Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:11, реферат
Несмотря на постоянное пользование словами, определить слово как лингвистическую единицу оказывается нелегким делом. Трудность единой характеристики слова обусловлена тем, что слова, образующие лексическую систему языка, чрезвычайно разнотипны и по своей структуре, и по природе выражаемого ими значения (ср.: существительное растительность и союз и— и то, и другое — слова, но очень разные). Слова внешне могут быть сходны с морфемами и словосочетаниями, и их надо отграничивать друг от друга (ср. союз а и окончание -а в слове окна; тотчас — одно слово и тот час-сочетание двух слов с самостоятельными значениями и т. д.).
1.Введение………………………………………………………………………... 2
Специфика слова в лексической системе языка………………………………. 4
Возникновение и формирование лексического и грамматического значения слова. ………………………………………………………………………………5
Однозначность и многозначность слова в лексической системе языка. Прямые и переносные значения слов. …………………………………………9
Основные типы лексических значений слов. …………………………………11
Эволюционное развитие слова в лексической системе русского языка.….... 14
Эволюция сущности слова как лексической единицы……………………..…17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы. ………………………………………….21
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение……………………………………………………
Специфика слова в
лексической системе языка……………
Возникновение и формирование
лексического и грамматического
значения слова. ………………………………………………………………………………
Однозначность и многозначность слова в лексической системе языка. Прямые и переносные значения слов. …………………………………………9
Основные типы лексических значений слов. …………………………………11
Эволюционное развитие слова в лексической системе русского языка.….... 14
Эволюция сущности слова
как лексической единицы…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы. ………………………………………….21
Введение.
Наука о слове как основной единице языковой системы и о совокупности всех слов, образующих словарный состав языка, называется лексикологией (от греческих слов lexikos — «относящийся к слову» и logos—«учение»).
Совокупность всех слов данного языка нередко именуют его лексикой. Слова, входящие в словарный состав языка, могут изучаться со стороны их значения, происхождения и употребления в речи.
По сравнению с другими единицами языковой системы, например с фонемами и морфемами, с одной стороны, и словосочетаниями и предложениями — с другой, слово воспринимается как центральная единица языка. Слово является значимой, воспроизводимой единицей языка.
Словами обозначаются наши понятия о явлениях окружающей действительности. Словами называются различные чувства и переживания людей. Из слов составляются предложения для обмена мыслями между людьми.
Несмотря на постоянное пользование словами, определить слово как лингвистическую единицу оказывается нелегким делом.
Трудность единой характеристики слова обусловлена тем, что слова, образующие лексическую систему языка, чрезвычайно разнотипны и по своей структуре, и по природе выражаемого ими значения (ср.: существительное растительность и союз и— и то, и другое — слова, но очень разные). Слова внешне могут быть сходны с морфемами и словосочетаниями, и их надо отграничивать друг от друга (ср. союз а и окончание -а в слове окна; тотчас — одно слово и тот час-сочетание двух слов с самостоятельными значениями и т. д.).
До сих пор в лингвистике нет единого, всеобъемлющего определения слова, хотя имеется много частных определений, касающихся его различных сторон. В «Лексикологии современного русского языка» Н. М. Шанского определение слова дается, например, путем указания на признаки слова в отличие от фонемы, морфемы и словосочетания. Из многих признаков слова, обратим особое внимание на следующие, которые считаются основными, наиболее необходимыми для характеристики слова:
1. Фонетическая оформленность,
т. е. наличие у слова
2. Наличие у слова значения,
которое закреплено за ним
в сознании всех говорящих
на данном языке в процессе
исторического развития. В этом
заключается отличие слов от
фонем, не имеющих значения (ср.
о — фонема, единица фонетической
системы, и О!—междометие,
3. Лексико-грамматическая
отнесенность слова, т. е.
4. Непроницаемость слова, т. е.
внутрь слова нельзя вставить другое слово или словосочетание: из леса — из нашего леса, но извечно, сверху. Этим слово отличается от предложно-падежных сочетаний существительных.
5. Недвуударность: слово
не может иметь более одного
основного ударения (железо и
руда). В сложном слове (железорудный)
имеется одно основное
Исходя из изложенных выше
признаков слова, Н. М. Шанский предлагает
такое его определение: «Слово —
это лингвистическая единица, имеющая
(если она не безударна) в своей
исходной форме одно основное ударение
и обладающая значением, лексико-грамматической
отнесенностью и
Фонетическая и
Слово представляет собою неразрывное единство двух сторон: внешней и внутренней. Внешнюю сторону слова составляет комплекс звуков, являющихся звуковой оболочкой слова. Однако не всякий комплекс звуков — это слово, а лишь тот, который в данном языке имеет определенное значение (смысл, семантику). Значение слова образуется в результате соотнесенности, связи слова с определенным явлением объективной действительности.
Так, например, значением слова карандаш является связь звукового комплекса [карандаш] с понятием о предмете, который состоит из тонкой палочки графита, вделанной в деревянную или пластмассовую оболочку; с помощью данного предмета мы пишем, рисуем, чертим. Связь звуковой оболочки с понятием о том или ином определенном предмете, отраженная в сознании человека, является общественно закрепленной, т е. единой для всех членов данного языкового коллектива.
Обе стороны слова не могут существовать изолированно друг от друга, так как без внешней стороны (звучания или графического оформления) слово невозможно услышать или увидеть, а без внутренней стороны (значения) его нельзя понять, поэтому слово можно определить как комплекс звуков (иногда один звук), обозначающий определенное явление действительности и выражающий понятие о нем.
Специфика слова в лексической системе языка.
Разные слова в лексической системе языка обладают спецификой присущего им значения и в зависимости от этого образуют несколько групп.
К первой, наиболее значительной группе относятся слова, обозначающие различные предметы и явления действительности (дерево, гроза, оттепель); действия (ходить, читать, работать); признаки предметов и действий (высокий, стройный; быстро, медленно); количество и порядок предметов (пять, пятый); различные указания на предметы и признаки, на их количество (он, тот, такой, иной, столько); психическое состояние людей и физическое состояние окружающей среды (легко, радостно).
Ко второй группе относятся слова, которые выражают определенные отношения между словами первой группы: под, и, но, да, над, через.
Третью группу составляют слова, обозначающие отношение говорящего к высказываемой мысли: разумеется, конечно, наверное.
Четвертую группу образуют слова, обозначающие эмоции людей и различного рода повеления: ах!, ох!, увы!; вон!, прочь!
Таким образом, значение у
разных групп слов в лексической
системе языка, соотнесенность его
с разными явлениями
В одном случае это значение связано, соотносится с тем или иным предметом, его признаком или действием; в другом — с отношением между словами; в третьем — с отношением говорящего к высказыванию; в четвертом — с выражением чувств и волевых побуждений.
Наряду со смысловой структурой слов лексикология изучает и такие важные вопросы, как формирование лексической системы русского языка, основные сферы употребления русской лексики, ее активный и пассивный запас и др.
Возникновение и формирование лексического и грамматического значения слова.
Лексическое значение слова возникает и формируется на основе следующих трех факторов: а) на основе способности слова соотноситься с определенным классом предметов; б) на основе связи слова с определенным понятием как логической категорией; в) на основе функции данного слова, т. е. его места в лексической системе, его связей и отношений с другими словами (омонимическими, синонимическими, антонимическими).
Лексикология изучает преимущественно знаменательные слова, значению которых свойственно четко очерченное понятийное ядро. Слова этой группы имеют либо номинативную функцию (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, слова категории состояния), либо указательную или выделительную функцию (местоимения, числительные).
Междометия, служебные и модальные слова, значение которых лишено понятийной основы, не случайно изучаются прежде всего в грамматике, а не в лексикологии.
Поскольку знаменательные слова могут обозначать разные признаки предметов и приобретать разные формы, подчиняясь закономерностям русского словоизменения, постольку можно сказать, что каждое из них обладает определенным «набором» своих форм и значений. «Взятое во всей совокупности своих форм и значений», слово получает наименование лексемы.
Лексическое значение слова — не простое проявление взаимодействия понятия и его предметной соотнесенности. В формировании лексического значения слова важное место отводится и самой лексической системе языка. Это проявляется прежде всего в самом выборе той или иной звуковой оболочки, в создании той или иной лексемы для обозначения понятия, соотносимого с тем или иным классом предметов в процессе речевого общения между людьми. Лексическое значение, как правило, сохраняется в неизменном виде во всех грамматических формах слова, в том числе и в аналитических.
Таким образом, оно свойственно не какой-либо отдельной форме слова, а всей лексеме в целом.
В лексическое значение слова,
помимо понятия, по мнению многих ученых,
входит также эмоциональная оценка
обозначаемого явления и
Так, например, оттенок пренебрежения неотделим от понятия в лексическом значении слова кляча, оттенок неодобрения неотделим от понятия в словах донос, гордыня и т.д. То же самое относится и к стилистической характеристике многих слов. Без стилистической принадлежности невозможно, например, определить семантику глаголов грядет и шествует.
Под грамматическим значением слова понимается прежде всего его отнесенность к тому или иному лексико-грамматическому классу слов в системе языка: либо к определенной части речи, либо к служебным и модальным словам, либо к междометиям.
В слове обнаруживаются и другие грамматические категории с помощью различных формальных показателей в его структуре. Например, с помощью окончания -а устанавливается наличие у существительных типа береза грамматических категорий женского рода, именительного падежа и единственного числа. Отнесенность слов к нескольким различным грамматическим категориям одновременно приводит к тому, что в одном и том же слове существует несколько грамматических значений.
В то время как лексическое значение слова индивидуально, одним и тем же грамматическим значением может обладать целая группа слов. Так, например, грамматическим значением женского рода обладают существительные родина, Москва, отчизна и др.
Более абстрагированный, более
общий характер грамматических значений
по сравнению с лексическими хорошо
виден при сопоставлении
В содержательной структуре слова, таким образом, четко выделяются два типа значений: а) указание на грамматические категории, т. е. грамматическое значение; б) указание на известное содержание, свойственное только ему одному, т. е. лексическое значение. «Слово представляет собой внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических значений».
Грамматические значения слов выражаются различными языковыми средствами: а) окончаниями — парт-а — парт-ы; б) приставками — делать — с-делать; в) чередованиями звуков в корнях слов и в суффиксах — на-бир-а-ть — на-бр-а-ть; умер-е-ть — умирать; г) ударением — разрезать — разрезать; д) супплетивными формами слов — человек — люди; ловить — пой¬мать.
Любое слово в предложении
может выступать не более как
с одним лексическим значением.
Что касается грамматических значений,
то их обнаруживается в слове, как
правило, несколько, поскольку они
необходимы для связи данного
слова с другими словами в
предложении и для
Грамматические значения наслаиваются на лексическое значение слова и придают ему необходимую определенность и законченность.
Таким образом лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности.
Большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, процессы и выступают как полнозначные, самостоятельные слова, выполняя в языке номинативную функцию (лат. nominatio — называние, наименование).