Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:24, реферат
По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам.
вал их в книге «Мудрость старых чехов» («Мудрость предков – зерка-
ло для потомков»).
По мнению
ученого, учащимся школы
рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из
устного народного творчества, проводить с детьми состязания по от-
гадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т. д. «Кто
успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает,
чем успевает», – повторял он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания .
В своей
педагогической теории Я.А.
нейшую роль проблеме музыкально-эстетического воспитания как
средству формирования духовности ребенка. Идеи музыкально-эсте-
тического воспитания, выдвинутые им, актуальны на современном
этапе. Создав целостную теорию воспитания и обучения, он впервые
осмыслил и обобщил опыт, накопленный семьей и школой, отводя зна-
чительную роль музыкально-эстетическому развитию детей.
Система воспитания, предложенная им, включает четыре сту-
пени: «Материнская школа» (от рождения до 6 лет); «Школа родного
языка» (от 6 до 12 лет); «Латинская школа» или «Гимназия» (от12 до
18 лет); «Академия» (от 18 до 24 лет для одаренных молодых лю-
дей), музыкальное воспитание как обязательный компонент входит в
программу обучения на всех ступенях.
Коменский впервые высказал мысль о раннем (с момента ро-
ждения) приобщения ребенка к музыке, которая получила развитие в
современной музыкальной педагогике – в трудах Н.А. Ветлугиной,
О.П. Радыновой и других. Он считал, что вводить ребенка в мир му-
зыки необходимо через пение народных детских, колыбельных и
церковных песенок; начинать развитие первичной музыкальности –
чувство ритма и мелодического слуха на народных детских музы-
кальных инструментах.
Я.А.
Коменский был первым
тить музыкально-эстетическим воспитанием и образованием все пе-
риоды развития личности ребенка с момента его рождения. Он наме-
тил контуры системы массового музыкального воспитания и вырабо-
тал основные принципы обучения, предложил практические советы
педагогам и родителям в своих работах: «Духовные песни» (1615),
«Перед богом» – сборник песнопений (1624), «Некоторые новые пес-
ни» (1631), «Материнская школа» (1632), «Великая дидактика»
(1633-1638), «Сказания …» (1649), «Пансофическая школа» (1651),
«Мир чувственных вещей в картинках» (1658) и другие.
Таким
образом, творчество Я.А.
влияние на развитие мировой педагогической мысли и школьной
практики, в том числе и на музыкальное воспитание детей и юноше-
ства. Он стремился к всестороннему развитию личности, рассматри-
вая при этом в непрерывном единстве вопросы воспитания и обуче-
ния, развития личности, призывая к широкому (универсальному) об-
разованию на основе родного, а затем латинского языка – языка нау-
ки и культуры.
В истории
педагогики Я.А. Коменский
ностью-символом. Его наиболее ценные и перспективные идеи в
дальнейшем получили развитие в трудах Л.Н. Виноградова, И.Г. Пе-
сталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других выдающихся педагогов прошлого и настоящего.
Идея народности
в общественном воспитании
сии была затронута М.В. Ломоносовым (1711 – 1765) – светилом рус-
ской духовности и культуры, в том числе и педагогической. Впослед-
ствии углублены И.И. Новиковым, А.Н. Радищевым и декабристами.
Она как бы предвосхитила
прогрессивные взгляды
лигенции последующих поколений на проблему образования и вос-
питания путем изучения духовного наследия своего народа.
В своих
научных трудах и
М.В. Ломоносов нередко пользовался пословицами, поговорками,
народными преданиями.
Великий
Ломоносов был большим
ния. Он говорил, что «… сладостные звуки родимой песни и музыки в
живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспи-
тывают». Как удивительно перекликаются эти слова с высказы-
ванием Пушкина, который в письме к брату писал: «…вечером слу-
шаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего вос-
питания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» .
Великий Пушкин соединил народное слово с высочайшей поэзией. С
удивительной силой выражена Пушкиным его любовь к народной
песне в неоконченном стихотворении 1833 года:
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, Ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?…»
Новая
теория воспитания была
русскими революционными демократами – В.Г. Белинским, А.И. Гер-
ценом, Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским – воспитание ду-
ховности ребенка на основе народного материала – родного языка,
сказок, пословиц, поговорок, народных песен, танцев, игр. Эти прин-
ципы не потеряли своей актуальности в деле воспитания подрастаю-
щего поколения и сегодня.
Передовые
взгляды на народное
гогику нашли свое историческое закрепление в трудах великого русского педагога К.Д. Ушинского (1824 – 1870). Его книга «Родное сло-
во» (1864г.) явилась крупнейшей
вехой в истории русской
ки. В методическом руководстве к этой книге автор подчеркивает
воспитательное значение народной поэзии и особенно сказки.
Рассматривая педагогическое значение сказок, К.Д. Ушинский писал:
«Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я
не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом слу-
чае с педагогическим гением народа» . Ученый-педагог счи-
тал, что образцы народных песен, преданий, пословиц, поговорок,
сказок обладают большой познавательной силой и являются много-
вековыми воспитателями народа.
Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции русского народа,
Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В поле его зрения
были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался
преемственностью и общностью их культур. Кроме этого, в трудах
Ушинского наблюдается многостороннее отражение духовной жизни
многих народностей.
Опора
на совершенные знания
жизни многих народов – один из основополагающих принципов педа-
гогической системы Ушинского, свободной от национальной ограни-
ченности и имеющей поэтому огромную притягательную силу.
На основе
сравнения народностей, их
ховных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного
своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка:
«Русский язык … сообразно размашистому характеру народа, сооб-
разно размашистому разбегу русских полей, любит разливаться сво-
бодно, подобно сильному источнику, выбивающемуся широкой вол-
ной из недосягаемой глубины» . Так, личным примером
Ушинский учил педагогов других народов любви к своим корням, род-
ному языку; в его словах – горячий призыв ко всем – знать и любить
родину, народ, его живую душу.
Великий
писатель и педагог Л.Н.
большое внимание уделял произведениям устного народного твор-
чества. Работая над текстом своих учебников он стремился сохра-
нить стиль народного эпоса, делал их доступными для понимания и
усвоения детьми.
«Единственные книги – писал Толстой, – понятные для народа
и по его вкусу, суть книги, писанные не для народа, а из народа…
Сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок дети
перечитывают по несколько раз, заучивают наизусть, с наслаждени-
ем уносят на дом, и в играх и разговорах дают друг другу пословицы
из древних былин и песен» .
Педагогика
Л.Н. Толстого выросла из
жизни, народного духа, народной педагогики. Педагогические принципы его системы базировались на народной мудрости: любви и ува-
жении к достоинству личности, нравственной обоснованности и прак-
тической целесообразности даваемых детям знаний.
Известный педагог С.Т. Шацкий (1878 – 1934) стремился свою
практическую деятельность связать с народной российской педагоги-
ческой традицией и в этом деле добился положительных результа-
тов. Его положение о том, что задачи, методы и формы воспитатель-
ной работы новой школы должны быть этнопедагогически осмысле-
ны и инструментованы, является плодотворным и актуальным и в
теоретико-методологическом, и в практическом плане. Для отече-
ственной педагогики важны и необходимы постоянное обращение к
анализу содержания, форм и методов народного воспитания, береж-
ного отношения к его традициям и обычаям .
Отношение А.С. Макаренко (1888 – 1939) к народной педаго-
гической культуре представляет большой интерес.
Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, в
творчестве А.С. Макаренко представлена чрезвычайно широко. С
раннего детства Макаренко испытывал на себе влияние народных
педагогических традиций, поскольку он воспитывался в рабочей сре-
де, жил и трудился среди крестьян. Та самая педагогика, которая су-
ществовала в природе испокон веков, которая имела свое влияние
на подрастающее поколение, которая жива и сегодня как неразрыв-
ная часть бессмертной народной мудрости, эта самая педагогика
была не только предметом особенного внимания Макаренко, но и его
опорой.
Макаренко переосмыслил все то богатство педагогической
культуры, которое создано человечеством, прежде всего славянами
– русскими и украинцами. Он считал закономерным интенсивный об-
мен духовными ценностями между (русским и украинским) народами.
Макаренко как бы суммирует и своеобразно трансформирует две ве-
ликие, две богатейшие и древнейшие культуры – русскую и укра-
инскую. Его произведения – блестящий образец культурного содру-
жества, пример педагогической общности двух народов.
Макаренко отмечал величайшее значение народной педагоги-
ки в новых условиях. Ученый призывал внимательно изучать коллек-
тивный педагогический опыт народа, не отказываться от старого в
разумной и полезной его части – такова установка Макаренко. Не
разрушение традиций, а их переосмысление новым содержанием –
вот что необходимо, по его мнению, педагогам-гуманистам.
Большое внимание, как фактору воспитания, Макаренко уде-
лял народному танцу. Украинскому Гопаку посвящена особая глава в
«Педагогической поэме». По мнению ученого, в этом темперамент-
ном танце проявляется национальный характер, в нем – просторные
степи Украины, где место развернуться талантам и проявить, реализовать себя как личность, главная ценность которой – любовь к Ро-
дине.
Принцип
народности в системе
чает какое бы то ни было диктаторство, ибо не может быть тотали-
тарной педагогика великого народа, педагогика, выросшая из народ-
ной и поставленная на службу народу.
Традиции
народного воспитания
наследии величайшего педагога своего времени В.А.Сухомлинского
(1918 – 1970). В его трудах
творчески переосмыслено
стотеля и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинско-
го и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака… Он хорошо знал пе-
дагогическое наследие чувашского педагога Яковлева. Своим учи-
телем Сухомлинский называл Макаренко.
Духовное богатство личности, как полагал Сухомлинский, –
это прежде всего часть духовного богатства нации. Педагог-мысли-
тель решительным образом требовал самого бережного отношения к
духовным сокровищам народа, решающими из которых он считал
традиции воспитания подрастающих поколений.
В последних книгах и статьях Сухомлинского («Сердце отдаю
детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970), «Методика воспита-
ния коллектива» (1971), «О воспитании» (1973) и других) красной ни-
тью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных
педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и
школу. Он культивировал народные традиции в целях воспитатель-
ного воздействия, пропагандировал народное искусство и обряд-
ность, обучал детей народным правилам приличия и хорошего тона.
Его ученики сами придумывали сказки, писали сочинения по посло-
вицам, решали народные задачи-загадки, пели народные песни и ор-
ганизовывали народные праздники.
Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухом-
линский считал родное слово. «Язык – духовное богатство народа», -
писал он. «Сколько я знаю языков, столько я – человек», – гласит на-