Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики[1]. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.
Введение
Социальная защита в Российской Федерации: проблемы и тенденции
Необходимость социальной защиты в Республике Татарстан
Социальная защита населения РТ
Развитие сети учреждений социального обслуживания
Пенсионное обеспечение
Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей
Компенсационные выплаты и пособия
Социальная поддержка семьи и детей
Реабилитация инвалидов
Заключение
Использованная литература
Курсовая работа по экономической теории на тему: Адресная и социальная защита в РФ и РТ
Содержание
Введение
Социальная защита в Российской Федерации: проблемы и тенденции
Необходимость социальной защиты в Республике Татарстан
Социальная защита населения РТ
Развитие сети учреждений социального обслуживания
Пенсионное обеспечение
Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей
Компенсационные выплаты и пособия
Социальная поддержка семьи и детей
Реабилитация инвалидов
Заключение
Использованная литература
Введение.
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики[1]. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.
Поэтому социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию[2].
Социальная защита – обязанность государства.
Смысл и пафос такой
обязанности государства
В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:
"Каждый человек имеет
право на такой жизненный
Следуя нормам международного
права, Конституции РФ и РТ устанавливают
обязанность государства
Однако, как известно, по тем или иным причинам не всегда человек способен своим трудом содержать себя и свою семью и не всякий может вообще трудиться. По данным Роскомстата России, в конце 1993 г. 33 млн. человек (22% от численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, или, иначе говоря, находились за чертой бедности. Эта часть населения в первую очередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства и имеет на нее право. Такую помощь она и получает реально. На конец 1993 г. доля социальных выплат в структуре доходов населения возросла до 15%, Практически каждый седьмой рубль, которыми располагали граждане России, представлял собой разного рода социальные выплаты и пособия[3].
Основными направлениями социальной политики государства являются[4]:
1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
2) назначение пенсий инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;
3) создание системы, социальных
служб занятости, призванных
4) выплата государственных пенсий и социальных пособий;
5) охрана груда и здоровья людей;
6) установление гарантированного
минимального размера
В данной работе автор рассмотрит пути реализации вышеназванных направлений социальной политики государства, проблемы социальной защиты в РФ, а также разноуровневую социальную защиту, в том числе адресную социальную защиту в Республике Татарстан.
Социальная защита в Российской Федерации: проблемы и тенденции.
Рыночные реформы, нестабильность
в экономике повлекли ухудшение
условий жизни значительной части
населения страны, в особенности
безработных, пенсионеров, семей с
детьми, выявили неспособность прежней
системы социального
И сейчас законодательную базу социальной защиты в Российской Федерации составляют следующие основные законы[5]:
Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР";
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей";
Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах",
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле";
Федеральный закон от 1 апреля
1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе
Положения перечисленных
федеральных законов
Таким образом, законодательство
в настоящее время регулирует
предоставление гражданам пенсий по
возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий
по инвалидности, пенсий по случаю потери
кормильца и социальных пенсий, пособий
по безработице, пособий по временной
нетрудоспособности, пособий по беременности
и родам, шесть разновидностей пособий
на детей, систему пособий и
В законодательстве, принятом
в этой области на федеральном
уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли
свое правовое закрепление следующие
положения: всеобщность социального
обеспечения, достигнутая путем
расширения круга получателей пенсий,
пособий, услуг и появления новых
видов социального обеспечения
в ответ на возникновение новых
социальных рисков (например, социальных
пенсий, пособия по безработице, компенсационных
выплат лицам, подвергшимся нацистским
преследованиям, ежемесячных пособий
ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим
от воздействия радиации и т.д.); применение
дифференцированного подхода в
обеспечении различных
Большое значение для становления
эффективной системы
Законодательно закрепляется принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения[7]. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.
Ведущими организационно-
Приведенные данные свидетельствуют о том, что указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению (например, от изъятия их государством на другие нужды).
Не срабатывают и меры,
предусматривающие
Несмотря на то, что особенно
в последнее время государство
предприняло комплекс мер, направленных
на улучшение материального
Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения, что возможно лишь при принятии нового пенсионного закона.
В настоящее время уровень пенсий у большинства пенсионеров ограничен тремя минимальными размерами заработной платы. Можно сказать, что лица, получающие пенсии в таких размерах, обеспечены ниже уровня минимальной потребительской корзины. В новом пенсионном законе, разработка которого ведется, трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет своей трудовой деятельности должны иметь право на достойный уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство не должно декларировать существование двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними ныне практически отсутствует. Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной в связи с тем, что для отдельных категорий граждан, например, судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85 процентов получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране. Представляется, что именно такой размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых всем категориям обеспечиваемых.