Служебный этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Знание служебного этикета, умение культурно вести себя – основа успеха на государственной службе, производстве и в предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Понятие этики, морали, этикета
2. Служебно-деловой этикет как основа успеха организации
3. Основные правила этикета служебного поведения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

этика.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….…..3

1. Понятие этики, морали, этикета……………………………………………………5

2. Служебно-деловой этикет как основа успеха организации………………………9

3. Основные правила этикета служебного поведения………………………...……12

Заключение………………………………………………………………………....…17

Список литературы………………………………………………………………...…18

 

 

Введение

 

Иногда случаются ситуации, в которых мы совершенно не знаем, как себя вести на работе и в  офисе. Хочется выглядеть в глазах окружающих хорошо воспитанным человеком, но вместо этого мы совершаем нелепые промахи. А для этого нужно лишь знать правила служебного этикета.

Служебный этикет – это, казалось бы, явление само собой  разумеющееся. Ведь каждый сотрудник  должен соблюдать его на работе. Однако очень часто все происходит совсем иначе и элементарные правила служебного этикета игнорируются. Отсюда и разговоры за спиной, и мелкие конфликты, и ссоры, и другие неприятные моменты.

Неправильное поведение  в коллективе, незнание простых норм служебного этикета, может серьезно уронить авторитет даже весьма уважаемого и грамотного сотрудника. Ведь для существования нормального, дружного коллектива необходимо внимательное и доброжелательное отношение друг к другу. Только при условии соблюдения норм служебного этикета всеми сотрудниками возможно успешное и качественное решение производственных задач.

Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых.  Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека. 

Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также  их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная  еще с Аристотеля.

Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».

 

Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что знание служебного этикета, умение культурно вести себя – основа успеха на государственной службе, производстве и в предпринимательской деятельности.

Целью контрольной работы является установление соотношения понятий «этика», «мораль» и «нравственность», рассмотреть служебный этикет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить точное объяснение данных терминов в отдельности;

- соотнести эти понятия и выявить их сущность во взаимодействии между собой;

-охарактеризовать служебно-деловой этикет как основу успеха организации;

-раскрыть основные правила этикета служебного поведения;

-выявить основные положения служебно-деловой этики для разных уровней отношений в организации.

 

1.      Понятие этики, морали, этикета

 

Хорошо известно, что  слова "этика" и "мораль" близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко  взаимодополняемы (как, например, в канцелярско-идеологическом словосочетании "морально-этический"); во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Другое дело - специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что размытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание - ценность, структура этики, специфика морали и др.).

О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком  говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития.

Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествует познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей. При этом моральная телеология неизбежно приводит к философской онтологии: «должное» выясняется при помощи философского познания «сущего». Несмотря на этот приоритет морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже на почве вполне ясно обозначившейся философской космологии. Если мораль, как житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно констатировать только после Сократа.

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные  ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений  и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая "общественная мораль" - мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные  системы.

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени - в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом  изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

Мораль — это свод правил, предписаний, заповедей, включающих табу, запреты на определенные действия, слова и поступки людей. С помощью этих правил общество воздействует на своих членов, направляет их поступки в русло, приносящее пользу данному социуму и охраняющее его благополучие в целом. Мораль запрещает одни действия и поощряет другие. Мораль есть продукт социальных договоренностей, выработанных в результате всей истории человека.

Подчеркнем общечеловеческое значение моральных основ. Не случайно мораль цивилизованных народов имеет  кодексы, совпадающие по главным  принципам, парадигмам — «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т.д.

Главное отличие морали от других правил поведения в том, что она имеет ореол сакральности, т.е. для придания морали высшего  авторитета и непререкаемости указывают  на ее божественное происхождение. Примером могут служить десять заповедей, которые Моисею были даны свыше, и которые он высек на скрижалях (камнях), символизируя их вечность.

Этика — это также  свод правил и норм поведения в  той или иной области человеческого  общения. Указанные правила могут  касаться: • неформального общения  — родственного, дружеского, между незнакомыми людьми. Одни и те же люди, попадая в разную обстановку, ведут себя то в соответствие с этикой дворовых отношений, армейских, семейных, или даже «этикой» уголовного мира; формального общения — в служебной обстановке, с представителями власти, государственных органов, с представителями СМИ и т.д. Корпоративная этика может заключаться в фирменных традициях, символах, легендах, передаваемых устно каждому новичку данного трудового коллектива. Сейчас практикуется формулирование корпоративной этики в письменном виде. Здесь перечисляются правила поведения члена корпорации по отношении к сотрудникам «по горизонтали» и «вертикали», к партнерам фирмы и ее клиентам, к СМИ и органам власти.

Этические правила и  нормы устанавливают общепринятые критерии «правильного» и «неправильного» поведения. Этические нормы выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного самочувствия. «Правильное» поведение социально одобряемо и гарантирует человеку принятие его окружающими и оказание ему помощи и поддержки. «Неправильное» поведение общество карает равнодушием, изоляцией, отказом в помощи, презрением и насмешками.

Нарушение этики может  происходить или от незнания общепринятых норм, дурного воспитания, или принципиального нарушения их. В последнем случае такой тип ставит себя вне правил, и социально не одобряется.

Этикет, так же как  этика, — это свод правил, установленных  для отдельных ситуаций и разных социальных групп.

Деловой этикет описывает правила поведения в официальных партнерских взаимоотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Служебно-деловой этикет как основа успеха организации

 

Известно, что в число людей, с которыми мы связаны судьбой, входят наши товарищи по службе, сотрудники, коллеги  по совместной работе.

Коллектив, где мы решили трудиться  – наш второй дом, семья и школа.

Коллектив объединяет людей – сослуживцев  разного возраста, пола, уровня образования и культуры. Порядочность начинается с того, что человек держит данное им слово, честно, профессионально, грамотно выполняет свои обязанности, служебный долг перед другими людьми.

При этом очень важно не забывать, что у каждого сослуживца свой характер, привычки, убеждения вкусы  и потребности. Практически все  человеческие качества, как хорошие, так и плохие укладываются в понятие порядочности и непорядочности. Коллега по работе в первую очередь должен быть порядочным человеком

Честный, скромный и внимательный работник учреждения, в первую очередь  уважает тех, кто рядом и помогает менее опытным выполнять нелегкие служебные обязанности. Он не позволит себе мешать другим пустыми разговорами, опозданиями на работу, погуливать, пьянствовать, курить в служебном помещении, перекладывать свою ответственность на других, но и другим не позволит лодырничать.

Интелегентный, порядочный человек никогда не допустит, не позволит себе распускать сплетни о сослуживцах, не будет потакать конфликтам в коллективе, он готов заменить заболевшего товарища, заступиться за коллегу, с которым обошлись несправедливо. Не будет рабски увиваться около начальника, «тыкать» старшим, умышленно надменно поглядывать на нижестоящих или равных себе. Справедливый работник учреждения тактично может указать коллеге по службе на его ошибки, а если и критикует его, то делает это благожелательно и объективно, не преувеличивая, не раздувая допущенные им погрешности и ошибки.

И в самом деле, ведь чужие ошибки всегда на глазах. И хорошо, что мы критикуем их. Но было бы еще лучше, если бы мы с такой же нетерпимостью  относились и к собственной неосторожности, небрежности, что бы каждый умел дорожить своей профессиональной честью. Чтобы каждый помнил, что он работает не сам по себе, а для людей. И по его работе судят не только про него, но и про весь коллектив учреждения, предприятия и т.п.

Лучшую часть своей жизни мы проводим на работе, на службе. Хорошо и приятно трудиться в коллективе, где среди сослуживцев, товарищей по работе царит взаимоуважение и это гарантия хорошего настроения.

Вот почему очень важно, чтобы товарищи по работе были сдержанными, предупредительными и деликатными в спорах, конфликтных ситуациях, которые возникают на работе. Возникают эти ситуации потому, что по доброте своей мы часто прощаем людей грубых, бестактных наивно думая, что их нежелание сдерживать себя происходит от их пылкой натуры, расстроенной нервной системы. На самом же деле натура здесь не причем, такой сослуживец просто плохо воспитан или не воспитан совсем, эгоистичен, а то и сознательно не хочет контролировать свои эмоции.

К большому сожалению, не перевелись еще «мастера» портить настроение. Еще встречаются среди сослуживцев люди злые, эгоистичные, завистливые и недоброжелательные. А зачастую этой злостью они маскируют некомпетентность в работе, что, как правило, отравляет психологический климат в коллективе.

В отношения между сотрудниками наблюдается немало такого, что вызывает обеспокоенность. Не всегда держат данное слово, забывают обязанности, не справляются  с заданиями, опаздывают на работу. Сотрудники, уважающие свою работу, уважают и чужую.

Информация о работе Служебный этикет