Административные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Сельскохозяйственное производство как объект управления обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на функции и структуру органов, методы и стиль руководства, организацию труда работников аппарата управления и т. д.
Земля в сельском хозяйстве является не только объектом труда, как в других отраслях народного хозяйства, но и предметом труда, основным средством производства. Этим обусловливаются территориальная рассредоточеность производства, населенных пунктов, построение органов управления в основном по территориально-производственному принципу. Непосредственное управление из единого центра практически невозможно.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………….2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………...4
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ…8
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ХОЗЯЙСТВЕ…………………...12
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.73 Кб (Скачать файл)

         Вся сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.

         Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методологии и технологии планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.

         Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.

          Таким образом, основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.

          В отличие от организационно-административного экономические методы руководства предполагает разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношений. В результате повышения действительности экономических рычагов и стимулов формируют такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

          В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую  заинтересованность, можно добавить целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

          Конкретный набор и содержания рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчеты, ценообразование, финансирование.

        Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяется и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

         С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективные решения. Здесь налицо своеобразная “обратная связь”: не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области пока существует определенный разрыв: потребность экономики опережают возможности математики.

         Чаще всего применяется линейные модели, предназначенных для решения различного рода экономических задач, в то время как почти зависимости в экономике нелинейны.

         Экономическая практика обусловила проявление ряда математических дисциплин: математическое программирование, теория игр, массовое обслуживание, управление запасами, исследование операций и др.

        Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует ограничивать организационно-административные методы воздействия, которые за счет централизации управления помогает выполнять напряженые плановые задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ организационно-распорядительных методов воздействия используемых в хозяйстве

В основе средств распорядительного воздействия  лежат полномочия и обязанности  руководителей и исполнителей. Такое  воздействие находит конкретное воплощение в форме директивы, постановления, приказы, распоряжения, решения, указания в письменной или устной форме.

Распорядительная  деятельность призвана упорядочить  систему управления предприятием; необходимость  в ней обычно возникает при  значительных отклонениях от ранее  намеченных целей и планов, изменения  условий производства, возникновение  экстремальных ситуаций (наводнение, пожар и др.), невозможности для  подчиненных самим исправить  положение, выявлении новых возможностей, изменении конъюнктуры рынка  и т.д.

Уровень распорядительной деятельности руководителя предприятия во многом зависит от научной обособленности принимаемых  решений, соотношения централизации и децентрализации в управлении, квалификации кадров, стиля работы, использования технических средств управления, морального и психологического климата в коллективе. Эффективность распорядительной деятельности зависит от хозяйственной самостоятельности структурных подразделений предприятия. Повышение самостоятельности руководителей и специалистов более низких рангов обеспечивает рост оперативности их работы, а также их авторитета среди подчиненных.

Распорядительная  деятельность требует умелого сочетания  высокой требовательности к себе и подчиненным с проявлением заботы о них. При выражении требований, даже в мягкой форме (совет, просьба, поручение, рекомендация), руководителю следует быть решительным и твердым, не проявлять сомнений и колебаний, не уговаривать работников и не угрожать им.  Нельзя, отдавая распоряжение, запугивать подчиненных или устанавливать жесткие сроки выполнения задания, если в этом нет реальной необходимости. Подчиненные все равно увидят, что выполняемая ими работа в ближайшие дни никому не нужна, и могут неумышленно подвести руководителя. И в этих случаях нет смысла предупреждать о неблагоприятных последствиях при невыполнении задания.

Некоторые руководители и специалисты, желая во что бы то ни стало добиться выполнения своих указаний, увлекаются обещаниями, подчеркивают личную выгоду для подчиненного. Это – порочная практика стимулирования; подчиненные быстро привыкают к ней и впоследствии при получении задания всякий раз выжидают, словно желая задать вопрос: “Что я буду иметь от выполненного в срок поручения?“.

В области  распорядительства особенно важно  учитывать взаимоотношения руководителей  и подчиненных, то есть психологические  факторы. Опыт показывает, что лучше  всего исполняются те задания, в  формулировке которых принимают  участие сами исполнители. Тогда  каждый исполнитель понимает свою роль, чувствует ответственность, сам  руководит своей работой и  ее контролирует.

Директивы обычно издают государственные органы, которые определяют главное содержание деятельности предприятий и учреждений подведомственной им сферы.

Приказ  – это письменное или устное требование руководителя к подчиненным о выполнении определенной задачи с указанием сроков и условий выполнения.

Приказ  был и остается одним из основных средств управления производством; он имеет директивное, контролирующее, а также воспитательное действие. Приказ должен быть содержательным, четким и ясным по формулировке, хорошо аргументированным, обоснованным, но прежде всего – реальным. Следует учитывать не только материально-технические возможности предприятия, но и психологический настрой коллектива, его стремление выполнить намеченное. С помощью приказа руководитель осуществляет свое право единоначалия, но это не только не исключает, но и предполагает активное участие в работе всего коллектива.

Если  на предприятии заведен такой  порядок, при котором специалисты  не спорят с директором, но при этом и не выполняют его приказы, если основания серьезно задуматься о  стиле руководства. Невыполнение приказа  недопустимо прежде всего для самого руководителя. Если он считает уже изданный приказ невозможным или необязательным для исполнения, его следует немедленно отменить, в противном случае – добиваться его выполнения. Третьего не дано.

Приказы издаются на предприятии только его  первым руководителем. Письменные приказы предназначены для проведения мероприятий по совершенствованию производства, доведения до коллектива директив, заданий и приказов вышестоящих органов, оформления приема, назначения, перемещения и увольнения работников, премирования и наложения взысканий, организации командировок, регламентации распорядка рабочего дня и т.д. приказы по организации производства должны быть конкретными; в них указывают задания, сроки их выполнения, состав исполнителей и ответственных за контроль. Следует упомянуть об обязанности других работников сотрудничать с ответственным исполнителем, а также определять способы исполнения и сроки контроля по отдельным этапам. Изданию таких приказов должен предшествовать анализ состояния производства и реальности намечаемых мероприятий. Руководители и специалисты должны дорожить авторитетом приказа и принимать все необходимые меры по его безусловному выполнению.

Распоряжение  – это требование к подчиненным  по решению отдельных вопросов. Одной  из форм распоряжения является наряд (задание  исполнителю).

Письменное  распоряжение следует давать лишь в  том случае, если оно касается особо  важного дела и затрагивает нескольких или многих работников. Во всех остальных  случаях лучше ограничиваться устным распоряжениям, а при необходимости  – краткой записью в записной книжке, протоколе совещания, на резолюции документа и т.п. При отдаче распоряжения у подчиненных не должно возникать сомнений в необходимости его исполнения. Требуя выполнения непопулярных распоряжений, не следует ссылаться на вышестоящего начальника, как бы снимая с себя всякую ответственность.

При отдаче распоряжений, имеющих важное значение, желательно советоваться с исполнителями и обеспечить условия, необходимые для их выполнения. Давая поручения, следует учитывать индивидуальные особенности подчиненных и ни в коем случае не делать работу за них; в крайнем случае – найти время для их обучения. Не рекомендуется также давать одновременно несколько поручений одному работнику. В распоряжении нужно указывать точный срок завершения работы и форму отчета исполнителя.

В кооперативах и колхозах в качестве приказов используют решения, принимаемые общим собранием  членов кооператива, колхоза (собранием  уполномоченных), правлением или собранием  бригады. Такие решения обязаны  выполнять все члены коллектива, включая председателя, который отдает распоряжения или указания только в ходе оперативной деятельности. Такая форма распорядительного воздействия в кооперативах (колхозах) обусловлена демократическим характером управления в них.

Указания  дают руководители всех рангов, но чаще всего – бригадиры и звеньевые. В любом указании для исполнителя  должна содержаться полная информация о том, что, где, когда, кому и как  делать. Задания формулируют так, чтобы можно было проверить выполнение. По форме изложения указание не должны принижать достоинство подчиненного, лишать его всякой инициативы. Лучше  давать задание на более или менее  продолжительный срок, с тем чтобы исполнитель мог своевременно продумать наиболее рациональные приемы и методы его выполнения.

В тех  предприятиях, где четко определены задачи, права и обязанности служб  и каждого работника управления, различного рода нормативы, до подразделений  своевременно доводятся плановые задания, реже приходится прибегать к повседневным актам распорядительного воздействия.

Если  административные методы применяются без учета объективных условий и экономических факторов производства, имеют признаки произвола и субъективизма, они перерастают в голое администрирование, эффективность которого невысока.

На основании  трудового законодательства администрация  предприятия может применять  такие поощрения, как объявление благодарности, выдачи премии, награда  ценным подарком или грамотой, занесении на Доску почета, и т.д.

За нарушение  трудовой дисциплины администрация  предприятия может объявлять  дисциплинарные взыскания – замечание, выговор, строгий выговор, перевод  на определенный срок на нижеоплачиваемую работу, увольнение. За каждое нарушение  может быть наложено лишь одно дисциплинарное взыскание, причем не позднее месяца со дня обнаружения проступка  и не позднее шести месяцев  со дня его совершения. До наложения  взыскания от нарушителя трудовой дисциплины необходимо потребовать объяснение.

Информация о работе Административные методы