Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:06, реферат
На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане. Ввиду того, что существенным, даже главным для человека выступают его интересы и ценности, которые способны их удовлетворять, основные усилия в ходе правового регулирования должны быть сосредоточены на упорядочения связей «интересы-ценности».
В этой работе мы попытаемся рассмотреть вопрос смертной казни с морально-этической стороны. Перед прочтением попытайтесь ответить для себя на вопрос о том, как лично вы относитесь к поставленной проблеме, какого мнения придерживаетесь: «за» или «против». По окончании чтения вновь дайте ответ.
Введение
1. Понятие смертной казни, ее виды
2. Смертная казнь в современном мире
3. Смертная казнь в истории России
3.1. Смертная казнь в «Русской правде»
3.2. Смертная казнь в правовых актах периода феодальной раздробленности
3.3. Смертная казнь в период формирования централизованного государства и сословно-представительной монархии в России
3.4. Смертная казнь в период становления абсолютизма
3.5. Смертная казнь в период расцвета абсолютизма
3.6. Высшая мера наказания в условиях кризиса феодально-крепостнической системы
3.7. Высшая мера наказания в условиях перехода к буржуазной монархии и буржуазно-демократической республике
3.8. Смертная казнь в истории советского государства и права
3.9. Позиции применения смертной казни после распада СССР
4. Смертная казнь: морально-этический аспект проблемы
5. Отношение к смертной казни в современной России
6. Социологический опрос «Как вы относитесь к смертной казни?»
Заключение
Список источников
3.7. Высшая мера наказания в
условиях перехода к
В царствование Александра II и Александра
III отмечается увеличение числа совершаемых
государственных преступлений и, соответственно,
смертных казней. Ужесточение уголовно-правовой
политики было связано с деятельностью
народнических организаций.
Смертная казнь в отношении политических преступников обыкновенно совершалась через повешение. Казнь совершалась публично.
В годы первой русской революции действовал Свод законов Российской империи, изданный (15 томов) в 1832 г., и с некоторыми изменениями его нормы действовали до Февральской революции 1917 г. На основании Свода законов разрабатывались уголовные Уложения – 1845 г. И 1903 г. Согласно Уголовному уложению 1903 г. смертная казнь устанавливалась преимущественно за совершение особо опасных государственных преступлений (ст.99-101, 105, 108). Важнейшими государственными преступлениями считались злоумышления на жизнь, свободу и верховные права императора, императрицы и других особ императорского дома (ст.99), та же кара грозила и за посягательство на жизнь членов императорского дома (ст.105); бунт, т.е. восстание скопом и заговором против верховной власти. Если же по каким-либо причинам они их не реализовывали, то смертная казнь должна была заменяться другими наказаниями (ст.102). По ст. 108 предусматривалась смертная казнь за государственную измену, т.е. «способствование или благоприятствование неприятелю в его военных или иных враждебных против России действиях».
Законодательство начала XX в. было более-менее цивилизованным и не могло служить применению репрессий и террора. Основанием для злоупотреблений государственной власти, массового террора и смертных казней стала последующая политика правительства. К июлю 1905 г., когда революционная обстановка в некоторых регионах стала накаляться, правительство прибегло к использованию чрезвычайного законодательства. Со времени объявления военного положения военным судом автоматически стали подсудны политические преступления. Кроме того, высшая административная власть получила право передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о любых уголовных преступлениях для осуждения виновных по законам военного времени.
Приговоренных к смертной казни в период с 1905 по 1908 г. Было так много, что органы исполнения наказания не справлялись с такой «нагрузкой» и приговоренных к смерти далеко не всегда расстреливали в положенный срок, что увеличивало их страдания.
Военно-полевые суды активно работали до 20 апреля 1907 г. После этого волна приговоренных к высшей мере наказания несколько спала. Это давало возможность властям вновь вернуться к законному исполнению смертной казни через повешение, без замены на расстрел.
В прекращении деятельности военных судов была заслуга и второй Государственной думы. Когда оттуда правительству был подан запрос о законе 20 августа 1906 г., было понятно, что если этот указ будет внесен на рассмотрение думы – он будет отменен. Поэтому указ не был внесен и автоматически потерял юридическую силу. Это, однако, не означало, что казни прекратились. По-прежнему действовали военно-окружные суды. По официальным данным обоими этими установлениями в период с 1095 по март 1909 г. Было приговорено к смертной казни 4797, а повешено и расстреляно 2353 человека. По данным Г. Филатова, с 1905 по 1908 г. Количество приговоренных к смертной казни достигло 2239 человек. Если даже использовать официальную статистику, то получается в среднем 995 казней в год. До этого число казненных за 80 лет с 1826 по 1906 г. (как на то указывает А.И. Солженицын) составляло 984 человека, т.е. по 11 казней в год. Таким образом, столыпинский режим приучал общество к массовым казням.
3.8. Смертная казнь в истории советского государства и права
В результате Октябрьской революции 1917
г. в Петрограде к власти в России пришли
большевики. Применение новой властью
репрессивных мер, в том числе и смертной
казни, органично вытекало из идеи большевистской
теории — образования принципиально иного
пролетарского государства. Эта идея разрабатывалась
и последовательно отстаивалась В. И. Лениным.
16 (3) июня 1918 г. Наркомюст РСФСР принял постановление, наделявшее революционные трибуналы чрезвычайными полномочиями. Смертная казнь вводилась по приговорам ревтрибуналов. Трибуналам (согласно декрету СНК РСФСР от 4 мая 1918 г.) были подсудны дела о контрреволюционных преступлениях.
Большевики отстаивали свою позицию о введении смертной казни на V Всероссийском съезде Советов, проходившем с 4 по 10 июля 1918 г. Оппонентами большевиков выступили левые эсеры по главе с М.А. Спиридоновой. От представителей власти в защиту смертной казни выступили большевики – Председатель ВЦИК Я.М. Свердлов и Председатель СНК В.И. Ленин. Разногласия между большевиками и левыми эсерами заключались в том, что эсеры не возражали против расстрелов ВЧК, но были против введения смертной казни.
Заработали две системы расправы – органы ВЧК, которые по-прежнему занимались террором, и система ревтрибуналов, которые могли приговаривать к смертной казни после судебного разбирательства. Но деятельность трибуналов по своей репрессивности не шла ни в какое сравнение с широкомасштабным террором ВЧК.
За девять месяцев (июнь 1918 – февраль 1919 гг.), по данным Л.М. Спирина, на территории 23 губерний чрезвычайные комиссии расстреляли 5496 человек, в том числе 800 уголовников.
В двадцатые годы, после разгрома внутренней организованной оппозиции, введения нэпа опосредованно способствовало и укреплению основ законности, в то же время отход от основных принципов нэпа приводил к введению командно-административных методов управления и усилению репрессий. Это наглядно видно по официальным данным о количестве осужденных, в том числе и к высшей мере наказания:
1924 г. – осужденных – 12425,
к высшей мере наказания – 2550
1925 г. – осужденных – 15995
к высшей мере наказания - 2433
1926 г. – осужденных – 17804,
к высшей мере наказания - 990
1927 г. – осужденных – 26036,
к высшей мере наказания - 2363
1928 г. – осужденных – 33757,
к высшей мере наказания – 869
1929 г. – осужденных – 56220,
к высшей мере наказания - 2109
Из приведенных данных видно, что количество осужденных росло ежегодно, но количество приговоренных к высшей мере наказания менялось каждый год. Это в большей мере объясняется тем, что в 1926 г. была разгромлена правотроцкистская оппозиция, и Сталин занял лидирующее положение в партии.
Смертная казнь в период сталинского террора, как высшая мера наказания, потеряла свои правовые свойства, истинное правовое значение и предназначение - применение ее за особо опасные для личности и государства преступления в строгом соответствии с законом, по суду. Расстрелы в этот период служили прежде всего политическим интересам – уничтожению политической оппозиции Сталину и укреплению личной власти в государстве. В результате был развязан террор против народа.
С началом Великой Отечественной войны в репрессивной политике Сталина мало что изменилось. Главная причина увеличения количества расстрелов в 1941 г. – это борьба со шпионской деятельностью со стороны Германии, а также попытка установления дисциплины в армии при помощи скороспелых расстрелов. В начальный период Великой Отечественной войны появляется ряд актов, регламентировавших назначение и порядок приведения в исполнение высшей меры наказания – расстрела.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Сталин пошел на отмену смертной казни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. было постановлено:
«1. Отменить в мирное время смертную казнь, установленную за преступления действующими в СССР законами.
2. За преступления,
наказуемые по действующим
3. По приговорам
к смертной казни, не приведенным
к исполнению до издания
На самом деле, следует признать, что этот шаг, предпринятый Сталиным, был политически расчетливым мероприятием, которое должно был показать, с одной стороны, что неслыханные жертвы, понесенные советским народом в борьбе за независимость СССР, оценены правительством (необходимо было успокоить общественное мнение), а с другой – продемонстрировать перед всем миром приверженность большевистской партии к отмене смертной казни, ввиду разгрома политической оппозиции и единства советского народа под руководством товарища Сталина. Политическая направленность этой акции была очевидна и потому, что смертная казнь могла на самом деле (так же как и после ее отмены в 1920 г.) применяться специальными судами МГБ по делам о контрреволюционных преступлениях.
После введения смертной казни в период с 1950 по первую половину 1953 г. – год смерти Сталина, к высшей мере наказания (по официальным данным) было приговорено 3892 человека.
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. не включили смертную казнь в систему наказаний, а выделили ее в самостоятельную статью «в виде исключительной меры наказания, впредь до ее полной отмены...» (ст. 22). Но такое выделение реально ничего не давало. Был установлен исчерпывающий перечень преступлений, за которые допускалось применение смертной казни. Это: измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Не могли «быть приговорены к смертной казни лица, не достигшие совершеннолетия, лет, женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения приговора, также и «находящейся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора».
Основы допустили возможность применения смертной казни в условиях военного времени или в боевой обстановке и за другие особо тяжкие преступления в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, которые были закреплены в Законе «Об уголовной ответственности за воинские преступления» от 25 декабря 1958 года.
Несмотря на то, что на протяжении семидесяти с лишним лет существования Советского государства неоднократно подчеркивался «временный» и «исключительный» характер смертной казни, она санкционировалась в 33 статьях Уголовного кодекса РСФСР и уголовных кодексов других союзных республик. Всего смертная казнь предусматривалась за 33 состава преступления, из них 11 — за государственные преступления и 16 — за воинские. Другими словами, исключение из правила превратилось в само правило.
3.9. Позиции применения смертной казни после распада СССР
После распада СССР в 1991 г. и демократизации российского общества произошли важные изменения в позиции применения смертной казни. Это прежде всего касается широкого применения помилования к осужденным к смертной казни. Впервые это право было изъято у высших представительных органов власти и передано Президенту РФ.
Работа судов по рассмотрению преступлений и вынесению наказания в виде смертной казни за особо тяжкие преступления была сведена на нет. По сути дела, квалифицированная оценка преступных деяний судами подменялась юридически некомпетентным органом - комиссией по вопросам помилования при Президенте. По официальным данным, фактически в этот период приведены в исполнение лишь немногие из смертных приговоров: в 1992 г. исполнено 18 смертных приговоров; в 1993 г. — 10; в 1994 г. — 10. Процент помилованных в период с 1992 по март 1995 г. составлял 90—92%. Такое отношение к применению смертной казни, я считаю, не оправданно. Ситуация в стране свидетельствовала о том, что возросло количество особо опасных преступлений, и прежде всего убийств. Я согласна с мнением А. С. Михлина, «что помилование не может быть правилом, иначе наказание теряет смысл. А смертная казнь — основную цель — общепревентивное воздействие».
По-новому институт смертной казни стал рассматривать новый Уголовный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 1997 г.
Высшая мера наказания включена в систему наказаний, а не вынесена в отдельную статью, как раньше. Уголовный кодекс в соответствии с Конституцией назначает высшую меру наказания за 5 составов преступления. Это: убийство (ч. 2 ст. 105 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) и геноцид (ст. 357 УК). Все эти составы преступлений связаны с посягательством на жизнь человека и являются по своему характеру особо тяжкими преступлениями. Однако кодекс ничего не говорит о временности этого вида наказания.
В 1996 году Россию пригласили в Совет Европы только при условии отмены смертной казни. Президент просто стал игнорировать рассмотрение дел приговорённых к смертной казни (не утверждать и не миловать), что согласно ст. 184 УИК РФ заблокировало возможность исполнения всех приговоров.
16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Несмотря на то, что 6-ой протокол так и не был ратифицирован Россией, с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор вести себя в соответствии с договором до его ратификации.