Уголовный кодекс РФ
не рассматривает гомосексуальные
отношения по обоюдному согласию
в частной обстановке с лицом,
достигшим минимального возраста
согласия, в качестве преступления.
Уголовному преследованию подвергаются
только гомосексуальные действия
насильственного характера (наравне
с насильственными гетеросексуальными
действиями)(10) (ст. ст. 132, 133, 135). Установлен
единый минимальный возраст согласия
независимо от сексуальной ориентации
— 14 лет (ст. 134).
Статья 136 УК РФ карает
за нарушение равенства прав
и свобод человека и гражданина
в зависимости от ряда признаков,
сексуальную ориентацию не включающего,
что ведет к незащищенности
сексуальных меньшинств от дискриминации.
Следует добавить, что юристы
отмечают(11) противоречие в тексте
статьи, так как для наличия
в действиях состава преступления
нарушение равенства прав и
свобод человека и гражданина
обуславливается причинением вреда
правам и законным интересам
граждан Российской Федерации.
Возбуждение розни и пропаганда
неполноценности граждан по признаку
их сексуальных предпочтений
не караются. Российский Уголовный
кодекс не преследует разжигание
розни и поношение по признаку
сексуальной ориентации.
Конституция РФ закрепляет
право каждого на «труд в
условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без
какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленного федеральным
законом минимального размера оплаты
труда, а также право на защиту от безработицы»
(ч. 3 ст. 37). Запрещенные основания дискриминации
перечислены в ч. 2 ст. 19 Конституции. В
этот перечень сексуальная ориентация
не входит, но подпадает под определение
«других обстоятельств».
Кодекс законов о
труде(12) запрещает необоснованный
отказ в приеме на работу
и любое ограничение прав или
установление преимуществ при приеме
на работу в зависимости от ряда критериев,
не связанных с деловыми качествами кандидата
на работу (ст. 16). Сексуальная ориентация
также не входит в их число, но подпадает
под определение «других обстоятельств».
Таким образом, трудовое
законодательство не содержит
дискриминационных в отношении
сексуальных меньшинств положений.
Однако в нем также отсутствуют
положения по защите сексуальных
меньшинств от дискриминации
в продвижении по службе и
при увольнении. Следует отметить, что
в российской судебной практике пока не
рассматривались дела, связанные с дискриминацией
по признаку сексуальной ориентации в
сфере трудовых отношений, что в последнюю
очередь следует связывать с отсутствием
такой дискриминации, но — прежде всего
— со сложностью доказательства факта
дискриминации в сфере трудовых отношений,
низкой правовой культурой российских
граждан (в том числе гомосексуалов и лесбиянок),
отсутствием веры в эффективность механизмов
по защите прав, нежеланием разглашать
гомосексуальность(13).
В соответствии с
Законом РФ «О милиции» «милиция
защищает права и свободы человека
и гражданина независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а
также других обстоятельств» (ст.
5). Таким образом, сексуальная
ориентация подпадает под определение
«других обстоятельств», но прямо
не упомянута. В законе отсутствует
прямой запрет дискриминации
при осуществлении правоохранительной
деятельности. Эти обстоятельства
могут приводить к дискриминации
сексуальных меньшинств, отказу
в оказании помощи, унижению и
произволу в отношении лиц
данной категории, нежеланию самих
гомосексуалов обращаться за помощью
в правоохранительные органы.
Семейное и гражданское
право представляют собой область,
в которой гомосексуалы и лесбиянки
более всего сталкиваются с непрямой дискриминацией,
происходящей из-за отсутствия правового
регулирования(14).
Единственной правовой
формой семейного союза в России
является брак, определяемый как
«союз мужчины и женщины» (ч. 3
ст. 1 Семейного кодекса РФ).
Непризнание российским
законодательством отношений между
однополыми партнерами является
причиной очень большого числа
случаев нарушения равноправия
в сфере гражданского права(15).
Так, как отмечают юристы(16), однополый
партнер может наследовать имущество
только по завещанию. При уплате
налога на наследование однополые
партнеры оказываются в ущемленном
положении. Единственным преимуществом,
которым могут пользоваться однополые
партнеры-сожители, является право
наследования жилого помещения
без уплаты налогов в случае
совместного проживания в нем
на день открытия наследства (пункт
13 Инструкции государственной налоговой
службы РФ от 30 мая 1995 г. №
32). В случае дарения налогообложение
также представляется дискриминационным
в отношении однополых партнеров.
При прекращении фактического
сожительства партнеров их личные
и связанные с ними имущественные
права не регулируются законодательно.
Для заполнения этого правового вакуума
некоторые юристы(17) предлагают в качестве
альтернативы институту брака или однополого
партнерства гражданско-правовой институт
простого товарищества или совместной
деятельности в соответствии со ст. 1041
Гражданского кодекса РФ, которая гласит:
«по договору простого товарищества (договору
о совместной деятельности) двое или несколько
лиц (товарищей) обязуются соединить свои
вклады и совместно действовать без образования
юридического лица для извлечения прибыли
или достижения иной не противоречащей
закону цели». В случае, если договором
определяются некоммерческие цели товарищества,
регистрация в качестве предпринимателя
не требуется. Следует заметить, что «режим
собственности является единственной
областью, в которой однополые партнеры
могут получить определенную степень
признания»(18).
Однополые союзы, заключенные
в других странах, не признаются
в России в силу непризнания
такой формы отношений как
таковой семейным законодательством.
Российское законодательство также
не предусматривает каких-либо
льгот в предоставлении долгосрочных
виз, вида на жительство, гражданства
для иностранных однополых партнеров
граждан России.
Совместное удочерение
или усыновление детей однополыми
партнерами исключается, хотя
законодательство допускает усыновление/удочерение
ребенка одним из партнеров
(ст. 127 Семейного кодекса). Гомосексуальность
де-юре не является препятствием
на пути к усыновлению/удочерению
детей. Но в связи с тем,
что подбор приемных родителей
осуществляется органами опеки
и попечительства с учетом, в
частности, нравственных и иных
качеств потенциального опекуна,
вероятность передачи ребенка
лицу гомосексуальной ориентации
является чисто гипотетической.
Доступ к процедуре искусственного
оплодотворения в России законодательно
не определен.
Непризнание родственных
связей однополых супругов ведет
к дискриминации сексуальных
меньшинств при даче свидетельских показаний
в суде, при посещении одним партнером
другого в местах заключения, а также в
медицинских учреждениях. Круг вопросов,
в которых непризнание однополых партнерских
отношений ведет к дискриминации гомосексуальных
лиц, трудно до конца определить.
С 1999 г., когда Министерством
здравоохранения РФ была утверждена
новая классификация болезней, российская
психиатрия не рассматривает
гомосексуальность как заболевание.
В соответствии с
Законом «О донорстве крови
и ее компонентов» от 9 июня 1993
г. № 5142-1 «донором… может быть
каждый дееспособный гражданин
в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший
медицинское обследование» (ст. 1).
Гражданин, желающий стать донором,
«обязан сообщить известные ему
сведения о перенесенных им
и имеющихся у него заболеваниях,
а также об употреблении им
наркотических средств» (ст. 12). Таким
образом, лица гомосексуальной
ориентации не могут быть лишены
права стать донором крови
и ее компонентов, если состояние
их здоровья и возраст не
являются этому препятствием.
Однако, в соответствии с
п. 4.1.1 «Инструкции по медицинскому освидетельствованию
доноров крови, плазмы, клеток крови» от
16 ноября 1998 г. в отношении «лиц, относящихся
к группе риска (гомосексуалисты, наркоманы,
проститутки)», предусматривается абсолютный
отвод от донорства. Этот нормативный
акт с очевидностью нарушает право гомосексуалов
и лесбиянок быть донорами крови и ее компонентов,
закрепленное в соответствующем законе.
В конце 2001 г. Инструкция от 16 ноября 1998
г. была отменена, тем не менее, в отсутствие
нового аналогичного документа продолжала
де-факто применяться. Новый нормативно-правовой
документ Министерства здравоохранения
по вопросу донорства проходит регистрацию
в Министерстве юстиции(20).
Нарушения прав гомосексуальных
лиц в значительной степени
носят скрытый характер. Стигматизация
сексуальных меньшинств обусловливает
страх огласки и, тем самым,
боязнь усугубить свое положение.
А низкая правовая культура, отсутствие
веры в эффективность правовой
защиты (характерные для россиян
в целом) ведут к отказу от
попыток восстановить нарушенные
права и защитить себя от
дискриминации (когда это возможно).
Российские геи и лесбиянки также не
склонны сообщать о нарушениях своих прав
в правозащитные организации (в том числе
— организации, созданные специально
для защиты прав геев и лесбиянок)(21). В
средствах массовой информации серьезное
и непредвзятое освещение этой проблемы
до сих пор встречается недостаточно часто(22).
Все это скрывает реальный масштаб дискриминации
и нарушений прав сексуальных меньшинств.
В 2001 г. в российском
обществе наблюдались довольно
высокий уровень нетерпимости
к сексуальным меньшинствам, проявления
стигматизации этой группы. Тем
не менее, нет оснований опровергать
наметившуюся ранее тенденцию к постепенному
повышению терпимости к гомосексуалам.
В этом отношении наблюдается значительное
различие между крупными городами и особенно
Москвой и Санкт-Петербургом, с одной стороны,
и прочими населенными пунктами — с другой,
что, впрочем, характерно не только для
России. Условно старшее и младшее поколения
людей также демонстрируют резко отличающийся
уровень терпимости(23).
Государство проявляет весьма
незначительную активность по повышению
терпимости к сексуальным меньшинствам.
25 августа Правительством РФ была принята
Федеральная целевая программа «Формирование
установок толерантного сознания и профилактика
экстремизма в российском обществе (2001-2005
годы)».(24) Цель Программы — «формирование
установок толерантного сознания, определяющего
устойчивость поведения в обществе отдельных
личностей и социальных групп, как основы
гражданского согласия в демократическом
государстве»(25). Достичь этой цели планируется
посредством решения трех задач: (1) «разработка
и реализация комплекса эффективных мер
по формированию у граждан толерантного
поведения…»; (2) «разработка и внедрение
в практику таких методов, как мониторинг,
диагностика и прогнозирование социально-политической
ситуации в стране…»; (3) «разработка и
реализация системы мер, стимулирующих
толерантное поведение, противодействие
экстремизму во всех его проявлениях,
в том числе: разработка системы учебных
программ для всех ступеней и форм образования;
разработка эффективных социокультурных
технологий распространения норм толерантного
поведения…»(26) Программа специально
не выделяет толерантность к сексуальным
меньшинствам, поэтому остается лишь предполагать,
будут ли предприняты какие-либо меры
по стимулированию терпимости в этой сфере.
Однако, давая оценку действиям государственных
органов в этой области в 2001 г. и ранее,
известный российский сексолог Игорь
Кон отмечает «пассивность нынешних властей,
не предпринимающих никаких шагов в поддержку
сексуального образования в школе или
для обучения некоторым базовым принципам
и воспитания терпимости в отношении сексуальных
меньшинств и альтернативных стилей жизни»(27).
Организации геев и лесбиянок
не оказывают заметного влияния на органы
власти по лоббированию законопроектов,
которые могли бы улучшить положение российских
гомосексуалов(28). А их действия по объективному
информированию общественности по проблемам
сексуальных меньшинств и повышению уровня
терпимости носят весьма ограниченный
характер.
Недостатки российского
законодательства, злоупотребления
в сфере правоприменения, низкая
правовая культура и общее интолерантное
отношение к сексуальным меньшинствам
создают благоприятную почву для неединичных
нарушений прав и дискриминации гомосексуальных
лиц. Выше был отмечен во многом скрытый
характер проблемы. Тем не менее, часть
подобных случаев попадает в поле зрения
правозащитных организаций и средств
массовой информации.
Московской мэрией
было отказано в проведении
так называемого Парада любви
инициативной группе по организации
мероприятия, состоящей из ряда
общественных организаций, предпринимателей
и творческих деятелей, в частности
продюсерской компании «Прокос»,
фирмы Odin Art Trading, компании BG Records, немецкого
благотворительного фонда Manner und AIDS, Радикальной
партии и других. Инициативная группа
неоднократно подавала соответствующие
заявки в мэрию. Последняя из них касалась
проведения Парада в рамках Дня города.
Как говорится в сообщении пресс-центра
мэрии г. Москвы, распространенном 23 июля
2001 г., правительство города «не допустит
проведения этого шествия ни в День города,
ни в любой другой день», так как в мэрии
полагают, что «подобные акции вызывают
возмущение основной массы жителей столицы,
по сути, являются пропагандой распущенности
и навязывают обществу в целом неприемлемые
нормы поведения, не соответствующие традиционным
моральным ценностям большинства россиян,
а также канонам основных действующих
в городе религиозных конфессий»(29). Вице-премьер
московского правительства Любовь Швецова
позднее разъяснила, что это шоу «не отвечает
духу праздничных мероприятий, проводимых
в столице, и традициям, сложившимся в
городе». «Москвичи вряд ли воспримут
идеологию и формы проведения этого шествия»,
в котором «активно афишируется участие
молодежи с нетрадиционной сексуальной
ориентацией, пропагандируется свобода
сексуальных отношений»(30).
По замыслу организаторов,
в соответствии с идеологией
подобных мероприятий (Love Parade, проходящий
в Берлине с 1989 г., а в последнее время и
в других городах мира) московский Парад
любви должен был стать международным
молодежным фестивалем современной электронной
музыки под открытым небом. Гомосексуалы,
безусловно, активно участвуют в шоу подобного
рода — наравне с другими людьми и не скрывая
своих сексуальных предпочтений. Также
планировалось участие в уличном шествии
отдельной группы геев и лесбиянок. Однако
организаторы Парада любви не планировали
его как гей-парад — карнавальное шествие
гомосексуалов под лозунгами отстаивания
своих прав. Таким образом, московское
правительство ошибочно приняло одно
культурное мероприятие за другое(31).