Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Деловое общение является необходимой частью человече¬ской жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений высту¬пают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.

Содержание работы

Введение 3
I Мотивации Делового и Дружеского Общения в коллективе 6
1 Первичный трудовой коллектив: понятие и типы совместной деятельности 6
1.2 Общение в трудовом коллективе 8
1.3 Деловое общение 8
1.4 Дружеское общение 13
1.5 Мотивация: понятие и механизм 14
Глава ІІ Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе: Практическая часть 17
ІІ.1. Формирование выборки и описание этапов исследования 17
ІІ.2. Результаты исследования 19
Заключение 21
Использованная Литература 23

Файлы: 1 файл

ИСПРАВЛЕННАЯ курсовая.rtf

— 1.90 Мб (Скачать файл)

В этом контексте легко объяснимы попытки, многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Выделяют шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.  
Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь, как положено). Главный подход -- вписаться ваше окружение по службе, а внутри этого окружения -- в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором -- с помощью переписки или технических средств.  [2], [8]

Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них И. Браим выделяет следующие -- убеждение, внушение, принуждение.

Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с решаемым вопросом и его изложение; уточнение влияющих на выбор решения факторов; выбор решения; принятие решения и доведение его до собеседника. Залог успеха деловой беседы -- компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников.

Важным элементом как деловой, так и светской беседы является умение слушать собеседника. "Общение -- это улица с двусторонним движением. Чтобы общаться, мы должны выражать наши идеи, наши мысли и наши чувства тем, с кем мы вступаем в общение, но мы должны позволить нашим собеседникам также выразить свои идеи, мысли и чувства.  
В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей.

Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal -- словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии.

1.4 Дружеское общение

 

Дружеские отношения можно определить как положительные интимные отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, преданности людей друг другу, полном доверии и т.д. Дружеским отношениям присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства); устойчивость. Но цели, которые преследует дружба, могут быть самыми различными: деловыми или эмоциональными, рациональными и нравственными - все это сложным образом переплетается и обретает многоцелевую ориентацию. [11]

Существуют различные виды дружеских отношений. К примеру, выделяют духовную дружбу -- взаимное обогащение и дополнение друг друга. Тем самым такие отношения дают своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Каждый чувствует себя совершенно не похожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.

Существует творческая дружба - когда оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.  [12]

Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе куда-либо или хотя бы просто болтать о том, о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа.

Очевидно, что именно так называемая будничная дружба является основной целью формирования дружеских отношений в рабочем коллективе. Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

1.5 Мотивация: понятие и механизм

 

Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация -- это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели (рис. 1).

 

Рис. 1 Модель мотивации

 

Рассмотрим более подробно приведенные в схеме составляющие мотивации. [10]

Главное в мотивации -- ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной). В сфере мотивации общения это потребности в независимости, уважении, власти и любви, а в сфере мотивации деятельности -- потребности «быть автором», в истине, в предвидении и в смысле. Фрустрация потребности в любви, которую можно также назвать «потребностью в чувстве общности» (А. Адлер), приводит к акцентуации прочих потребностей в сфере мотивации общения и к соответствующему защитному поведению. Тогда независимость достигается посредством социального отчуждения («Компьютер»), уважение - посредством демонстрации имиджа превосходства («Задавака») или прислуживания («Заискиватель»), а власть - посредством агрессивного преследования («Обвинитель») или поучений («Спасатель»).

Потребность -- это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящегося вне его, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Аля многих людей работа -- это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.). [6]

Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присуши человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, в независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.

Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь -это го, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения, восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.  [7]

Основными функциями мотивации являются: побуждение к действию; направление деятельности; контроль и поддержание поведения.

Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации. Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе необходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата [9]:

Шаг 1. Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.

Шаг 2. Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.

Шаг 3. Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации.

Шаг 4. Воздействие на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.

Шаг 5. Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости. [13]

Глава ІІ ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ ДЕЛОВОГО И ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ІІ.1. Формирование выборки и описание этапов исследования

 

Исследование мотиваций делового и дружеского общения в коллективе проводилось в два этапа. На первом этапе путем наблюдения в естественных условиях были определены основные коммерческие и производственные цели, который ставит перед собой трудовой коллектив, изучены способы и методы их достижения.

Респондентам был предложен опросник (см. Приложение 1). Им предлагалось ознакомиться с десятью предложенными мотивами и оценить их согласно собственной мотивации достижения делового и дружеского общения в их коллективе.

Исследование проводилось в первичном трудовом коллективе стоматологической клиники. Исследованию подверглись 12 человек из персонала клиники.

 

Таблица 1. Описание выборки

№ п/п

пол

возраст

должность

образование

1

муж

32

Врач

высшее

2

жен

35

Ст. Медсестра

среднее

3

жен

40

Гл. Врач

высшее

4

жен

44

Управляющая

высшее

5

жен

27

Администратор

высшее

6

жен

36

Медсестра

среднее

7

жен

38

Ассистент

среднее

8

жен

38

Врач

высшее

9

жен

27

Администратор

высшее

10

муж

22

Ассистент

среднее

11

муж

33

Врач

высшее

12

муж

27

Врач

высшее

Информация о работе Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе