Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики[1]. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.
Введение
Социальная защита в Российской Федерации: проблемы и тенденции
Необходимость социальной защиты в Республике Татарстан
Социальная защита населения РТ
Развитие сети учреждений социального обслуживания
Пенсионное обеспечение
Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей
Компенсационные выплаты и пособия
Социальная поддержка семьи и детей
Реабилитация инвалидов
Заключение
Использованная литература
бесплатное обеспечение
автомобилем при наличии
бесплатный проезд общественным
транспортом пенсионерам по
50% скидка на оплату жилья и коммунальных услуг одиноким престарелым и нуждающимся в постороннем уходе;
В Татарстане решен вопрос
с предоставлением льгот по
За период 1999-2000 годы продолжалась работа по совершенствованию Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан, цель которой заключалась в усилении адресности в оказании социальной поддержки семьям с детьми, пенсионерам и другим малообеспеченным категориям населения. В частности, были дважды увеличены социальные нормативы пособий (компенсаций) в рамках программы.
В отличие от Российской Федерации Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан предусмотрена выплата компенсаций и пособий не только на детей, но и другим категориям малообеспеченных граждан (неработающие пенсионеры, инвалиды, безработные, студенты, беременные женщины, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и ПО "Маяк", ветераны подразделений особого риска, беременные женщины с 20 недель беременности, неработающие женщины, воспитывающие ребенка в возрасте до трех лет, неработающие трудоспособные лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 16 лет и т.д.).
Всего Программой охвачено
30 категорий малообеспеченных
Выплаты производятся с учетом среднедушевого дохода и социальных нормативов, установленных для каждой категории граждан (от 270 до 820 рублей).
Среднемесячное количество получателей компенсаций в 2000 году составило 340,8 тыс. человек или 9,7 % от общего количества жителей (в 1999 году соответственно 305,5 тыс. или 8,1%)[10].
Притом, что общее количество получателей увеличилось на 35,3 тыс. человек, количество детей сократилось на 19,5 тысяч, число пенсионеров увеличилось на 54,6 тысяч.
Среднемесячная сумма выплат в 2000 году составила 24030,2 тыс. руб., что на 4334,3 тыс. руб. меньше по сравнению с 1999 годом (28364,3 тыс. руб.). Всего в 2000 году выплачено 288362 тыс. рублей, в 1999 году - 340376 тыс. рублей.
Уменьшились по сравнению с 1999 годом среднемесячные размеры выплат и на одного получателя - 60,9 руб. (1999 - 92,9 руб.) и пенсионера - 23,7 руб. (1999 - 47,2 руб.) за счет повышения размеров пенсий, а средний размер выплат на одного ребенка вырос до 145 руб. по сравнению с 127,9 руб. в 1999 году.
Среднемесячный размер целевых выплат на молоко и хлебобулочные изделия составил 24016,5 тыс. руб., количество получателей - 913,5 тысяч. Общая сумма выплат за 2000 год - 288198 тыс. рублей.
В октябре 1998 года был принят
новый порядок исчисления
6 октября 2000 года принято
Постановление Кабинета
По расчетам Центра экономических и социальных исследований Республики Татарстан может быть получена экономия средств, направляемых на выплату социальных пособий малообеспеченным гражданам, проживающим в сельской местности, около 7 млн. рублей в месяц. Численность получателей социальных пособий и компенсаций в рамках Программы адресной социальной защиты населения в РТ при этом сократится в сельской местности на 70%.
Совершенствованию работы в
этом направлении способствовала
По республике передача функций по назначению и выплате пособий и компенсаций работающим категориям граждан осуществлена полностью.
Передача функций назначения
и выплаты пособий и
Основными причинами уменьшения количества получателей являются:
неправильное начисление компенсаций на предприятиях (необоснованное назначение, непредставление полного набора необходимых документов, сокрытие доходов, подделка документов, сокрытие установленного отцовства и т.д.);
исключение двойных выплат.
Социальная поддержка семьи и детей.
Важным направлением государственной социальной политики в Республике Татарстан является поддержка семьи, в первую очередь - семей с детьми. С целью обеспечения эффективной реализации государственной политики в отношении семьи в республике разработана и подготовлена к принятию Концепция семейной политики Республики Татарстан. Главной задачей сегодня становится создание условий для самореализации семьи.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.01.1998 г. "О дне матери" третий год в республике проводятся мероприятия направленные на освещение и решение проблем женщины-матери в современном обществе. Пропаганда образа матери, крепких семейных традиций, трудовых династий - основная цель учреждения медали Республики Татарстан "Ана даны" - "Материнская Слава".
Огромное значение в социальной защите семьи и детей имеют гарантированные государством льготы.
Система социальных льгот и гарантий семьям с детьми в нашей республике предусматривает ряд дополнительных мер социальной поддержки по сравнению с РФ:
ежемесячное денежное пособие, неработающим матерям, имеющим трех и более детей. В 1999 году воспользовались данной льготой 4351 человека, на что из местных бюджетов выделено 5478 тыс. рублей, в 1 полугодии 2000 года - около 4 тысяч на сумму 2278 тыс. рублей;
предприятиями и организациями
жилищно-коммунального
право на 1 свободный день
в месяц полностью или
В целях решения современных проблем женщин, семьи и детей в республике принимаются меры по созданию комплексной системы учреждений социального обслуживания семьи, предоставляющих разнообразные целевые (психологические, социально-психологические, юридические), профилактические. Сегодня в городах и районах республики функционируют 136 учреждений различной ведомственной принадлежности оказывающих социальные услуги семьям и детям. За 1999 год услугами центров и отделений социальной помощи семье и детям воспользовались свыше 100 тысяч человек, в том числе более 9 тысяч несовершеннолетних детей, около 7 тысяч многодетных семей, почти 5 тысяч семей с детьми-инвалидами и др. Сегодня уже почти 3,5 тысячи семей охвачено постоянным вниманием социальных работников.
За 1999 год около 700 детей
прошли реабилитацию в специализированных
учреждениях для несовершеннолетних,
В 2000 году Министерству на эти цели было выделено из республиканского бюджета 3141,8 тысяч рублей (в 1999 г. - 2790 тыс. руб.). Благодаря тому, что на организацию оздоровления детей-инвалидов из федерального бюджета в 2000 г. было выделено 800 тысяч рублей, 2259 тысяч руб. из Регионального фонда социального страхования Российской Федерации Республики Татарстан организован отдых и оздоровление 2733 детей, нуждающихся в государственной поддержке. В 1999 г. эта цифра составила 1591 путевка на общую сумму 3290 тыс. рублей, в том числе 500 тысяч из федерального бюджета.
За период действия Президентской программы "Дети России" с 1997 по 2000 год получено из федерального бюджета на приобретение медицинского, реабилитационного, бытового оборудования, автотранспорта и сельхозтехники для учреждений социального обслуживания семьи и детей:
по Федеральной целевой программе "Профилактика безнадзорности и правонарушений" на сумму 3720,2 тыс. рублей, в том числе 3 денежных транша социальным приютам республики в размере 850 тыс. рублей из резервного фонда Президента Российской Федерации;
по Федеральной целевой программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей - 970,5 тыс руб.;
по Федеральной целевой программе "Дети-инвалиды" - 2887,9 тыс. рублей.
Реабилитация инвалидов.
Большие усилия в Республике Татарстан были направлены на создание системы по реабилитации инвалидов. Последние годы стали поворотным в решении проблем инвалидов, интеграции их в общество, повышении социального статуса.
В значительной мере этому
способствовало принятие в последние
годы ряда постановлений Кабинета Министров
республики: от 20.08.1999 г. "Об утверждении
Гарантированного перечня реабилитационных
мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых
инвалидам Республики Татарстан"; от
30.06.1999 г. "О перечне мероприятий по обеспечению доступа
инвалидов к информации и к объектам социальной инфраструктуры";
Сегодня в целом ряде городов
и районов реализуются
Руководством ГТРК "Татарстан" организован сурдоперевод и субтитрование передач для глухих.
На протяжении последних
лет устанавливается
В 1999-2000 г.г. была продолжена работа по представлению налоговых и иных льгот предприятиям общественных организаций инвалидов. Только за 2 последних года принято 6 законодательных и нормативных документов, предусматривающих освобождение от налогов за землю, в дорожный фонд, при проведении обязательной сертификации продукции и услуг, производимых предприятиями общественных организаций инвалидов и т.д. Сумма высвобождаемых средств предприятий за счет налоговых льгот ежегодно составляет более 8 млн. рублей только за счет документов принятых в 1999-2000 годах.
Реализация постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.97 года N 920 "О создании Государственной медико-социальной экспертизе" позволило создать дополнительные подразделения Государственной медико-социальной экспертизы и повысить эффективность их деятельности.
В последние 2 года полностью
ликвидирована очередность на освидетельствование
в учреждениях медико-
Созданы 3 состава Главного бюро, 5 подразделений Главного бюро, 6 бюро МСЭ для детского населения и 8 первичных бюро для взрослого населения.
Бюро медико-социальной экспертизы
начата работа по разработке на основании
личного заявления индивидуальных карт реабилитации.
В зависимости от этапа реабилитационного процесса
и потребности инвалида, ребенка-инвалида