "Учебник по догматической истории" (1886), "История раннехристианской литературы до Евсевия" (1—3 т. 1896—1904), "Миссия и распространение христианства в первые три столетия" (1902), "Сущность христианства" (1900) и др.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831). Гегель — представитель классической немецкой идеалистической философии: предмет философии — всеобщее, а всеобщее есть идеальное. Первооснову всех явлений природы и общества Гегель видит в неком безличном духовном начале, которое он называет "абсолютом", "мировым разумом", "абсолютной идеей". Основы системы изложены в "Энциклопедии философских наук", состоящей из трех частей. Специально религии посвящены, кроме ранних теологических работ ("Жизнь Иисуса", "Дух христианства и его судьба"), "Лекции по философии религии".
Гоббс Томас (1588—1679). Крупнейшее философско-социологическое сочинение Гоббса — "Левиафан, или материал, форма к власть государства церковного и гражданского" (1651). Гоббс полагал, что человеческой природе свойственны эгоистические стремления к самосохранению и наслаждению, так что естественным состоянием человечества была война всех против всех.
Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — один из основоположников социологии. Основатель и издатель "Социологического ежегодника" (1897— 1913), вокруг которого объединился ряд ученых, занимавшихся социологией. В трех главных книгах Дюркгейм разрабатывает идущую от Конта проблему социального согласия. Это работы: "О разделении общественного труда" (1893; русск. перев. 1900), "Самоубийство" (1897; русск. перев. 1912), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).
Зиммель Георг (1858—1918). Изучал философию в Берлинском ун-те, в котором затем преподавал (1901—1914); в последние годы он — профессор в Страсбурге. Один из ведущих представителей "философии жизни", наряду с Ницше, Бергсоном и Дильтеем; разрабатывал широкий круг проблем, включая философию истории и культуры, этику, политэкономию, религиеведение. Отстаивал самостоятельность социологии как науки, считается основоположником "формальной социологии". Важнейшие работы: "Проблемы философии истории" (1892), "Философия денег" (1900), "Социология" (1908), "Конфликт современной культуры" (1918).
Кант Иммануил (1724—1804). Изучал математику, естественные науки, философию; с 1756 г. приват-доцент, с 1770 г. ординарный профессор логики и метафизики в Кёнигсбергском ун-те. В первый — "докритический" — период занимался естественнонаучными проблемами. Главная работа периода — "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755). Второй — "критический" период — был посвящен разработке трансцендентальной философии, или критицизма.Главные работы этого периода: "Критика чистого разума" (1781), "Критика практического разума" (1786), "Критика способности суждения" (1790), "Религия в пределах только разума" (1793).
Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, социолог, основатель школы позитивизма. Он ввел в употребление сам термин "социология". Конт в так называемом "законе трех стадий" исторического развития предложил тот подход к объяснению религии как социального явления.
Леви-Брюль Люсьен (1857—1939). Родился и умер в Париже; получил философское образование и первое время, будучи профессором Сорбонны, занимался историей европейской философии и проблемами морали: "История современной философии во Франции" (1899), "Философия Огюста Конта" (1903), "Этика и наука о нравах" (1905).
Лукач Дьёрдь Георг (1885—1971)
— венгерский философ, эстетик, социолог.
Испытал на первых порах влияние Г. Зиммеля
и М. Вебера, позже — Г. Гегеля и К. Маркса.
Разрабатывал широкий круг проблем, стоящих
в центре теоретической мысли и духовных
течений XX в. В конечном счете это проблема
кризиса современного сознания и путей
его преодоления.
Работа "Своеобразие эстетического",
фрагменты из которой даны в хрестоматии,
посвящена разработке теории эстетики
и искусства.
Малиновский Бронислав
К. (1884—1942). Родился в Кракове. Окончил Краковский
ун-т. В 1910—1914 гг. изучал в Лондоне в Экономической
школе антропологию. Важнейшие работы
по исследованию проблем религиеведения:
"Коралловые сады и их магия" (1935);
"Основание веры и морали" (1936); "Научная
теория культуры и другие эссе" (1944);
"Магия, наука и религия и другие эссе"
(1945); "Секс, культура и миф" (1962).
Основываясь на своем опыте практических
исследований, Малиновский разработал
методологию, согласно которой антрополог
обязан некоторое время быть наблюдателем
в обществе, которое он изучает.
Маннгейм Карл (1893—1947) — немецкий философ и социолог, во взглядах которого прослеживается влияние Д. Лукача, К. Маркса, Э. Трельча и 3. Фрейда. Он считается создателем социологии знания, которая рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности людей в обществе. Основные работы: "Идеология и утопия" (1929), "Человек и общество в эпоху перестройки" (1935), "Диагноз нашего времени" (1943).
Маркс Карл (1818—1883) — немецкий социальный мыслитель, разрабатывавший широкий круг проблем политической экономии, философии, социологии. Изучал право в Боннском и Берлинском ун-тах, но больший интерес вызывали у него философия и история. Маркс-ученый в первую очередь — экономист ("Капитал", 1867. Т. 1), социолог, историк. Философских проблем он касается главным образом в связи с разработкой проблем развития общества и критикой предшествовавших учений. Он основывался в философии на двух традициях — немецкой классической идеалистической философии от Канта до Гегеля и на материализме Просвещения. Ранние работы Маркса ("Экономическо-философские рукописи 1844 г.", "К критике гегелевской философии права" и др.) посвящены феномену отчуждения — понятию, которое Маркс почерпнул из работ Гегеля и Фейербаха, но в которое он вложил новое содержание.
Никольский Николай Михайлович (1877—1959). Занимался историей древнего Востока ("Израиль и Вавилон", 1910 г.; и др.); библеистикой ("Царь Давид и псалмы", 1908 г., "Древний Израиль", 1911 г.; и др.); проблемами происхождения христианства и формирования книг Нового завета ("Раннее христианство", 1908 г.; "Иисус и первые христианские общины", 1918 г.; и др.); историей православия, старообрядчества и сектантства (в многотомной "Русской истории с древнейших времен" под ред. М.Н. Покровского — разделы: "Первобытные религиозные верования и принятие христианства" (т. I, 1909 г.), "Народная религия и церковь в XIV—XVI вв." (т. П, 1909 г.), "Реформы Никона и религиозно-социальные движения во второй половине ХVП в." (т. П, 1909 г.), "Религиозные движения в ХVШ в." (т. IV, 1912 г.), "Религиозные движения в XIX в." (т. V, 1912 г.), "Государственная церковь в XVIII и XIX вв." (т. V, 1912 г.). Книга "История русской церкви", фрагменты которой приводятся в хрестоматии, была издана в 1930 г. (3-е изд-е в 1985 г.).
Парсонс Толкотт (1902—1979). Американский социолог, создатель теории действия и системно-функциональной школы. Он исходил из того, что в обществе действуют спонтанные процессы саморегуляции, поддерживающие порядок и обеспечивающие его стабильность. Саморегуляция обеспечивается действием символических механизмов, таких, как язык, ценности и др.
Рэдклифф-Браун Альфред
Реджиналд (1881—1955). Важнейшие работы: "Андаманские
острова. Исследования по социальной антропологии"
(1922), "Структура и функции в примитивном
обществе" (1952), "Естественная наука
об обществе" (1957), "Метод социальной
антропологии" (1958).
Рэдклифф-Браун изучал религию не как
систему верований, но раскрывая ее "социальные
функции", т.е. тот вклад, который она
вносит в формирование и утверждение социального
порядка.
Смит Вильям Робертсон (1846—1894). Родился в Шотландии. Среди его работ статья "Библия" для Британской энциклопедии (1875), "Пророки Израиля и их место в истории" (1882), "Лекции по семитической религии" (1889). Как исследователь Ветхого Завета, Робертсон Смит изучал религию евреев в контексте религиозных обычаев и представлений семитских кочевников, у которых, как он доказывал, ритуал занимал господствующее положение во всей религиозной жизни, отодвигая на второй план верования. В этой связи он разрабатывал теорию тотемизма и жертвоприношений, обосновывая мысль о том, что древняя религия состояла из институтов и практики и фактически не имела символа веры.
Сорокин Питирим Александрович (1889—1968). Под влиянием М.М. Ковалевского, Л.И. Петражицкого, Е.В. Де-Роберти и Э. Дюркгейма обращается к анализу широкого круга социальных явлений, в числе первых — работы по морали, религии, праву. В 1920 г. выходит двухтомная "Система социологии". В этой работе Сорокин рассматривает религию и церковь как компоненты "кумулятивных группировок" в их соотношении с государством и кастой.
Трёльч Эрнст (1865—1923). По образованию теолог. Важнейшие труды: "Абсолютность христианства и история религии" (1902); "Основные проблемы этики" (1902); "Политическая этика и христианство" (1904); "Значение протестантизма для возникновения современного мира" (1906), "Социальные учения христианских церквей и групп" (1912), "Историзм и его преодоление" (1924) и др.
Франк Семен Людвигович (1877—1950).
Профессор философии в
Саратовском и затем Московском ун-тах.
В числе других работ — "Очерк методологии
общественных наук" (1922), "Духовные
основы общества. Введение в социальную
философию" (1930), "Свет во тьме. Опыт
христианской этики и социальной философии"
(1949).
Фрейд Зигмунд (1856—1939). Австрийский психолог, социальный мыслитель, создатель психоанализа, принципы которого были применены к разработке проблем социальной истории, религиеведения, культурологии и т.д. Основатель Международной психоаналитической ассоциации (1910). Важнейшие работы: "Тотем и табу" (1913), "Я и Оно" (1923), "Моисей и монотеизм" (1939). Работа, фрагменты которой приведены в хрестоматии, "Будущее одной иллюзии", вышла в 1927 г. и была переведена во многих странах, вызвав широкий общественный резонанс.