Защита прав сексуальных меньшинств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Права сексуальных меньшинств в Европе существенно отличаются в разных странах. Семь из десяти стран мира, где узаконен однополый брак, расположены в Европе. Кроме того, в четырнадцати странах Европы признаются гражданские партнёрства. Истории Европы известны преследование и угнетение сексуальных меньшинств начиная со времён Римской империи вплоть до конца XX века.

Файлы: 1 файл

Права сексуальных меньшинств в Европе.docx

— 41.84 Кб (Скачать файл)

Права сексуальных меньшинств в Европе существенно отличаются в разных странах. Семь из десяти стран  мира, где узаконен однополый брак, расположены в Европе. Кроме того, в четырнадцати странах Европы признаются гражданские партнёрства. Истории  Европы известны преследование и  угнетение сексуальных меньшинств начиная со времён Римской империи  вплоть до конца XX века. В настоящее время в Европе и, особенно, в Западной Европе сексуальные меньшинства признаны в обществе; тем не менее, вопрос легализации однополых браков и союзов вызывает юридические споры в области налогообложения, усыновления, медицины и т. д.Содержание  [убрать]

История

Несмотря на то, что однополые  отношения были повсеместным явлением в Древней Греции (за развитием, в  том числе и сексуальным развитием, каждого мальчика и юноши отвечал  зрелый мужчина), в Древнем Риме и  у языческих кельтов, с приходом христианства в качестве официальной  религии Римской Империи, появились  жесткие антигомосексуальные законы. Так, своим указом от 390 г. император Феодосий I приговорил к публичному сожжению пассивных гомосексуалов. В 529 г. император Юстиниан I ввёл кастрацию или казнь для обоих партнёров, уличённых в гомосексуальном акте. В будущем на протяжении около четырнадцати веков кодекс Юстиниана будет сводом антигомосексуальных законов для стран Европы. Гомосексуальное поведение считалось преступлением, заслуживающим смертной казни, и тысячи гомосексуалов были казнены во времена гонений по всей Европе. Лесбиянство каралось реже, хотя время от времени казни также совершались.[источник не указан 662 дня]

Во время Французской  революции Национальная Ассамблея  переписала уголовный кодекс, опустив  любые упоминания о гомосексуальности, благодаря чему эта страна стала  первой в Европе, где сексуальные  меньшинства могли жить свободно без боязни заточения или казни. Наполеоновские войны привели к  тому, что сексуальные отношения  между представителями одного пола перестали считаться наказуемым преступлением также и на территориях, вошедших под французский контроль, таких как Нидерланды и немецкие государства.

Тем не менее, представителям сексуальных меньшинств приходилось скрывать свою идентичность, поскольку на протяжении двух веков в европейском обществе это считалось отклонением. Так, например, в кайзеровской Пруссии гомосексуализм всегда был под жёстким запретом. И 6 августа 1942 г. в оккупированной Франции правительство Виши повысило возраст согласия до 21 года для однополых сексуальных отношений. Большинство законов Виши было отменено после войны, однако возраст согласия понизили до 15 лет лишь в 1982 г. Во многих странах Европы, таких как нацистская Германия или Испания во времена режима Франко, власть диктаторов носила явный гомофобный характер. Тем не менее, в те же годы в других странах (сначала в Польше в 1932 г., затем в Дании в 1933 г., Исландии в 1940 г., Швейцарии в 1942 г., Швеции в 1944 г.) было отменено уголовное преследование сексуальных отношений между представителями одного пола. Началом движения геев и лесбиянок за свои права считается 1969 год.[источник не указан 488 дней]

В 1979 г. в Швеции в знак протеста против причисления гомосексуализма  к болезням многие не вышли на работу, сославшись на то, что они больны. Затем активистами было занято главное  здание национального совета по здравоохранению. Эти действия привели через несколько  месяцев к тому, что Швеция первой в мире исключила гомосексуальность  из списка заболеваний. В 1989 г. впервые  в мире в Дании были узаконены  однополые союзы, а следующий  шаг — однополые браки —  были впервые введены в Нидерландах  в 2001 г., а затем ещё в шести  европейских государствах: в Бельгии (2003), в Испании (2005), в Норвегии и  Швеции (2009), в Португалии и Исландии (2010). 22 августа 2009 г. в Швеции впервые  в мире[источник не указан 662 дня] церковь дала благословение однополым бракам. 27 июня 2010 года в Исландии в официальный однополый брак впервые в мировой истории вступила глава правительства — премьер-министр Йоханна Сигурдардоттир.

Публикуемый ниже раздел требует  специального предисловия. Права сексуальных  меньшинств — одна из тех тем, которые  практически не обсуждаются не только широкой общественностью, но и внутри правозащитного сообщества. Представляя  данный обзор правового и фактического положения представителей сексуальных  меньшинств, мы хотим попытаться включить эту тему в сферу постоянного  наблюдения, вводя соответствующую  информацию в Доклад о положении  с правами человека в РФ наравне со сведениями о положении других «наиболее уязвимых групп». В свете заявлений лидера проправительственной фракции «Народный депутат» Г. Райков о необходимости восстановления уголовной ответственности за гомосексуальные связи для мужчин актуальность данной темы возрастает еще более. Следует отметить, что в правозащитной литературе отсутствует устоявшийся взгляд на то, что следует считать нарушением прав представителей сексуальных меньшинств, а что — нет. В тех случаях, когда однозначное отношение к тому или иному аспекту правового или фактического положения представителей сексуальных меньшинств отсутствует, автор рассматривал ситуацию с точки зрения последних. Ред.

 Прежде чем обратиться  к характеристике положения с  соблюдением прав сексуальных  меньшинств в Российской Федерации  в 2001 г., необходимо проанализировать  мировую практику (прежде всего  — европейскую) в сфере правового  регулирования положения гомосексуальных  лиц. На настоящий момент понятие «сексуальная ориентация» содержится только в двух международно-правовых документах, оба из которых касаются Европейского Союза: это Амстердамский договор 1997 г. и Хартия основополагающих прав Европейского Союза 2000 г. Амстердамский договор закрепляет возможность Совета Европейского Союза «предпринимать необходимые действия по борьбе с дискриминацией, основанной на… сексуальной ориентации» (ст. 13), а Хартия основополагающих прав запрещает «любую дискриминацию, основанную на любых основаниях», в том числе на основании сексуальной ориентации (ст. 21)(2). Оба документа действуют в рамках компетенции органов Европейского Союза и не распространяются на сферу компетенции стран-членов Союза.

 Непосредственное отношение к России как члену Совета Европы имеют документы обязывающего (прежде всего Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней) и рекомендательного характера (рекомендации Комитета министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы) этой организации и практика Европейского суда по правам человека(3), которые, однако, не всегда отличаются единством и последовательностью.

 Европейская конвенция  прямо не упоминает о правах  сексуальных меньшинств, однако  она регулирует их правовое  положение посредством судебных  решений по конкретным делам  в данной области. Первые дела, касающиеся нарушения прав гомосексуалов, были инициированы уже во второй половине 50-х гг. Однако в тот период Комиссия по правам человека придерживалась ограничительного подхода в отношении прав представителей сексуальных меньшинств, в частности, признавая возможность уголовного преследования гомосексуальности в странах-членах Совета Европы. К 1981 г. относится первое дело, решенное в пользу заявителя-гомосексуала (дело Джефри Даджена /Dudgeon/ против Великобритании), когда Суд признал криминализацию добровольных гомосексуальных отношений между лицами, достигшими 21 года, нарушающей статью 8 Европейской конвенции (право на личную жизнь). На настоящий момент практика Европейского суда (Европейской комиссии по правам человека) в сфере регулирования положения сексуальных меньшинств насчитывает несколько десятков дел. Высший судебный орган Совета Европы признает недопустимым уголовное преследование добровольных гомосексуальных отношений между лицами, достигшими минимального возраста согласия; считает необходимым установление равного минимального возраста согласия независимо от сексуальной ориентации; запрещает дискриминацию лиц на основании сексуальной ориентации (с некоторыми ограничениями). Следует еще раз подчеркнуть, что перечисленные требования являются обязательными для всех стран-членов Совета Европы. Однако этими требованиями ограничивается жесткий стандарт Совета Европы по регулированию правового положения сексуальных меньшинств. Европейский суд до настоящего момента не признает права гомосексуалов на семейную жизнь и связанные с ним права.

 Бóльшая степень признания прав гомосексуальных лиц характеризует рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы, неоднократно обращавшейся к обсуждению темы прав представителей сексуальных меньшинств (в 1981, 1983, 1993, 2000 гг.). В 2000 г. ПАСЕ приняла две основополагающие рекомендации: «Положение геев, лесбиянок и их партнеров в отношении убежища и иммиграции в странах-членах Совета Европы» (рекомендация № 1470) и «Положение лесбиянок и геев в странах-членах Совета Европы» (рекомендация № 1474), подготовленные на основе отчетов Комитета по миграции, беженцам и демографии и Комитета по юридическим вопросам и правам человека. Первый из этих двух документов выражает обеспокоенность Парламентской Ассамблеи дискриминационной в отношении гомосексуалов иммиграционной политикой стран-членов Совета Европы и подтверждает приверженность взгляду, согласно которому гомосексуалы, имеющие обоснованные опасения преследования в связи с сексуальной ориентацией, подпадают под определение беженцев в соответствии с Женевской конвенцией как члены определенной социальной группы и должны иметь право на убежище, а иммиграционные правила не должны отличаться для лиц различной сексуальной ориентации. Вторая рекомендация подтвердила декриминализацию добровольных гомосексуальных отношений между взрослыми в качестве условия членства в Совете Европы, рекомендовала Комитету министров добавить понятие «сексуальная ориентация» в перечень запрещенных оснований дискриминации в Европейской конвенции и призвала страны-члены Совета Европы включить сексуальную ориентацию в список запрещенных оснований дискриминации в национальном законодательстве, отменить любые положения, криминализирующие гомосексуальные отношения между взрослыми по обоюдному согласию, ввести равный минимальный возраст согласия, принять меры по подавлению гомофобии и нетерпимости в системе образования, медицинских учреждениях, вооруженных силах, правоохранительных, судебных и адвокатских органах, обеспечить равное обращение с гомосексуальными лицами в трудовой сфере, принять законодательство о регистрируемых однополых партнерствах и признать преследования гомосексуалов в качестве основания для предоставления убежища. Вопросы усыновления/удочерения детей и доступа к технологии искусственного оплодотворения в силу больших разногласий не получили освещения в окончательном варианте рекомендации.

 В 2001 г. Комитет министров  Совета Европы дал ответ на  рекомендацию ПАСЕ № 1474. В своем  решении Комитет поддержал обеспокоенность  Ассамблеи фактами дискриминации  и нарушения прав гомосексуалов, признал важность регулирования всех форм дискриминации в рамках деятельности Совета Европы, подчеркнув в этом отношении значение Протокола 12 к Европейской конвенции. Комитет отверг необходимость внесения понятия «сексуальная ориентация» в Протокол 12 или в статью 14 Европейской конвенции, отметив, что гомосексуальные лица находятся под защитой Конвенции в соответствии с правовыми позициями Европейского суда по правам человека, и подчеркнул необходимость принятия мер для подавления гомофобии в сфере образования и профессиональной подготовки. Решение Комитета министров носит рекомендательный характер, так же, как и рекомендации Парламентской Ассамблеи.

 Национальное законодательство  европейских стран сильно отличается  в признании тех или иных  прав гомосексуальных лиц(4). Так,  уголовные санкции за дискриминацию  на основании сексуальной ориентации, а также разжигание розни и  поношение по признаку сексуальных  предпочтений введены в Дании,  Нидерландах, Норвегии, Швеции, Финляндии,  Исландии, Люксембурге и некоторых  других странах (ограничения и  сфера применения санкций варьируются). В Финляндии и Нидерландах  дискриминация сексуальных меньшинств  запрещается, в том числе, на  конституционном уровне. Запрет  дискриминации в трудовой сфере  на основании сексуальной ориентации  содержится в трудовом законодательстве  Дании, Финляндии, Франции, Люксембурга,  Ирландии, Словении, Швеции и Швейцарии  (конкретные формы в разных  странах варьируются). Особенно велики  различия в законодательстве  стран в сфере семейного и  гражданского права — одной  из наиболее спорных в регулировании  прав сексуальных меньшинств. Нидерланды  являются единственной страной  в мире, законодательство которой  предусматривает право вступления  в брак для однополых пар.  Институт регистрируемого однополого партнерства в той или иной форме функционирует в Дании, Нидерландах (наряду с браком), Франции, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Венгрии. Право совместного усыновления/удочерения детей однополыми парами закреплено только в законодательстве Нидерландов (среди других стран мира — в трех провинциях Канады). Предоставление иммиграционных прав иностранным однополым партнерам предусмотрено в Нидерландах, Дании, Германии, Исландии, Швеции, Норвегии, а также — с большими ограничениями — в Бельгии, Финляндии, Великобритании и Франции.

 В других странах  мира наблюдается гораздо большая дифференциация в вопросах правового регулирования положения сексуальных меньшинств — от уголовного преследования и полного неприятия (многие страны Африки и Азии) до принятия в степени, сравнимой с наиболее либеральными странами Европы (Канада). Следует отметить, что правовое регулирование положения гомосексуальных лиц в русле признания их прав начало бурно развиваться в последние годы, однако пока характеризуется недостатком единомыслия в этой сфере, что затрудняет рассмотрение проблемы соблюдения прав в связи с отсутствием четких правовых стандартов. В тех случаях, когда такие стандарты еще не сформировались, мы исходим из принципа полного равноправия представителей сексуальных меньшинств.

2001 г. не принес более  или менее значительных изменений  в положении сексуальных меньшинств  в России — как в позитивном, так и в негативном смысле. Это положение можно оценить  как неоднозначное. 

 Российское законодательство  в целом не содержит норм, которые  можно было бы признать прямо  дискриминационными в отношении  гомосексуалов и лесбиянок. В то же время, в нем вообще не упоминаются права сексуальных меньшинств, что следует считать непрямой дискриминацией этой группы лиц, являющейся следствием не наличия, а отсутствия правового регулирования (прежде всего в сфере гражданского и семейного права)(5).

 Еще более серьезной  проблемой представляется отсутствие  правовых механизмов, защищающих  представителей сексуальных меньшинств  от дискриминации(6). В сочетании  с довольно высоким уровнем  нетерпимости к геям и лесбиянкам в российском обществе это ведет к нарушениям и злоупотреблениям в сфере правоприменения.

 Основные черты российского  законодательства в сфере регулирования  положения сексуальных меньшинств сформировались к 1998 г.(7) С тех пор — и 2001 г. не явился исключением — государственными органами не было предпринято практически никаких шагов по повышению эффективности правового регулирования положения гомосексуалов и лесбиянок(8).

 Основной закон Российской  Федерации признает, что «человек, его права и свободы являются  высшей ценностью». «Признание, соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина — обязанность  государства» (ст. 2). Гарантируются  права и свободы человека и  гражданина, закрепленные в международном  праве (ст. 17).

 Государство гарантирует  также равенство прав и свобод  независимо от ряда признаков,  список которых не является  исчерпывающим (ч. 2 ст. 19). Сексуальная ориентация не упомянута прямо, однако она подпадает под определение «других обстоятельств». В 1992 г. Конституционный Суд РФ применительно к открытому перечню оснований запрещенной дискриминации отмечал, что «дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в Конституции, но и по другим признакам». «Конституция не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию как в законодательстве, так и в правоприменительной практике»(9).

Информация о работе Защита прав сексуальных меньшинств