Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:06, реферат
На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане. Ввиду того, что существенным, даже главным для человека выступают его интересы и ценности, которые способны их удовлетворять, основные усилия в ходе правового регулирования должны быть сосредоточены на упорядочения связей «интересы-ценности».
В этой работе мы попытаемся рассмотреть вопрос смертной казни с морально-этической стороны. Перед прочтением попытайтесь ответить для себя на вопрос о том, как лично вы относитесь к поставленной проблеме, какого мнения придерживаетесь: «за» или «против». По окончании чтения вновь дайте ответ.
Введение
1. Понятие смертной казни, ее виды
2. Смертная казнь в современном мире
3. Смертная казнь в истории России
3.1. Смертная казнь в «Русской правде»
3.2. Смертная казнь в правовых актах периода феодальной раздробленности
3.3. Смертная казнь в период формирования централизованного государства и сословно-представительной монархии в России
3.4. Смертная казнь в период становления абсолютизма
3.5. Смертная казнь в период расцвета абсолютизма
3.6. Высшая мера наказания в условиях кризиса феодально-крепостнической системы
3.7. Высшая мера наказания в условиях перехода к буржуазной монархии и буржуазно-демократической республике
3.8. Смертная казнь в истории советского государства и права
3.9. Позиции применения смертной казни после распада СССР
4. Смертная казнь: морально-этический аспект проблемы
5. Отношение к смертной казни в современной России
6. Социологический опрос «Как вы относитесь к смертной казни?»
Заключение
Список источников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Конкурс исследовательских и творческих работ «Эврика»
Исследовательская работа: Смертная казнь: за и против
Подготовили: учащиеся МБОУ «Лицей»
10 «Б» класса
Голубкова Мария, Демина Елизавета
Куратор работы: учитель истории, обществознания,
права
Зотова Инесса Евгеньевна.
г. Новомосковск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1. |
Понятие смертной казни, ее виды |
3 |
2. |
Смертная казнь в современном мире |
9 |
3. |
Смертная казнь в истории России |
10 |
3.1. Смертная казнь в «Русской правде» |
10 | |
3.2. Смертная казнь в правовых актах периода феодальной раздробленности |
11 | |
3.3. Смертная казнь в период формирования централизованного государства и сословно-представительной монархии в России |
11 | |
3.4. Смертная казнь в период становления абсолютизма |
12 | |
3.5. Смертная казнь в период расцвета абсолютизма |
13 | |
3.6. Высшая мера наказания в условиях кризиса феодально-крепостнической системы |
13 | |
3.7. Высшая мера наказания в условиях перехода к буржуазной монархии и буржуазно-демократической республике |
14 | |
3.8. Смертная казнь в истории советского государства и права |
15 | |
3.9. Позиции применения смертной казни после распада СССР |
17 | |
4. |
Смертная казнь: морально-этический аспект проблемы |
18 |
5. |
Отношение к смертной казни в современной России |
23 |
6. |
Социологический опрос «Как вы относитесь к смертной казни?» |
26 |
Заключение |
||
Список источников |
||
Введение
Среди всех проблем, обсуждаемых в нашем обществе, не последнюю роль занимает вопрос о высшей мере наказания-смертной казни. Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Применять ли ее в современный период развития общества или отказаться от этого? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее? Ведь именно общество породило и преступность и преступника…
На эти и
многие другие вопросы по-
В этой работе мы попытаемся рассмотреть вопрос смертной казни с морально-этической стороны. Перед прочтением попытайтесь ответить для себя на вопрос о том, как лично вы относитесь к поставленной проблеме, какого мнения придерживаетесь: «за» или «против». По окончании чтения вновь дайте ответ.
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ – лишение человека жизни по приговору суда, высшая мера наказания, предусмотренного законом; вопрос об ее обоснованности и допустимости – предмет общественных дискуссий, в которых существенную роль играют философско-этические аргументы. Смертная казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, которую была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.
Виды смертной казни
Существует деление смертной казни на квалифицированную и неквалифицированную. При квалифицированной смертной казни за разные преступления могут назначаться разные её виды, при неквалифицированной — законодательство предусматривает один вид смертной казни для всех преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор.
Практикуемые в современном мире виды смертной казни:
Исторические виды смертной казни:
Если содержание современных видов казни нам относительно понятно, то исторические ее виды имеет смысл пояснить.
Этот вид казни применялся в Древнем Риме во времена первых гонений христиан. Обвиняемых сажали на раскаленную железную пародию трона, где жертва или мгновенно умирала от болевого шока, или медленно жарилась.
В XVI веке схваченного руководителя венгерского восстания Дьерда Дожа усадили на раскаленный трон и короновали раскаленной короной.
Во времена Средневековья этот вид смертной казни был распространен в Германии и Франции, хотя изначально появился в Древнем Риме. Жертве колесования ломали палками (или колесом) все основные кости, включая позвоночник, после чего клали в горизонтально поставленное колесо, чтобы пятки сходились с затылком. Преступника оставляли умирать в таком положении.
Приговоренному вонзали в бок железный
крюк на веревке или цепи, цепляли его
за ребро и затем вешали. Мучения осужденного
в этом случае могли длиться очень долго;
порой казнимые умирали от жажды. Часто
руки жертве связывали, чтобы оставленный
без присмотра повешенный не мог самостоятельно
сняться с крюка и бежать. В России эта
форма смертной казни была узаконена инструкцией
для искоренения разбойников.
Жестокий вид смертной казни, при котором осужденного насаживали на заостренный кол. Чаще всего жертву насаживали на кол на земле, после чего палку поднимали. Иногда жертву сажали на уже вертикальный кол. Таким образом, под тяжестью своего тела жертва медленно скользила вниз по колу. Смерть наступала в течение нескольких дней.Своими корнями сажание на кол уходит во времена II тысячелетия до н.э. в Древний Египет и Ближний Восток.
Железная дева — орудие смертной казни или пыток эпохи средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось её течением.
Гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого её судьи имели возможность продолжать допрос.
Похожая «дева» была обнаружена в 2003 году в Ираке. Заявляется, что она использовалась для расправы с противниками Саддама Хусейна.
Килевание — в эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Часто килевание приводило к смерти наказуемого.
Осуждённого поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протягивали верёвкой под килем на другую сторону корабля. Килевание производилось один раз, два раза или три раза, в зависимости от проступка. Если преступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что он окажется настолько изрезан бентосом, наро сшим на борта корабля, что вскоре умрёт от кровотечения.
Дьявольский ветер — название тип смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы.
Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев и активно применялся ими для умерщвления мятежников. Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер», разрывая тело жертвы на куски, лишал умерщвляемого надежды на вечную жизнь — в соответствии с индуистской традицией, загробная жизнь была возможна только в случае, если тело умершего сохранилось и было погребено.
Жертву, предварительно накачав наркотиками, подвешивали за руки. Затем подрезали кожу под мышками вокруг тела и заворачивали до пояса. После окончания действия наркотика жертва или сходила с ума, или умирала от боли. Был еще один вариант этой пытки, скорее всего, тот. что и дал специфическое название, но кожу там завязывали в "бутон" над головой.
Бык был медным и полым внутри, с дверцей на спине между лопаток (по другой версии — в боку). Через эту дверцу палачи бросали приговоренного к смерти внутрь быка, затем разводили под быком огонь и жертва погибала, зажаренная заживо. При этом ноздри быка были устроены таким образом, что вопли казнимого походили на бычье мычание.
Хозяином быка был Фаларис, один из первых тиранов в мировой истории, VI в. до н.э.
В развитых странах смертной казни всегда предшествует длительное судебное разбирательство на разных уровнях, подсудимому предоставляются возможности для подачи апелляций. Часто это приводит к тому, что между вынесением приговора и его исполнением (либо помилованием, а также смертью осуждённого от естественных причин) проходят годы или даже десятки лет. Казнь может производить только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считается убийством и карается законом.
В большинстве
современных государств
К середине 2007 года 89 стран отменили смертную казнь за все преступления. Ещё 10 стран сохранили её только для отдельных особо тяжких преступлений, совершённых в военное время, исключив возможность назначения смертной казни за так называемые обще-уголовные преступления. 30 стран отменили смертную казнь на практике, то есть не приводили смертные приговоры в исполнение последние 10 лет и собираются и в дальнейшем придерживаться моратория, либо официально объявили о введении моратория на исполнение смертных приговоров.
Таким образом, к настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру.
Отменена (94 страны)
В обычном судопроизводстве