Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:45, контрольная работа
Служебное общение – это взаимодействие людей, находящихся на службе, как правило, государственной. Оно осуществляется в рабочее время в стенах предприятия, фирмы, магазина и других служебных помещений. Существуют различные формы служебного общения. Укажем на основные:
1. Повседневное служебное общение:
• беседы, встречи, переговоры;
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
I. Субординированные формы общения:………………………………………………………4
а) общение в служебном коллективе; общение между коллегами……………..8
II. Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения………….10
III. Деловые контакты с иностранными гражданами…………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………
В отношении женщин-сотрудников
действуют все правила делового
этикета, плюс правила взаимоотношений
между мужчиной и женщиной. Сослуживцы
должны пропускать ее вперед, встречая
в дверях или у лифта, первыми
приветствовать ее и т.д., но это ни
в коем случае не означает, что они
должны выполнить за нее часть
работы. Мужчины-коллеги могут
Для женщины нужно помнить, что информацию несут не только слова, но и одежда, прическа, положение тела, жесты и т.д. Одеваться и причесываться нужно скромно, избегать всего вызывающего и провоцирующего.
II.Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения
Педагогическое общение - специфическая
форма общения, имеющая свои особенности,
и в то же время подчиняющаяся
общим психологическим
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Исследования в области
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. От его способности к эмпатии и рефлексии. От умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения и взаимодействия.
Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:
- автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление, коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль над их исполнением;
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремиться, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;
- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.
Известный психолог В.А. Кан-Калик
выделял следующие стили
1. Общение
на основе высоких
2. Общение
на основе дружеского
3. Общение-дистанция
относится к самым
4. Общение-устрашение
- негативная форма общения,
5. Общение-заигрывание
- характерно для молодых
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Различные стили коммуникативного
взаимодействия порождают несколько
моделей поведения
• Модель
диктаторская "Монблан" - преподаватель
как бы отстранен от обучаемых
студентов, он парит над ними, находясь
в царстве знаний. Обучаемые студенты
- лишь безликая масса слушателей. Никакого
личностного взаимодействия. Педагогические
функции сведены к
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов.
• Модель
неконтактная ("Китайская стена")
- близка по своему психологическому содержанию
к первой. Разница в том, что
между преподавателем и обучаемыми
существует слабая обратная связь ввиду
произвольно или
Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
• Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях к обучаемым. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом.
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
• Модель гип рефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы моно логична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.
• Модель
гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна
по психологической канве
Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.
• Модель
негибкого реагирования ("Робот")
- взаимоотношения преподавателя
со студентами строятся по жесткой
программе, где четко выдерживаются
цели и задачи занятия, дидактически
оправданы методические приемы, имеет
место безупречная логика изложения
и аргументация фактов, отшлифованы
мимика и жесты, но преподаватель
не обладает чувством понимания меняющейся
ситуации общения. Им не учитываются
педагогическая действительность, состав
и психическое состояние
Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.
• Модель
авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный
процесс целиком фокусируется на
преподавателе. Он - главное и единственное
действующее лицо. От него исходят
вопросы и ответы, суждения и аргументы.
Практически отсутствует
Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
• Модель
активного взаимодействия ("Союз")
- преподаватель постоянно
Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.
Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.
Наличие негативной установки преподавателя на того или другого студента можно определить по следующим признакам: Преподаватель дает "плохому" студенту меньше времени на ответ, чем "хорошему". Не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам. Чаще порицает и меньше поощряет. Не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов. Иногда вообще не работает с ним на занятии.
Соответственно о наличии
Реализуя свою установку по отношению к "хорошим" и "плохим" студентам, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на студентов, как бы определяя программу их дальнейшего развития.
Наиболее
эффективно решать педагогические задачи
позволяет демократический
Профессионально-важные качества педагогического общения
1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2) способность к ЭМПАТИИ и понимания людей;
3) ГИБКОСТЬ,
оперативно-творческое