Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:06, реферат
На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане. Ввиду того, что существенным, даже главным для человека выступают его интересы и ценности, которые способны их удовлетворять, основные усилия в ходе правового регулирования должны быть сосредоточены на упорядочения связей «интересы-ценности».
В этой работе мы попытаемся рассмотреть вопрос смертной казни с морально-этической стороны. Перед прочтением попытайтесь ответить для себя на вопрос о том, как лично вы относитесь к поставленной проблеме, какого мнения придерживаетесь: «за» или «против». По окончании чтения вновь дайте ответ.
Введение
1. Понятие смертной казни, ее виды
2. Смертная казнь в современном мире
3. Смертная казнь в истории России
3.1. Смертная казнь в «Русской правде»
3.2. Смертная казнь в правовых актах периода феодальной раздробленности
3.3. Смертная казнь в период формирования централизованного государства и сословно-представительной монархии в России
3.4. Смертная казнь в период становления абсолютизма
3.5. Смертная казнь в период расцвета абсолютизма
3.6. Высшая мера наказания в условиях кризиса феодально-крепостнической системы
3.7. Высшая мера наказания в условиях перехода к буржуазной монархии и буржуазно-демократической республике
3.8. Смертная казнь в истории советского государства и права
3.9. Позиции применения смертной казни после распада СССР
4. Смертная казнь: морально-этический аспект проблемы
5. Отношение к смертной казни в современной России
6. Социологический опрос «Как вы относитесь к смертной казни?»
Заключение
Список источников
Было замечено, что судьи, которые зачитывают смертный приговор, ощущают непроизвольное внутреннее содрогание. Этот факт, как и неизменное отвращение к профессии палача, подсознательное нежелание людей общаться с ним, необходимо считать неявным признаком того, что смертная казнь и на самом деле является чем-то несправедливым, лживым. Об этом же свидетельствует и нечеловеческий ужас, связанный с убийством.
4. Смертная казнь
является покушением на
Соотношение между смертной казнью, убийством и нравственностью очень точно сформулировал В. С. Соловьев: «Смертная казнь есть убийство как таковое, абсолютное убийство, т. е. принципиальное отрицание коренного нравственного отношения к человеку».
В заключение необходимо отметить, что хотя приведенные этические аргументы в пользу смертной казни и не обладают логическим принуждением, но тем не менее они для большого числа людей кажутся довольно убедительными.
Во многих странах, в том числе и в современной России, общество в целом расположено поддерживать практику проведения смертной казни. Такое мнение имеет порой силу исторической инерции, в большей или меньшей степени откровенности проводится официальной идеологией, заложено в разных формах духовной культуры.
Также данное мнение имеет глубокие корни в исторически сформировавшемся эмоциональном строе человека. Убийства, в особенности когда они проводятся в жестоких формах, вызывают негодование, которое переходит в желание мести, за которым также стоит совершенное неприятие убийства, желание немедля и решительно покончить с этим. Необыкновенная сила этой здоровой эмоциональной реакции совершенно заглушает голос разума.
Несомненно, мнение людей, тем более, если оно до некоторой степени мотивировано справедливым гневом, является фактом, с которым невозможно не считаться. Также не следует забывать, что в далекие времена был обычай приносить людей в жертву богам, и, возможно, эта практика сопровождалась большим душевным подъемом, а члены общества которые выступали против таких обычаев, вызывали у всех искреннее возмущение. Но с течением времени ситуация очень изменилась. Общество пришло к мнению, что людей просто никто не имеет права приносить в жертву даже самим богам! Сформировались и новые представления, был принят принцип «не убий», позиция непротивления злу насилием. Но и в этих принципах сохраняются бреши. И одна из них – это смертная казнь. Сегодня в современном обществе убийство считают нравственно недопустимым, за исключением тех случаев, когда оно совершается государством, казалось бы, во имя самой нравственности. Но будем надеяться, что и в отношении этого заблуждения со временем наступит прозрение общества. Дискуссии о смертной казни, которые получили распространение в наши дни, являются шагом к этому прозрению.
В современной России сторонниками смертной казни являются такие политические партии как КПРФ и ЛДПР. Коммунистическая партия Российской Федерации выступает за применение смертной казни за коррупцию в особо крупных размерах. Ещё в 1996 году Госдума приняла разработанный Виктором Илюхиным закон о противодействии коррупции, основными положениями которого были: введение смертной казни за коррупционные преступления и хищение государственной собственности в особо крупных размерах; конфискация всего имущества у взяточников и членов их семей; введение отчетности чиновников не только за доходы, но и за расходы. На закон было наложено вето президента Ельцина.
КПРФ резко осудила отмену смертной казни в 2009 году: по их мнению, это противоречит интересам России После террористических актов в Московском метро лидер партии Геннадий Зюганов предложил восстановить смертную казнь за особо тяжкие преступления.
В программе ЛДПР есть требование ввести смертную казнь за терроризм, а также для коррупционеров, чьи действия идут «на руку террористам». Лидер партии Владимир Жириновский выступает за большее применение смертной казни: по его мнению, это сократит количество преступлений. Так, например, по его мнению, смертная казнь должна быть применена в отношении виновников крушений самолётов, aварии на Саяно-Шушенской ГЭС и крушения теплохода «Булгария», что сократило бы количество таких происшествий. Он не боится международных санкций:
|
Нас могут исключить из Совета Европы, но безопасность наших граждан нам дороже, чем членство в политической организации, какой является Совет Европы. |
|
В качестве «профилактики» от судебных ошибок он предлагает казнить вынесших ошибочный смертный приговор судью и следователя. Жириновский отрицательно относится к пожизненному лишению свободы: по его мнению, это создаёт для преступника безопасность и возможность для коррупции. А преступник должен бояться смертной казни:
|
Самое главное, казнь должна быть публичная. Если будем вешать в центре города, и труп будет висеть два-три дня, обязательно сократится количество преступлений. |
|
Он продолжает требовать этого, не соглашаясь с предложениями чем-либо заменить её.
10 февраля 2013 года, Глава МВД России Владимир Колокольцев, в интервью передаче «Вести в субботу» телеканала «Россия-1» высказался в том духе, что не имеет ничего против возращения смертной казни в России, заявив следующее:
|
Боюсь навлечь на себя гнев противников смертной казни, но если не как министр, а как простой гражданин, я не видел бы ничего предосудительного (в таком наказании) для подобного рода преступников |
|
Это заявление было сделано на фоне общественного резонанса, вызванного громкими преступлениями, совершенными накануне — похищением и убийством 8-летней Василисы Галициной в Набережных Челнах, и похищение и убийство ещё одной девочки — на этот раз в Чечне.
Противниками смертной казни являются В.В. Путин и Д.А. Медведев. Владимир Путин в начале своего президентства выступил против восстановления смертной казни. По его мнению, ужесточение наказания само по себе не ведёт к искоренению преступности. Этой же позиции он придерживался и в конце своего президентства:
|
Применяя смертную казнь в отношении своих граждан, даже преступников, государство воспитывает других своих граждан в жестокости и порождает вновь и вновь жестокость со стороны граждан в отношении друг друга и в отношении самого государства. И это тоже вредно и контрпродуктивно. Для того чтобы эффективно бороться с преступностью, нужна взвешенная, эффективная экономическая политика, эффективная социальная политика, грамотная и современная цивилизованная работа пенитенциарной системы, всех правоохранительных органов. Вот это сделать трудно, труднее, чем ввести смертную казнь. |
|
Дмитрий Медведев не восстанавил смертную казнь. Он не поддержал предложение Геннадия Зюганова ввести смертную казнь для террористов. Вместо этого он предложил ужесточить наказание для пособников террористов. На совещании в сентябре 2011 года при обсуждении вопроса о коррупции он также предложил ужесточить сроки заключения для коррупционеров, а также напомнил, что в других странах в качестве наказания за коррупцию применяют смертную казнь:
|
У нас, в отличие от других стран, нет смертной казни за это. Иногда считают, что это помогает |
|
Экс-лидер партии Справедливая Россия Сергей Миронов заявлял, что его партия является противницей смертной казни, однако, учитывая общественное мнение, пока не собирается ратифицировать шестой протокол и отменять смертную казнь юридически. Такую же позицию занимает и нынешний лидер партии Николай Левичев:
|
Честно говоря, я и не надеялся, что Конституционный суд РФ примет какое-то другое решение. По моему мнению, вопрос здесь даже не в том, что Россия должна соблюдать принятые на себя международные обязательства. Мне представляется, что за последние годы Россия совершает мучительный путь к правовому государству, в котором жизнь каждого гражданина является высшей ценностью. Этого очень не хватало нам в прежние годы. Смертная казнь неприемлема для современного государства, придерживающегося демократических и гуманистических принципов. Смертная казнь как исключительная мера наказания не может сводиться к мести, которая преследует своей целью желание облегчить перенесенные страдания видом мучений виновного в них. Наказание, в отличие от мести, направлено на предотвращение подобного в дальнейшем. Необходимо, чтобы это было понято и воспринято общественным сознанием. |
|
Противником смертной казни является также бывший лидер партии «Правое дело» Михаил Прохоров.
В партии «Единая Россия» нет чётко сформированного мнения о смертной казни.
Так, например, Любовь Слиска заявляла, что смертная казнь необходима при наказании за педофилию, и она готова молиться Богу за её восстановление:
|
Я не могу согласиться с тем, что педофил будет пожизненно сидеть в тюрьме, а мы, граждане, будем отчислять налоги и содержать его до конца дней. |
|
Судебные ошибки, по её мнению, единичны, а России необходимо следовать примеру США, где смертная казнь применяется до сих пор.
За смертную казнь также выступают, например, член Совета Федерации Александр Чекалин, депутаты Госдумы Евгений Богомольный и Ирина Яровая.
Противником смертной казни в мирное время является первый заместитель секретаря президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Исаев:
|
Доказано, что казнь ни в коей мере не является профилактической мерой. Ни в коей мере не избавляет о совершаемых преступлений. Доказано, что само наличие смертной казни влечет за собой возможность трагических ошибок. Когда казнят невинных людей. Если через пять лет выяснится, что человек невиновен, а он отбывает пожизненное заключение, конечно, пять лет вычеркнуты из его жизни, но жизнь не уничтожена, как это было бы в условиях применения смертной казни. |
|
После решения Конституционного суда об отмене смертной казни лидер партии и председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что Россия не будет ратифицировать шестой протокол об отмене смертной казни из-за террористических угроз.
В партии «Единая Россия» в 2011 году обсуждалась новая мера наказания для педофилов — пожизненная каторга.
Что касается церкви, Патриарх Алексий II и Патриарх Кирилл высказались против смертной казни. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет поясняет позицию Церкви следующим образом:
Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».Таким образом, как считают авторитетные толкователи Священного Писания, по мысли Христа, запрещается не только убийство человека человеком, но даже и гнев одного человека на другого. А уж убийство — и подавно. Здесь уместно заметить, что по закону, данному Богом через Моисея, за преднамеренное убийство человеку полагалась смертная казнь. «Убийцу должно предать смерти», — говорится в Книге Чисел. Но вот пришел Мессия, Спаситель, Господь наш Иисус Христос, — и Апостол говорит: «… кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» Таким образом, на основании заповеди Христа, данной нам в Нагорной проповеди, мы должны отрицать всякого рода и всевозможные убийства. Из этой Господней заповеди следует, что, согласно учению Христа, ни убийств на войне, ни казней преступников (как это было в Ветхом Завете) не должно быть. Это — новый закон. И надо осознавать, что всё остальное, как бы и чем бы мы ни мотивировали и ни объясняли возникающие обстоятельства, — все остальное есть отступление от закона, то есть грех.
Социологический опрос «Как Вы относитесь к введению смертной казни?»
Специалисты независимого исследовательского центра РОМИР опросили в августе 1999 года 800 жителей крупных российских городов в возрасте от 16 до 45 лет на предмет отношения к смертной казни. Результаты опроса получились следующие: Отмену смертной казни одобряют только 22% опрошенных. Затруднились с ответом 10% респондентов. Остальные опрошенные россияне высказали положительное отношение к применению смертной казни. Если рассматривать аргументы, приводимые гражданами за и против смертной казни, то ответы распределяются следующим образом. Главным аргументом за отмену казни является моральный фактор, ибо смертная казнь является убийством человека. Эту позицию, в общем, разделили еще 17% опрошенных, по их мнению, существованием в стране смертной казни государство узаконивает убийство. Еще 34% опрошенных высказали сомнение в том, что смертный приговор всегда выносится объективно, в этом случае отмена смертной казни дает возможность избежать непоправимых судебных ошибок. И 7% опрошенных считают, что с отменой смертной казни сократится количество тяжких преступлений.