Шпаргалка по "Профессиональная этика и служебный этикет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет»

Файлы: 1 файл

Otvety_etika.docx

— 110.49 Кб (Скачать файл)

Почтительность – это  уважительное и благоговейное отношение  к окружающему миру, как к чуду, бесценному дару.

Разумность – это основанное на нравственном опыте действие. Оно  включает в себя такие понятия, как  мудрость и логичность. Таким образом, разумность с одной стороны –  это действия разума, данного человеку от рождения, а с другой – действия, сообразующиеся с опытом и системой нравственных ценностей.

Мужество и честь –  категории, означающие возможности  человека преодолевать сложные жизненные  обстоятельства и состояния страха без потери чувства собственного достоинства и уважения окружающих людей. Они тесно взаимосвязаны  и основаны на таких качествах, как  долг, ответственность и стойкость.

 

Нравственные принципы должны постоянно реализовываться в  поведении человека для закрепления  нравственного опыта.

Нравственные  принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать. В результате воспитания и самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их - иногда даже как бы против воли - совершать поступки, которые должно совершать в соответствии с нормами морали, и не идти ни на какие действия, которые не должно делать, поскольку они противоречат этим нормам. Мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Уверенность в том, что оказавшийся рядом человек придерживается тех же нравственных принципов, позволяет предвидеть общую направленность его действий, полагаться на него и доверять ему.

 

 

 

  1. Специфические нравственные требования к сотрудникам правоохранительных органов.

Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

В обобщенном виде моральные  требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:

  • отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
  • глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;
  • разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
  • принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;
  • безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;
  • сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;
  • постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно наглядное представление  о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов. При этом на разных уровнях  эти нравственные качества различаются  по приоритетности. Это можно видеть из классификации их по группам:

Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и  чести – у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь.

Отношение к выполнению служебных  обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требовательность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, инициативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход.

Отношение к Родине, обществу, государству, народу: патриотизм, преданность, верность долгу, ответственность, самоотверженность.

ПРИСЯГА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации.

Клянусь соблюдать Конституцию  и законы Российской Федерации, уважать  и соблюдать права и свободы  человека и гражданина, добросовестно  выполнять приказы начальников  и возложенные на меня служебные  обязанности.

Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах  внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную  тайну.

Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации  правовой порядок.

Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации.

Служа Закону - служу народу!»

 

 

 

 

 

 

 

  1. Моральный и нравственный выбор. Моральная дилемма. Решение моральной дилеммы.

Нравственный  выбор, как выбор высших и универсальных ценностей, которые могут служить критерием целей и средств, является предпосылкой и условием возможности морального выбора, как выбора социально обусловленного, социально ожидаемого. Нравственный выбор ставит человека выше социального, выводя на уровень Универсума.

Моральный выбор – это  одна из «вечных проблем», не имеющих  однозначного решения.

Но моральный выбор  – это прежде всего ценностный выбор. В морали очень четко реализуется  ценностное отношение человека к  миру. Моральные ценности ориентируют  человека в его поведении.

Моральный выбор – это  духовно-практическая ситуация самоопределения  личности в отношении принципов, решений и действий.

Свободно  совершаемый поступок должен включать следующие элементы:

– исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут закладываться  в процессе воспитания;

– знание объекта  деятельности и объективных условий, определение человеком своего отношения  к объекту;

– определение  конкретной цели;

– выбор средств  достижения цели;

– предвидение  возможных последствий поступка;

– реализацию намерений.

 

 

 

 

  1. Нравственная свобода выбора.

Одним из главных в деле воспитания является принцип нравственной свободы, нравственность и свобода  не могут существовать друг без друга. Свобода в человеке создает возможность самоопределения изнутри. Обыденное сознание рассматривает свободу в двух планах: общественно-политических и взаимных отношений, и зачастую определяет свободу как своеволие; противопоставляет свободу и послушание.

Степень и специфика нравственной свободы прямо связаны с ее неизменной спутницей - нравственной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Умение принимать  на себя груз ответственности свидетельствует  об уровне нравственного развития человека и справедливости его претензий  на обладание свободой в обыденном  существовании люди зачастую оказываются  в плену иллюзорной ориентации, побуждающей  их стремиться к свободе и всячески уклоняться от ответственности, придумывая для этого различные способы  и прибегая к "защитной мотивации". Однако самые изощренные изобретения  не могут изменить непреложно действующую  закономерность: чем большей степенью свободы располагает человек, тем  большую ответственность он должен нести, поэтому стремление убежать  от ответственности означает и бегство  от свободы, а вместе с этим - неизбежность моральной деградации.

Являясь разновидностью социальной ответственности и, вместе с тем, пронизывая собой все виды человеческой деятельности, нравственная ответственность  включает в себя целый комплекс достаточно сложных и отнюдь не однозначно решаемых вопросов. Их осмысление предполагает конкретный анализ внешних и внутренних обстоятельств нравственного поведения, тесно связанный с проблемой  моральной оценки.

 

 

  1. Понятие, содержание и функции служебного этикета.

Служебный этикет - система  личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами. Определяющим принципом  служебного этикета является сотрудничество и взаимопонимание.

Служебный этикет:

 

  • Обеспечивает установление личных контактов
  • Содействует решению деловых вопросов
  • Формирует благоприятную социальную и психологическую атмосферу в коллективе.

 

Служебным этикетом называют нормы и правила поведения  в процессе общения с коллегами, порядок и формы отношений  в процессе служебных контактов.

Понятие служебного этикета  включает в себя правила приветствия, знакомства, представления, общения  с руководителями, коллегами, подчиненными, правила проведения деловых переговоров, правила ведения переписки, а  также требования к внешности, манерам  поведения, стилю одежды, речевому общению.

В процессе деловых отношений  необходимо соблюдать субординацию, которая характеризует поведение  людей, соответствующее занимаемой ими должности.

Служебный этикет — это общепринятые (или декларативно установленые) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.

 

Служебный этикет должен, с  одной стороны, обеспечивать нормативную  регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров  путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном  плане. С другой — сохранять и  поддерживать определенное «неравенство»  партнеров, имеющих различный служебный  статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины.

 

Первый — это  принцип гуманизма, человечности, который воплощается непосредственно в нравственных требованиях к культуре взаимоотношений:

  • Вежливость;
  • Тактичность;
  • Скромность;
  • Точность..

Существуют разные стороны или оттенки вежливости:

  • Корректность;
  • Почтительность, учтивость;
  • Любезность;
  • Деликатность.

Второй принцип  служебного этикета — целесообразность действий.

Современный служебный этикет предполагает, что все в общении  должен быть умеренным и простым. Если мы не знаем, как вести себя в какой-то нестандартной для  нас ситуации, то следует руководствоваться  принципом целесообразности и удобства. Хотя надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и людям, которые  нас окружают.

Реальная жизнь сложна и многогранна, и поэтому возникают  ситуации, не регулируемые установленными правилами и нормами.

Современный этикет не догматический, он предусматривает возможность  выбора. Согласно новым социальным условиям жизни нормы этикета могут и должны меняться.

Третий принцип  служебного этикета — это красота, или эстетическая привлекательность поведения.

Основным принципом поведения  с точки зрения служебного этикета  можно считать глубокое уважение к интересам и чувствам других сотрудников, всех граждан, которые  контактируют в неформальной ситуации.

 

 

17.Соотношение  правовых норм и норм нравственности

 

Главные общие черты: 
 
1)право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества; 
 
2)право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений; 
 
3)право и мораль основаны на единстве социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

 

Далее остановимся на их отличительных чертах и свойствах.

Если право возникает  вместе с государством, то мораль рождается  задолго до появления государственно-организованного общества. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явлением; в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения.

Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи (включая использование шпаргалок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошенничество). 
 
Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий их осуществления. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан добровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства. 
 
Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, которое определяет меру соответствующего морального воздействия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. Если же совершено правонарушение, соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

Информация о работе Шпаргалка по "Профессиональная этика и служебный этикет"