Специфические формы служебного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Служебное общение – это взаимодействие людей, находящихся на службе, как правило, государственной. Оно осуществляется в рабочее время в стенах предприятия, фирмы, магазина и других служебных помещений. Существуют различные формы служебного общения. Укажем на основные:
1. Повседневное служебное общение:
• беседы, встречи, переговоры;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
I. Субординированные формы общения:………………………………………………………4
а) общение в служебном коллективе; общение между коллегами……………..8
II. Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения………….10
III. Деловые контакты с иностранными гражданами…………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………

Файлы: 1 файл

специфические формы служеб.общ. моя контр..docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

В отношении женщин-сотрудников  действуют все правила делового этикета, плюс правила взаимоотношений  между мужчиной и женщиной. Сослуживцы должны пропускать ее вперед, встречая в дверях или у лифта, первыми  приветствовать ее и т.д., но это ни в коем случае не означает, что они  должны выполнить за нее часть  работы. Мужчины-коллеги могут разговаривать  с женщиной-сотрудницей сидя, не вставая со своего места.

Для женщины  нужно помнить, что информацию несут  не только слова, но и одежда, прическа, положение тела, жесты и т.д. Одеваться  и причесываться нужно скромно, избегать всего вызывающего и  провоцирующего.

 

II.Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения

Педагогическое общение - специфическая  форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся  общим психологическим закономерностям, присущим общению, как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена  не столько недостатками научной  и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического  общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его  педагогического мастерства и коммуникативной  культуры. От его способности к эмпатии и рефлексии. От умения слушать, понимать  ученика,  воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения,  изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения и взаимодействия.

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление, коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль над их исполнением;

- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремиться, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик  выделял следующие стили педагогического  общения:

1. Общение  на основе высоких профессиональных  установок педагога, его отношения  к педагогической деятельности  в целом. О таких говорят: "За  ним дети (студенты) буквально по  пятам ходят!" Причем в высшей  школе интерес в общении стимулируется  еще и общими профессиональными  интересами, особенно на профилирующих  кафедрах.

2. Общение  на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог исполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция  относится к самым распространенным  типам педагогического общения.  В этом случае во взаимоотношениях  постоянно прослеживается дистанция  во всех сферах, в обучении, со  ссылкой на авторитет и профессионализм,  в воспитании со ссылкой на  жизненный опыт и возраст. Такой  стиль формирует отношение "учитель  - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать  учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность  прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание  - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое  общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание  стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько  моделей поведения преподавателя  в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим  образом:

• Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель  как бы отстранен от обучаемых  студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному  сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов.

• Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что  между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду  произвольно или непреднамеренно  возведенного барьера общения. В  роли такого барьера могут выступить отсутствие желания  сотрудничества с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия;

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

• Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях к обучаемым. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

• Модель гип рефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы моно логична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

• Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько  содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

• Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя  со студентами строятся по жесткой  программе, где четко выдерживаются  цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет  место безупречная логика изложения  и аргументация фактов, отшлифованы  мимика и жесты, но преподаватель  не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются  педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически  отработанное занятие разбивается  о рифы социально-психологической  реальности, не достигая своей цели.

Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

• Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят  вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя  подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

• Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится  в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения  в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает  стиль дружеского взаимодействия с  сохранением ролевой дистанции.

Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность  педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать  определенным образом в однотипной ситуации.

Наличие негативной установки преподавателя  на того или другого студента можно  определить по следующим признакам: Преподаватель дает "плохому" студенту меньше времени на ответ, чем "хорошему". Не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам. Чаще порицает и меньше поощряет. Не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов. Иногда вообще не работает с ним на занятии.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким  деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие  вопросы, поощряет улыбкой, взглядам; при  неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать  его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т. п. Специальные  исследования показывают, что "плохие" студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.

Реализуя свою установку по отношению  к "хорошим" и "плохим" студентам, педагог без специального намерения  оказывает, тем не менее, сильное  влияние на студентов, как бы определяя  программу их дальнейшего развития.

Наиболее  эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному самоанализу своего поведения и адекватной самооценке.

Профессионально-важные качества педагогического общения 

1) интерес  к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений  общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность  к ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее  умение быстро и правильно  ориентироваться в меняющихся  условиях общения, быстро изменять  речевое воздействие э зависимости  от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;

Информация о работе Специфические формы служебного общения