Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:33, реферат
Права сексуальных меньшинств в Европе существенно отличаются в разных странах. Семь из десяти стран мира, где узаконен однополый брак, расположены в Европе. Кроме того, в четырнадцати странах Европы признаются гражданские партнёрства. Истории Европы известны преследование и угнетение сексуальных меньшинств начиная со времён Римской империи вплоть до конца XX века.
Права сексуальных меньшинств
в Европе существенно отличаются
в разных странах. Семь из десяти стран
мира, где узаконен однополый брак,
расположены в Европе. Кроме того,
в четырнадцати странах Европы признаются
гражданские партнёрства. Истории
Европы известны преследование и
угнетение сексуальных
История
Несмотря на то, что однополые
отношения были повсеместным явлением
в Древней Греции (за развитием, в
том числе и сексуальным
Во время Французской революции Национальная Ассамблея переписала уголовный кодекс, опустив любые упоминания о гомосексуальности, благодаря чему эта страна стала первой в Европе, где сексуальные меньшинства могли жить свободно без боязни заточения или казни. Наполеоновские войны привели к тому, что сексуальные отношения между представителями одного пола перестали считаться наказуемым преступлением также и на территориях, вошедших под французский контроль, таких как Нидерланды и немецкие государства.
Тем не менее, представителям сексуальных меньшинств приходилось скрывать свою идентичность, поскольку на протяжении двух веков в европейском обществе это считалось отклонением. Так, например, в кайзеровской Пруссии гомосексуализм всегда был под жёстким запретом. И 6 августа 1942 г. в оккупированной Франции правительство Виши повысило возраст согласия до 21 года для однополых сексуальных отношений. Большинство законов Виши было отменено после войны, однако возраст согласия понизили до 15 лет лишь в 1982 г. Во многих странах Европы, таких как нацистская Германия или Испания во времена режима Франко, власть диктаторов носила явный гомофобный характер. Тем не менее, в те же годы в других странах (сначала в Польше в 1932 г., затем в Дании в 1933 г., Исландии в 1940 г., Швейцарии в 1942 г., Швеции в 1944 г.) было отменено уголовное преследование сексуальных отношений между представителями одного пола. Началом движения геев и лесбиянок за свои права считается 1969 год.[источник не указан 488 дней]
В 1979 г. в Швеции в знак протеста против причисления гомосексуализма к болезням многие не вышли на работу, сославшись на то, что они больны. Затем активистами было занято главное здание национального совета по здравоохранению. Эти действия привели через несколько месяцев к тому, что Швеция первой в мире исключила гомосексуальность из списка заболеваний. В 1989 г. впервые в мире в Дании были узаконены однополые союзы, а следующий шаг — однополые браки — были впервые введены в Нидерландах в 2001 г., а затем ещё в шести европейских государствах: в Бельгии (2003), в Испании (2005), в Норвегии и Швеции (2009), в Португалии и Исландии (2010). 22 августа 2009 г. в Швеции впервые в мире[источник не указан 662 дня] церковь дала благословение однополым бракам. 27 июня 2010 года в Исландии в официальный однополый брак впервые в мировой истории вступила глава правительства — премьер-министр Йоханна Сигурдардоттир.
Публикуемый ниже раздел требует специального предисловия. Права сексуальных меньшинств — одна из тех тем, которые практически не обсуждаются не только широкой общественностью, но и внутри правозащитного сообщества. Представляя данный обзор правового и фактического положения представителей сексуальных меньшинств, мы хотим попытаться включить эту тему в сферу постоянного наблюдения, вводя соответствующую информацию в Доклад о положении с правами человека в РФ наравне со сведениями о положении других «наиболее уязвимых групп». В свете заявлений лидера проправительственной фракции «Народный депутат» Г. Райков о необходимости восстановления уголовной ответственности за гомосексуальные связи для мужчин актуальность данной темы возрастает еще более. Следует отметить, что в правозащитной литературе отсутствует устоявшийся взгляд на то, что следует считать нарушением прав представителей сексуальных меньшинств, а что — нет. В тех случаях, когда однозначное отношение к тому или иному аспекту правового или фактического положения представителей сексуальных меньшинств отсутствует, автор рассматривал ситуацию с точки зрения последних. Ред.
Прежде чем обратиться
к характеристике положения с
соблюдением прав сексуальных
меньшинств в Российской
Непосредственное отношение к России как члену Совета Европы имеют документы обязывающего (прежде всего Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней) и рекомендательного характера (рекомендации Комитета министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы) этой организации и практика Европейского суда по правам человека(3), которые, однако, не всегда отличаются единством и последовательностью.
Европейская конвенция
прямо не упоминает о правах
сексуальных меньшинств, однако
она регулирует их правовое
положение посредством
Бóльшая степень признания прав гомосексуальных лиц характеризует рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы, неоднократно обращавшейся к обсуждению темы прав представителей сексуальных меньшинств (в 1981, 1983, 1993, 2000 гг.). В 2000 г. ПАСЕ приняла две основополагающие рекомендации: «Положение геев, лесбиянок и их партнеров в отношении убежища и иммиграции в странах-членах Совета Европы» (рекомендация № 1470) и «Положение лесбиянок и геев в странах-членах Совета Европы» (рекомендация № 1474), подготовленные на основе отчетов Комитета по миграции, беженцам и демографии и Комитета по юридическим вопросам и правам человека. Первый из этих двух документов выражает обеспокоенность Парламентской Ассамблеи дискриминационной в отношении гомосексуалов иммиграционной политикой стран-членов Совета Европы и подтверждает приверженность взгляду, согласно которому гомосексуалы, имеющие обоснованные опасения преследования в связи с сексуальной ориентацией, подпадают под определение беженцев в соответствии с Женевской конвенцией как члены определенной социальной группы и должны иметь право на убежище, а иммиграционные правила не должны отличаться для лиц различной сексуальной ориентации. Вторая рекомендация подтвердила декриминализацию добровольных гомосексуальных отношений между взрослыми в качестве условия членства в Совете Европы, рекомендовала Комитету министров добавить понятие «сексуальная ориентация» в перечень запрещенных оснований дискриминации в Европейской конвенции и призвала страны-члены Совета Европы включить сексуальную ориентацию в список запрещенных оснований дискриминации в национальном законодательстве, отменить любые положения, криминализирующие гомосексуальные отношения между взрослыми по обоюдному согласию, ввести равный минимальный возраст согласия, принять меры по подавлению гомофобии и нетерпимости в системе образования, медицинских учреждениях, вооруженных силах, правоохранительных, судебных и адвокатских органах, обеспечить равное обращение с гомосексуальными лицами в трудовой сфере, принять законодательство о регистрируемых однополых партнерствах и признать преследования гомосексуалов в качестве основания для предоставления убежища. Вопросы усыновления/удочерения детей и доступа к технологии искусственного оплодотворения в силу больших разногласий не получили освещения в окончательном варианте рекомендации.
В 2001 г. Комитет министров
Совета Европы дал ответ на
рекомендацию ПАСЕ № 1474. В своем
решении Комитет поддержал
Национальное
В других странах мира наблюдается гораздо большая дифференциация в вопросах правового регулирования положения сексуальных меньшинств — от уголовного преследования и полного неприятия (многие страны Африки и Азии) до принятия в степени, сравнимой с наиболее либеральными странами Европы (Канада). Следует отметить, что правовое регулирование положения гомосексуальных лиц в русле признания их прав начало бурно развиваться в последние годы, однако пока характеризуется недостатком единомыслия в этой сфере, что затрудняет рассмотрение проблемы соблюдения прав в связи с отсутствием четких правовых стандартов. В тех случаях, когда такие стандарты еще не сформировались, мы исходим из принципа полного равноправия представителей сексуальных меньшинств.
2001 г. не принес более
или менее значительных
Российское законодательство
в целом не содержит норм, которые
можно было бы признать прямо
дискриминационными в
Еще более серьезной
проблемой представляется
Основные черты российского
законодательства в сфере
Основной закон Российской
Федерации признает, что «человек,
его права и свободы являются
высшей ценностью». «Признание, соблюдение
и защита прав и свобод
Государство гарантирует также равенство прав и свобод независимо от ряда признаков, список которых не является исчерпывающим (ч. 2 ст. 19). Сексуальная ориентация не упомянута прямо, однако она подпадает под определение «других обстоятельств». В 1992 г. Конституционный Суд РФ применительно к открытому перечню оснований запрещенной дискриминации отмечал, что «дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в Конституции, но и по другим признакам». «Конституция не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию как в законодательстве, так и в правоприменительной практике»(9).