Стили руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы - анализ классификации стилей руководства. Для достижения этой цели, я попыталась описать следующие задачи:
Рассмотреть объект и предмет психологии управления.
Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
Рассмотреть модели руководства.
Рассмотреть качества, которыми должен обладать руководитель.
Охарактеризовать стили руководства.

Содержание работы

Введение………………………………………...……………………...…..……... 3
1. Стиль руководства………………….……...……………………...………...…... 5
1.1. Традиционный подход…………………………..……………………...……...…. 7
1.2. Современный подход………………………………………..…………...…...…... 11
1.2.1. Авторитарный стиль………………………………………..………………..…… 12
1.1.2. Кооперативный стиль……………………………………..…………………..….. 14
2. Управление персоналом как специфическая сфера………………………... 17
2.1. Разнообразие определений «управления персоналом»…………………….…... 17
2.2. Цели управления персоналом……………………………………………….…… 18
2.3. Функции управления персоналом………………….……………………….…… 18
Заключение………………………………………………..………………….….. 20
Список используемой литературы………………………………...……….…. 21

Файлы: 1 файл

К.р. этика .doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Характерные формы  внешнего проявления:

  • авторитарному руководителю чаще присущи суровое выражение лица;
  • резкий неприветливый, приказный тон;
  • отделение себя от группы.

Организационная эффективность: в авторитарно руководимых группах  производительность немного выше, чем  в демократических коллективах. Однако при отсутствии или смене  руководства она падает, а нередко прерывается и сам трудовой процесс. В таких группах выше напряжение между членами коллектива, чаще и острее конфликты, меньше интерес к труду и удовлетворенность работой, отсутствует подлинная сплоченность. Все это снижает трудовые достижения авторитарно руководимых групп.

Демократический стиль

Стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям. Руководитель совместно  с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания членов группы, распределяет работу. При оценке работников он руководствуется объективными, известными всем критериями, оказывает подчиненным необходимую помощь, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать производственные задачи. Такого руководителя отличают самокритичность, общительность, самоконтроль и ровные отношения с подчиненными.

Характерные формы  внешнего проявления:

  • руководителю больше свойственна общительность;
  • доброжелательность;
  • распоряжения в форме просьбы или рекомендации;
  • преобладание в речи «мы» над «я».

Организационная эффективность: демократический стиль имеет  превосходство в трудовой мотивации, удовлетворенности трудом, качестве работы. Сотрудники испытывают чувство  гордости за свой труд, дорожат пребыванием  в группе, проявляют изобретательность, находчивость и инициативу. В коллективе царит доверительная дружеская атмосфера. Трудовой процесс обладает свойством саморегуляции и не нарушается при отсутствии руководителя.

Попустительский стиль

Стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предоставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляет инициативы. Необходимую информацию он дает сотрудникам лишь по их просьбе. В группе отсутствует всякое структурирование труда, сколько-нибудь четкое распределение заданий, прав и обязанностей. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. В крайнем выражении попустительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку руководитель полностью устраняется от своей управленческой роли.

Характерные формы  внешнего проявления:

  • служит безучастный вид руководителя;
  • его стремление быть незаметным;
  • заискивающий тон при обращении с сотрудниками.

Организационная эффективность: попустительский стиль корректирует с наиболее низкой производительностью и групповой идентификацией, часто сопровождается ростом агрессивности среди членов коллектива, ведет к его распаду. В группах обычно наблюдается низкая трудовая дисциплина, нередко проявляются неформальные лидеры с негативным характером деятельности по отношению к целям организации. Новые или более слабые работники часто подвергаются притеснениям со стороны более сильных. Из-за этого и ряда других  подобных моментов попустительский стиль был признан как неприемлемый и не являлся объектом более поздних исследований. 

Среди немногочисленных эмпирических исследований стилей руководства, проведенных к настоящему времени  в отечественной психологии, следует  отметить работы А. Л. Журавлева. Были выделены 20 параметров деятельности  руководителя, каждому из которых руководитель мог проявлять директивный, коллегиальный или либеральный компоненты своего стиля. В  соответствии с этим индивидуальный стиль руководства какого-либо конкретного руководителя представляет собой одновременное, определенное сочетание разной степени выраженности этих трех основных компонентов стиля. Данные позволили выявить несколько типичных стилей руководства. Обнаружилось также, что директивный, коллегиальный или либеральный стили руководства «в чистом виде» встречаются реже, нежели различные сочетания этих стилей у одного и того же руководителя.

 

    1. Современный подход

Дальнейшее развитие, в современной литературе получило представление как о демократическом (кооперативный стиль), так и об авторитарном стиле руководства. В  последние десятилетия, согласно уточненным представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Применение  этого стиля вполне оправданно в случае: большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации, и, прежде всего денежное вознаграждение.

 

 

1.2.1 Авторитарный  стиль

Эффективное использование  авторитарного стиля требует  от руководителя:

  • высокой ответственности;
  • строгого самоконтроля;
  • широкого предвидения;
  • развитой способности принятия решения;
  • хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь.

 При этом предполагается, что подчиненные, которые рассматриваются как исполнители приказов, должны быть послушными.  При этом работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.

Для эффективности авторитарного стиля необходимо, чтобы подчиненные:

  • признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него;
  • правильно воспринимали и строго исполняли его распоряжения;
  • отказывались от реализации контрольных прав по отношению к руководителю.

Авторитарный  стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах. Этот стиль имеет тенденцию быть эффективным при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации сотрудников.

Недостатки авторитарного стиля -  ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю, в целом к предприятию. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе.

Современные исследователи, отмечая научную и методическую ценность ранних разработок проблематики стилей руководства, отвергают упрощенный подход к классификации всего многообразия поведения руководителей и деление их лишь на три указанных стиля, а применительно к практике — даже на два, поскольку попустительский стиль в целом не эффективен и не может культивироваться сознательно. Исследователи отмечают крайнюю сложность данных стилей, они подчеркивают их идеально-типический характер и оторванность от реальности. Идеально-типический характер рассматриваемых стилей означает, что все они представляют собой крайние, идеальные образцы поведения, точное соответствие которым очень трудно найти в жизни. В поведении подавляющего большинства руководителей обычно сочетаются различные элементы, присущие каждому из этих стилей.

Различные модификации  авторитарного стиля руководства  выражены в классификации, согласно которой они, в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных, делятся на:

  1. Патриархальный стиль руководства.  Строиться на основе представлений об организации как одной большой семье. Руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о своих подчиненных. Они  же в ответ на «отеческую заботу» должны проявлять благодарность, верность и беспрекословное повиновение. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется с верху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Этот стиль руководства характерен для традиционного общества, но широко распространен сегодня, в том числе в России.
  2. Харизматический стиль руководства.   Основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет  персональный («не семейный») характер. Обычно харизматический руководитель не доверяет организационным структурам, и стремиться объяснить успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека. Строгое  регламентирование прав и обязанностей отсутствует. Руководящая инстанция уподобляется «штабу», состоящему из руководителя и приближенных, обязанности которых часто дублируются. Спрос на харизматических руководителей обостряется, как правило, в кризисные времена и в чрезвычайных ситуациях. В такие периоды вера в спасение благодаря наличию харизматического руководителя вытесняет стремление использовать для решения проблем рациональные стратегии и демократические процедуры.
  3. Автократический стиль руководства.   Менее распространен и менее проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя. Этот стиль отличается от патриархального и харизматического стилей слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно - административной системы в СССР и других странах.
  4. Бюрократический стиль руководства. Характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными. Он представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения сотрудников организации с помощью детального разделения труда, многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов, четко описывающих, кто, что и как должен делать. При этом сотрудники рассматриваются как анонимные «факторы», и их мотивация формируется чаще всего через письменные распоряжения и предписания. Информация передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку письменных отчетов. Бюрократический стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля.

 

1.2.2.  Кооперативный стиль

При кооперативном стиле  руководства производственная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль  может эффективно использоваться при  решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру сотрудников.

Он имеет ряд  отличительных признаков:

  • Взаимовлияние руководителя и сотрудников. Предполагает отказ руководителя от использования части своих компетенций по принятию решений и передачу их членам группы, а также не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество.
  • Функциональная дифференциация ролей <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 13pt; font-weig

Информация о работе Стили руководства