Смертная казнь: за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:06, реферат

Описание работы

На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане. Ввиду того, что существенным, даже главным для человека выступают его интересы и ценности, которые способны их удовлетворять, основные усилия в ходе правового регулирования должны быть сосредоточены на упорядочения связей «интересы-ценности».
В этой работе мы попытаемся рассмотреть вопрос смертной казни с морально-этической стороны. Перед прочтением попытайтесь ответить для себя на вопрос о том, как лично вы относитесь к поставленной проблеме, какого мнения придерживаетесь: «за» или «против». По окончании чтения вновь дайте ответ.

Содержание работы

Введение
1. Понятие смертной казни, ее виды
2. Смертная казнь в современном мире
3. Смертная казнь в истории России
3.1. Смертная казнь в «Русской правде»
3.2. Смертная казнь в правовых актах периода феодальной раздробленности
3.3. Смертная казнь в период формирования централизованного государства и сословно-представительной монархии в России
3.4. Смертная казнь в период становления абсолютизма
3.5. Смертная казнь в период расцвета абсолютизма
3.6. Высшая мера наказания в условиях кризиса феодально-крепостнической системы
3.7. Высшая мера наказания в условиях перехода к буржуазной монархии и буржуазно-демократической республике
3.8. Смертная казнь в истории советского государства и права
3.9. Позиции применения смертной казни после распада СССР
4. Смертная казнь: морально-этический аспект проблемы
5. Отношение к смертной казни в современной России
6. Социологический опрос «Как вы относитесь к смертной казни?»
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Смертная казнь. за и против.doc

— 3.91 Мб (Скачать файл)

 

Было замечено, что судьи, которые зачитывают смертный приговор, ощущают непроизвольное внутреннее содрогание. Этот факт, как и неизменное отвращение к профессии палача, подсознательное нежелание людей общаться с ним, необходимо считать неявным признаком того, что смертная казнь и на самом деле является чем-то несправедливым, лживым. Об этом же свидетельствует и нечеловеческий ужас, связанный с убийством.

 

4. Смертная казнь  является покушением на коренной  нравственный принцип самоценности  человеческой личности, ее святости. В той мере, в какой мы приравниваем  мораль к ненасилию, к заповеди  «не убий», смертная казнь не  может стать нравственной санкцией, так как она являет нечто прямо противоположное. Не только аргументацией, которая ее окружает, но и фактом самого своего существования смертная казнь пытается обманным путем довести до общества мысль, как будто убийство может быть человечным, разумным делом.

 

Соотношение между смертной казнью, убийством и нравственностью очень точно сформулировал В. С. Соловьев: «Смертная казнь есть убийство как таковое, абсолютное убийство, т. е. принципиальное отрицание коренного нравственного отношения к человеку».

 

В заключение необходимо отметить, что хотя приведенные этические аргументы в пользу смертной казни и не обладают логическим принуждением, но тем не менее они для большого числа людей кажутся довольно убедительными.

 

Во многих странах, в том числе и в современной России, общество в целом расположено поддерживать практику проведения смертной казни. Такое мнение имеет порой силу исторической инерции, в большей или меньшей степени откровенности проводится официальной идеологией, заложено в разных формах духовной культуры.

 

Также данное мнение имеет глубокие корни в исторически сформировавшемся эмоциональном строе человека. Убийства, в особенности когда они проводятся в жестоких формах, вызывают негодование, которое переходит в желание мести, за которым также стоит совершенное неприятие убийства, желание немедля и решительно покончить с этим. Необыкновенная сила этой здоровой эмоциональной реакции совершенно заглушает голос разума.

 

Несомненно, мнение людей, тем более, если оно до некоторой степени мотивировано справедливым гневом, является фактом, с которым невозможно не считаться. Также не следует забывать, что в далекие времена был обычай приносить людей в жертву богам, и, возможно, эта практика сопровождалась большим душевным подъемом, а члены общества которые выступали против таких обычаев, вызывали у всех искреннее возмущение. Но с течением времени ситуация очень изменилась. Общество пришло к мнению, что людей просто никто не имеет права приносить в жертву даже самим богам! Сформировались и новые представления, был принят принцип «не убий», позиция непротивления злу насилием. Но и в этих принципах сохраняются бреши. И одна из них – это смертная казнь. Сегодня в современном обществе убийство считают нравственно недопустимым, за исключением тех случаев, когда оно совершается государством, казалось бы, во имя самой нравственности. Но будем надеяться, что и в отношении этого заблуждения со временем наступит прозрение общества. Дискуссии о смертной казни, которые получили распространение в наши дни, являются шагом к этому прозрению.

 

    1. Отношение к смертной казни в современной России

 

В современной России сторонниками смертной казни являются такие политические партии как КПРФ и ЛДПР. Коммунистическая партия Российской Федерации выступает за применение смертной казни за коррупцию в особо крупных размерах. Ещё в 1996 году Госдума приняла разработанный Виктором Илюхиным закон о противодействии коррупции, основными положениями которого были: введение смертной казни за коррупционные преступления и хищение государственной собственности в особо крупных размерах; конфискация всего имущества у взяточников и членов их семей; введение отчетности чиновников не только за доходы, но и за расходы. На закон было наложено вето президента Ельцина.

КПРФ резко осудила отмену смертной казни в 2009 году: по их мнению, это противоречит интересам России После террористических актов в Московском метро лидер партии Геннадий Зюганов предложил восстановить смертную казнь за особо тяжкие преступления.

В программе ЛДПР есть требование ввести смертную казнь за терроризм, а также для коррупционеров, чьи действия идут «на руку террористам». Лидер партии Владимир Жириновский выступает за большее применение смертной казни: по его мнению, это сократит количество преступлений. Так, например, по его мнению, смертная казнь должна быть применена в отношении виновников крушений самолётов, aварии на Саяно-Шушенской ГЭС и крушения теплохода «Булгария», что сократило бы количество таких происшествий. Он не боится международных санкций:

Нас могут исключить из Совета Европы, но безопасность наших граждан нам дороже, чем членство в политической организации, какой является Совет Европы.


В качестве «профилактики» от судебных ошибок он предлагает казнить вынесших ошибочный смертный приговор судью и следователя. Жириновский отрицательно относится к пожизненному лишению свободы: по его мнению, это создаёт для преступника безопасность и возможность для коррупции. А преступник должен бояться смертной казни:

Самое главное, казнь должна быть публичная. Если будем вешать в центре города, и труп будет висеть два-три дня, обязательно сократится количество преступлений.


Он продолжает требовать этого, не соглашаясь с предложениями чем-либо заменить её.

10 февраля 2013 года, Глава МВД России Владимир Колокольцев, в интервью передаче «Вести в субботу» телеканала «Россия-1» высказался в том духе, что не имеет ничего против возращения смертной казни в России, заявив следующее:

Боюсь навлечь на себя гнев противников смертной казни, но если не как министр, а как простой гражданин, я не видел бы ничего предосудительного (в таком наказании) для подобного рода преступников


Это заявление было сделано на фоне общественного резонанса, вызванного громкими преступлениями, совершенными накануне — похищением и убийством 8-летней Василисы Галициной в Набережных Челнах, и похищение и убийство ещё одной девочки — на этот раз в Чечне.

Противниками смертной казни являются В.В. Путин и Д.А. Медведев. Владимир Путин в начале своего президентства выступил против восстановления смертной казни. По его мнению, ужесточение наказания само по себе не ведёт к искоренению преступности. Этой же позиции он придерживался и в конце своего президентства:

Применяя смертную казнь в отношении своих граждан, даже преступников, государство воспитывает других своих граждан в жестокости и порождает вновь и вновь жестокость со стороны граждан в отношении друг друга и в отношении самого государства. И это тоже вредно и контрпродуктивно. Для того чтобы эффективно бороться с преступностью, нужна взвешенная, эффективная экономическая политика, эффективная социальная политика, грамотная и современная цивилизованная работа пенитенциарной системы, всех правоохранительных органов. Вот это сделать трудно, труднее, чем ввести смертную казнь.


Дмитрий Медведев не восстанавил смертную казнь. Он не поддержал предложение Геннадия Зюганова ввести смертную казнь для террористов. Вместо этого он предложил ужесточить наказание для пособников террористов. На совещании в сентябре 2011 года при обсуждении вопроса о коррупции он также предложил ужесточить сроки заключения для коррупционеров, а также напомнил, что в других странах в качестве наказания за коррупцию применяют смертную казнь:

У нас, в отличие от других стран, нет смертной казни за это. Иногда считают, что это помогает


Экс-лидер партии Справедливая Россия Сергей Миронов заявлял, что его партия является противницей смертной казни, однако, учитывая общественное мнение, пока не собирается ратифицировать шестой протокол и отменять смертную казнь юридически. Такую же позицию занимает и нынешний лидер партии Николай Левичев:

Честно говоря, я и не надеялся, что Конституционный суд РФ примет какое-то другое решение. По моему мнению, вопрос здесь даже не в том, что Россия должна соблюдать принятые на себя международные обязательства. Мне представляется, что за последние годы Россия совершает мучительный путь к правовому государству, в котором жизнь каждого гражданина является высшей ценностью. Этого очень не хватало нам в прежние годы. Смертная казнь неприемлема для современного государства, придерживающегося демократических и гуманистических принципов. Смертная казнь как исключительная мера наказания не может сводиться к мести, которая преследует своей целью желание облегчить перенесенные страдания видом мучений виновного в них. Наказание, в отличие от мести, направлено на предотвращение подобного в дальнейшем. Необходимо, чтобы это было понято и воспринято общественным сознанием.


Противником смертной казни является также бывший лидер партии «Правое дело» Михаил Прохоров.

В партии «Единая Россия» нет чётко сформированного мнения о смертной казни.

Так, например, Любовь Слиска заявляла, что смертная казнь необходима при наказании за педофилию, и она готова молиться Богу за её восстановление:

Я не могу согласиться с тем, что педофил будет пожизненно сидеть в тюрьме, а мы, граждане, будем отчислять налоги и содержать его до конца дней.


Судебные ошибки, по её мнению, единичны, а России необходимо следовать примеру США, где смертная казнь применяется до сих пор.

За смертную казнь также выступают, например, член Совета Федерации Александр Чекалин, депутаты Госдумы Евгений Богомольный и Ирина Яровая.

Противником смертной казни в мирное время является первый заместитель секретаря президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Исаев:

Доказано, что казнь ни в коей мере не является профилактической мерой. Ни в коей мере не избавляет о совершаемых преступлений. Доказано, что само наличие смертной казни влечет за собой возможность трагических ошибок. Когда казнят невинных людей. Если через пять лет выяснится, что человек невиновен, а он отбывает пожизненное заключение, конечно, пять лет вычеркнуты из его жизни, но жизнь не уничтожена, как это было бы в условиях применения смертной казни.


 

После решения Конституционного суда об отмене смертной казни лидер партии и председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что Россия не будет ратифицировать шестой протокол об отмене смертной казни из-за террористических угроз.

В партии «Единая Россия» в 2011 году обсуждалась новая мера наказания для педофилов — пожизненная каторга.

Что касается церкви, Патриарх Алексий II и Патриарх Кирилл высказались против смертной казни. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет поясняет позицию Церкви следующим образом:

Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».Таким образом, как считают авторитетные толкователи Священного Писания, по мысли Христа, запрещается не только убийство человека человеком, но даже и гнев одного человека на другого. А уж убийство — и подавно. Здесь уместно заметить, что по закону, данному Богом через Моисея, за преднамеренное убийство человеку полагалась смертная казнь. «Убийцу должно предать смерти», — говорится в Книге Чисел. Но вот пришел Мессия, Спаситель, Господь наш Иисус Христос, — и Апостол говорит: «… кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» Таким образом, на основании заповеди Христа, данной нам в Нагорной проповеди, мы должны отрицать всякого рода и всевозможные убийства. Из этой Господней заповеди следует, что, согласно учению Христа, ни убийств на войне, ни казней преступников (как это было в Ветхом Завете) не должно быть. Это — новый закон. И надо осознавать, что всё остальное, как бы и чем бы мы ни мотивировали и ни объясняли возникающие обстоятельства, — все остальное есть отступление от закона, то есть грех.

 

Социологический опрос «Как Вы относитесь к введению смертной казни?»

 

Специалисты независимого исследовательского центра РОМИР опросили в августе 1999 года 800 жителей крупных российских городов в возрасте от 16 до 45 лет на предмет отношения к смертной казни. Результаты опроса получились следующие: Отмену смертной казни одобряют только 22% опрошенных. Затруднились с ответом 10% респондентов. Остальные опрошенные россияне высказали положительное отношение к применению смертной казни. Если рассматривать аргументы, приводимые гражданами за и против смертной казни, то ответы распределяются следующим образом. Главным аргументом за отмену казни является моральный фактор, ибо смертная казнь является убийством человека. Эту позицию, в общем, разделили еще 17% опрошенных, по их мнению, существованием в стране смертной казни государство узаконивает убийство. Еще 34% опрошенных высказали сомнение в том, что смертный приговор всегда выносится объективно, в этом случае отмена смертной казни дает возможность избежать непоправимых судебных ошибок. И 7% опрошенных считают, что с отменой смертной казни сократится количество тяжких преступлений.

Информация о работе Смертная казнь: за и против