Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

Государство, подразумевающее по своей
природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные
формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в
нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами
дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв,
институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов
иерархической системы власти в обязательном порядке требует
инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных
слоёв и групп, различающихся по вышеуказанным определениям.

Содержание работы

ЧАСТЬ I: Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его
формирование
1.1 История возникновения речевого этикета………………………..…………3
1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его
формирование.…………………………………………………………...……………..4
ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы
2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение,
приветствие……………………………………………………………………………..7
2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы
вежливости и взаимопонимания ………………………………………….….…9
2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание,
резюмирование и комплименты ………………………………………….………….12
2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении по
средством телефона……………………………………….………….………..13
ЧАСТЬ III: Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры
страны………………………………………………………………………………….16
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

рус яс.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Филиал Санкт- Петербургского   Государственного

инженерно-экономического университета

в г. Анадыре

 

 

 

 

 

 

 Контрольная работа

 

Дисциплина: «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Тема: Речевой этикет

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Выполнил студент

группа 247 курс _I__

 

                                                                                                    ФИО Жигмитова С.Ц.

 

         

Проверил преподаватель

                                                                                                    ФИО_________________

 

 

                                                                                                                     _________

                                                                                                                                            (дата)

_______________________

                                                                                                                                        (подпись)   

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     2008 г                                                                        

 

                                                      Содержание 
ЧАСТЬ I: Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его 
формирование 
1.1 История возникновения речевого этикета………………………..…………3 
1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его 
формирование.…………………………………………………………...……………..4  
ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы 
2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, 
приветствие……………………………………………………………………………..7 
2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы 
вежливости и взаимопонимания ………………………………………….….…9 
2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, 
резюмирование и комплименты ………………………………………….………….12

2.4 Особенности речевого  этикета при дистантном общении,  общении по 
средством телефона……………………………………….………….………..13 
ЧАСТЬ III: Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры 
страны………………………………………………………………………………….16 
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ I: Речевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его 
формирование.

 
1.1История возникновения речевого этикета.

 
           Возникновение этикета как такового и речевого этикета прочно 
связывается с развитием государства как основной регулирующей и  
управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей 
природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные 
формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в 
нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами 
дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, 
институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов 
иерархической системы власти в обязательном порядке требует 
инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных 
слоёв и групп, различающихся по вышеуказанным определениям. Со временем деятельность властных и 
общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия 
разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что 
коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством 
несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и 
путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает 
классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку 
в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, 
регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е.  
этикета.

          «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (французское 
etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся 
внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы 
обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и 
одежда)». Как видим само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из 
королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие 
бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) 
предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек 
обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. 
Этикетки при дворе французского короля были одним из 
первых документов, институционализировавших речевой этикет систему норм 
и правил межличностного общения. Э.В. Арова в книге «Будьте добры» 
рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в 
«Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет.

 
1.2 Основа речевого этикета и  факторы, определяющие его формирование

 
           Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. 
В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все 
более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы 
взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, 
иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо 
ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, 
соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять 
ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании 
носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей 
говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со 
стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, 
уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой 
невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди. 
           В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил 
поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом 
морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай 
старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от 
тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. Л.А. Введенская в 
своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее определение 
этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, 
определяющих порядок какой-либо деятельности". Так этикет и этика 
объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари 
определяют как систему норм нравственного поведения человека, 
какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. 
             Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают 
общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной 
группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: 
свой - чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - 
нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - 
нежеланный и т.д.       Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Об этом прекрасная 
книга В.Е.Гольдина «Речь и этикет», уже упомянутая ранее. "Манера речи, 
стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор 
языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это 
заметно в наших повседневных речевых проявлениях." 
           Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А. 
Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое 
определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются 
разработанные правила речевого поведения, система речевых формул 
общения". Степень 
владения речевым этикетом определяет степень профессиональной 
пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным 
служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение 
речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие 
и уважение. 
            Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных 
профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует 
повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование 
правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, 
предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную 
репутацию всей организации.   
            Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его 
использование? Л.А. Введенская так определяет эти факторы: 
Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в 
деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса 
субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их 
профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. 
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это 
могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, 
юбилей или другой праздник 
Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых 
зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, 
основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого 
этикета разделяются на 3 основные группы:

1.)речевые формулы для начала 
общения,

2.) речевые формулы, применяемые в процессе общения,

3.) речевые 
формулы для окончания общения. 
          Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ 
создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью 
русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", 
которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. 
Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, 
характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться 
на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со 
старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не 
стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам 
по работе. 
           Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, 
знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат 
для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности 
деловых отношений.

 
ЧАСТЬ II: Правила и нормы речевого этикета, основные группы

 
2.1 Правила и нормы речевого  этикета в начале общения: обращение, 
приветствие

 
              Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается 
со знакомства. При этом может происходить непосредственно и 
опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор 
с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, 
когда это сделать необходимо. Этикет предписывает следующие формулы: 
Разрешите с Вами познакомится. 
Я хотел бы с Вами познакомиться.*Давайте познакомимся.*При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с 
чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы: 
Позвольте (разрешите) представиться 
Моя фамилия Колесников. 
Анастасия Игоревна 
Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых 
людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - 
здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что 
означает "быть здравым", т.е. здоровым. Наряду с этой формой 
распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, 
Добрый день, добрый вечер. Помимо общеупотребимых приветствий существуют 
приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное 
отношение, желание общения: Очень рад Вас видеть!; Добро пожаловать!; 
Моё почтение! 
Деревенским жителям свойственно здороваться 
даже с незнакомыми, посылая им знак доброжелательства.  
Как бы то ни было, но этикетный знак 
приветствия нужен нам хотя бы для того, чтобы сказать: я тебя замечаю.

           Обращение – один из важнейших и необходимых компонентов 
речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём 
его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма 
употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают 
разногласия, являются больным местом русского речевого этикета. 
Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на 
сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. 
Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям 
привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или 
барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к 
представителям низшего сословия. 
          В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и 
сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора 
– Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия) 
После революции все старые чины упраздняются и вводятся два новых 
обращения: «товарищ» и «гражданин». Слово «гражданин» происходит от 
старославянского горожанин (житель города). В XVIII веке это слово 
приобретает значение «полноправный член общества, государства». Но в ХХ 
веке особенно в 20-30-ые годы появился обычай, а затем стало нормой при 
обращении арестованных, судимых, заключённых к работникам органов 
правопорядка и наоборот не говорить товарищ, только гражданин. В 
результате слово гражданин для многих стало ассоциироваться с 
задержанием, арестом, милицией, прокуратурой. Негативная ассоциация 
постепенно так «приросла» к слову, что стало его неотъемлемой частью, 
так укоренилось в сознании людей, что стало невозможным использовать 
слово гражданин в качестве общеупотребительного обращения. 
Несколько иначе сложилась судьба у слова товарищ. Оно пришло к нам из 
тюркского языка в XV веке и имело корень tavar, означавший «имущество, 
скот, товар». Вероятно, первоначально товарищ имело значение «компаньон 
по торговле», затем оно дополнилось значением «Друг». 
С конца XIX века в России создаются марксистские кружки, их члены 
называли друг друга товарищами.  
Во времена коммунизма товарищ было основным обращением к человеку, 
позднее это стало вытесняться словами типа: мужчина, женщина, дед, отец, 
парень, тётенька, дяденька. Эти обращения могут восприниматься адресатом 
как неуважение к нему, недопустимая фамильярность. 
Начиная с конца 80-хх прошлого века в обиход начинают возвращаться 
обращения: господин, госпожа, сударь, сударыня. 
Обращение товарищ законодательно оставлено в качестве официального 
обращения в вооружённых силах и других силовых структурах, а также 
коммунистических организациях, заводских и фабричных коллективах.

Информация о работе Речевой этикет