Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:24, реферат
По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
« Великие педагоги прошлого.»
Реферат по <Этика> студентки
1-го курса очной формы обучения
Москва 2010
Введение
Возникновение
педагогической профессии имеет
объективные основания. Общество не
могло бы существовать и развиваться,
если бы молодое поколение, приходящее
на смену старшему поколению, вынуждено
было начинать сначала, без творческого
освоения и использования того опыта,
который оно получило в наследство.
С момента возникновения
По мере усложнения процессов общественного
производства, развития способов познания
и стремительного роста научных знаний
в обществе появилась потребность в специальной
передаче знаний, умений и навыков. Вот
почему из области "чистого" воспитания
в педагогической профессии выделилась
относительно самостоятельная функция
- обучающая. Воспитательная функция стала
поручаться другим лицам. Так, в семьях
привилегированных сословий для воспитания
детей приглашали домашних воспитателей.
В России это были, как правило, иностранцы
- гувернеры и гувернантки. В государственных
и частных образовательных учреждениях
наряду с учителями были классные надзиратели,
классные наставники, классные дамы и
т.п.
Практика
воспитания своими корнями уходит в
глубинные пласты человеческой цивилизации.
Появилось оно вместе с первыми
людьми. Детей воспитывали без
всякой педагогики, даже не подозревая
о её существовании.
Известно, что первопричина возникновения
всех научных отраслей - потребность жизни.
Наступило время, когда образование стало
играть весьма заметную роль в жизни людей.
Обнаружилось, что общество прогрессирует
быстрее или медленнее в зависимости от
того, как в нем поставлено воспитание
подрастающих поколений. Появилась потребность
в обобщении опыта воспитания, в создании
специальных учебно-воспитательных учреждений
для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах
древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции
- были предприняты серьёзные попытки
обобщения опыта воспитания, вычленение
теоретических начал. Все знания о природе,
человеке, обществе накапливались тогда
в философии; в ней же были сделаны и первые
педагогические обобщения.
Во все времена существовала народная
педагогика, сыгравшая решающую роль в
духовном и физическом развитии людей.
Народ создал оригинальные и удивительно
жизнестойкие системы нравственного,
трудового воспитания.
Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.
Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических книг.
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".
И.Ф. Гербарт - крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте." В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.
Воспитание
во имя счастья ребенка - таков
гуманистический смысл
Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "родное слово" издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: "сделать как можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.
Выдающиеся педагоги прошлого
Ян Амос Коменский (1592 - 1670). Чехия. Закончил Богословский факультет Гейдельбергского университета в Германии. Работал учителем братской школы в Чехии. Его приглашали для улучшения школьного дела в разные страны: Англию, Швецию, Венгрию и др. Основоположник педагогической науки. Разработал классно-урочную систему обучения, написал первые иллюстрированные учебники.
Джон Локк (1632 - 1704). Англия. Закончил медицинский факультет Оксфордского университета. Работал домашним воспитателем. Разработал систему воспитания джентльмена, буржуазного дельца. Педагогические взгляды изложил в книге “Мысли о воспитании”.
Жан-Жак Руссо (1746 - 1827). Франция. Систематического образования не получил. В романе “Эмиль, или о воспитании” изложил систему воспитания свободного человека. Книга была публично сожжена на площади в Париже, а автору пришлось бежать за границу.
Иоган Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Швейцария. Учился в коллегиуме на филологическом и философских отделениях. Пытался организовать обучение детей крестьян, соединить их обучение с производительным трудом. Разработал основы и частные методики начального образования. Обосновал идею развивающего обучения.
Адольф Дистервег (1790 - 1866). Германия. Закончил философский факультет Тюбенгенского университета. Работал учителем в школе, долгое время возглавлял учительские семинарии. Разработал (основы) дидактику развивающего обучения. Был учителем немецких учителей.
Роберт Оуэн (1771 - 1858). Англия. Создал систему обучения детей рабочих: ясли, детский сад, начальная школа, вечерняя школа, клуб. Впервые изгнал религию из школы, соединил обучение с промышленным трудом.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765). Россия. Закончил Словяно-греко-латинскую академию в Москве. Принимал активное участие в создании Московского университета. Добивался организации в России безсословной школы, руководил гимназией при университете. Написал ряд учебников: “Риторика”, “Российская грамматика” и др.
Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881). Россия. Закончил медицинский факультет Московского университета. Работал попечителем одесского и киевского учебных округов. Критиковал сословно-профессиональное образование, выступал за общечеловеческое воспитание.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870). Россия. Закончил юридический факультет Московского университета. Работал профессором в ярославском юридическом лицее, инспектором Ратчинского сиротского института, инспектором классов Смольного института благородных девиц. Является основоположником русской педагогической науки. Написал учебники “Родное слово” и “Детский мир”. Разработал “Проект учительской семинарии”. Обосновал принцип народности воспитания.
Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). Россия. Открыл в Ясной Поляне школу для детей крестьян, работал в ней учителем. Написал “Азбуку”, четыре книги для чтения, учебник по арифметике. Издавал педагогический журнал “Ясная Поляна”, написал ряд статей по вопросам обучения и воспитания детей из народа.
Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939). СССР. Закончила педагогический класс гимназии, училась на Высших женских курсах. Работала учительницей в вечерне-воскресной школе. Была заместителем наркома просвещения РСФСР, почетным академиком, доктором педагогических наук. Написала много работ по теории и методике обучения и воспитания. Стояла у истоков создания пионерской и комсомольской организаций, вела активную переписку с пионерами.
Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939). СССР. Окончил Полтавский учительский институт. Был инспектором высшего начального училища, руководил колонией им. Горького и комунной им. Дзержинского. Написал ряд художественно-педагогических произведений: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”, “Книга для родителей” и др. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе.
Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970). СССР. Окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем и директором Павлышской средней школы на Украине. Автор 36 монографий, более 600 статей. Наиболее известные книги “Сердце отдаю детям”, “Павлышская средняя школа”, “Рождение гражданина” и др. Осуществлял комплексный, личностный подход к воспитанию. Получил звание “Героя Социалистического труда”.
Из Истории воспитания на традициях народной педагогики.
Народная культура воспитания — основа всякой культуры. «Ни-
какое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессив-
ных народных традиций невозможно без приведения в действие ис-
конных традиций воспитания народной педагогики» .
Анализ педагогического наследия народа, выявление
прогрессивных идей народного воспитания имеют важное значение в воспитании подрастающего поколения.
Каждый народ имеет свои педагогические традиции. В них вы-
ражаются присущие только данному народу приемы, средства и ме-
тоды воспитания. В народных педагогических традициях сконцентри-
рован ценный опыт прошлого, который может служить основой вос-
питания детей и молодежи. Очень ценны те качества, которые были
достаточно характерны и присущи старшим поколениям: трудолю-
бие, доброта, бескорыстие, чувство собственного достоинства, худо-
жественный и эстетический вкус.
Изучая педагогические
традиции этносов,
в наследии педагогов-классиков, мы считаем необходимым выде-
лить следующие аспекты: теоретический (историко-культурный, по-
знавательный) и воспитательный (практический), связанный с воз-
можностью использования прошлого опыта, лучших народных педа-
гогических традиций в практике воспитания подрастающего поколе-
ния. Взаимодействие народной педагогики разных этносов, традиции
народного воспитания отчетливо прослеживается в творческом на-
следии великих педагогов-классиков.
Выдающиеся
педагоги прошлого много
чению педагогических воззрений народа и его педагогического опы-
та. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает
науку о воспитании, служит ее опорой и основой.
Родоначальник педагогики, «отец педагогической науки», ве-
ликий чешский педагог Я.А. Коменский (1592 - 1670) начал свою дея-
тельность как исследователь народных традиций, обычаев, произве-
дений народного творчества. Его работы носили народно-педагоги-
ческий, национально-педагогический характер. Преданность и лю-
бовь к своему народу побудили ученого к глубокому изучению народ-
ных традиций воспитания и к их творческому использованию в созда-
нии научной теории педагогики.
К своей «Великой дидактике» он шел через «Чешскую дидак-
тику», создал труд «О чешской поэзии», в котором воспевает богат-
ство чешского языка и освещает вопросы поэтического творчества.
Ни один аспект национального развития не оставался вне поля зре-
ния ученого. Он по крупицам собрал чешские пословицы и суммиро-