Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:15, курсовая работа
Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики[1]. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.
Введение
Социальная защита в Российской Федерации: проблемы и тенденции
Необходимость социальной защиты в Республике Татарстан
Социальная защита населения РТ
Развитие сети учреждений социального обслуживания
Пенсионное обеспечение
Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей
Компенсационные выплаты и пособия
Социальная поддержка семьи и детей
Реабилитация инвалидов
Заключение
Использованная литература
Определенную роль на данном
этапе и особенно в дальнейшем
в деле повышения уровня пенсионного
обеспечения призван сыграть
Федеральный закон "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования"
1996 г. Им практически создаются
Конституции РФ и РТ закрепили
уже сложившийся опыт функционирования
в стране иных негосударственных
форм социального обеспечения
В числе различных
Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые позволяют существенно дополнять во многих регионах страны уровень государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по жилью, коммунальным услугам, медицинскому обслуживанию. Многими профсоюзами создаются профсоюзные системы социального обеспечения, которые за счет собственных средств улучшают уровень социальной защиты членов профсоюзов.
11 августа 1995 г. принят
Федеральный закон "О
Различные благотворительные фонды многое предпринимают по повышению уровня социальной защиты детей-сирот (только при живых родителях их в стране насчитывается 1 млн. человек), по приспособлению среды обитания для удовлетворения нужд инвалидов, по оказанию содействия в развитии малого бизнеса с целью снижения уровня безработицы, по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Создание благоприятного
правового режима для развития негосударственных
форм социального обеспечения, включая
благотворительность, позволит гармонично
дополнить усилия государства по
созданию нормального уровня жизни
для миллионов пожилых и
Еще одной важной формой социальной защиты и социального обеспечения, является социальная защита осуществляемая субъектами Российской Федерации, и в частности Республикой Татарстан.
Необходимость социальной защиты в Республике Татарстан.
В настоящее время в Республике Татарстан проживают свыше 940 тысяч пенсионеров (или более 25% населения республики), в том числе более 170 тысяч инвалидов, около 40 тысяч граждан зарегистрированы в качестве безработных.
В соответствии с действующим законодательством более 2 миллионов граждан Республики Татарстан пользуются льготами по оплате за наем жилья, коммунальные и транспортные услуги, лекарственные препараты, более 400 тысячам граждан ежемесячно выплачиваются пособия и компенсации в виде чеков на продовольственные товары и жетонов для оплаты коммунальных услуг.
Более 130 тысячам граждан республики установлена дополнительная социальная поддержка.
Ежегодно на социальную поддержку граждан Республики Татарстан направляется более 1,5 миллиарда рублей.
Программа адресной социальной помощи принималась, когда социально-экономическая ситуация в республике в 1994 году характеризовалась продолжающимся спадом объемов производства в промышленности, кризисом неплатежей, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, отставанием темпов роста доходов населения от необходимого уровня.
С начала 1994 года наметилась тенденция относительного снижения темпов роста доходов населения.
Так, средняя заработная плата в декабре 1993 года в Республике Татарстан составила 128,1 тыс. рублей, в апреле 1994 года - 142,7 тыс. рублей (в Российской Федерации соответственно 141,2 тыс. рублей и 171,5 тыс. рублей).
Доход на душу населения в декабре 1993 года составил 81,7 тыс. рублей, в апреле 1994 года - 90,2 тыс. рублей (соответственно в Российской Федерации - 84,0 тыс. рублей и 124,0 тыс. рублей). Уровень жизни, оцениваемый как отношение дохода на душу населения к стоимости прожиточного минимума, в 1993 году имел тенденцию к увеличению, однако в I квартале 1994 года он понизился. Основной причиной снижения уровня жизни населения является недостаточный рост доходов населения[8].
Доля населения, имеющего доходы не ниже прожиточного минимума, составляет 11,2 процента, выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета - 56 процентов, 4,3 процента населения относится к категории людей с высокими и сверхвысокими доходами.
С начала реализации Программы адресной социальной защиты населения Республики Татарстан численность населения, получающего компенсационные выплаты, составляла 57,6 процента, а в марте 1994 года - 57,8 процента.
В связи с тем, что прожиточный минимум определяет минимально допустимый уровень обеспеченности человека и характеризует границу нищеты, он не может быть ориентиром в социально-экономической политике республики, он может быть лишь ограничителем. Назрела необходимость в установлении такого ориентира. Им должен быть показатель минимального потребительского бюджета.
В таких условиях падения
доходов населения и
Социальная защита населения РТ.
Социальная защита населения Республики Татарстан предусматривает совокупность законодательно закрепленных правовых, экономических, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создание условий для достижения социально приемлемого уровня жизни населения.
Она включает: реализацию государственных
социальных гарантий (минимальной заработной
платы, минимального размера пенсий,
стипендий и других социальных выплат),
сохранение существующих и создание
новых рабочих мест, поддержку
предпринимательства, адресную социальную
поддержку городского и сельского
населения и других социально-демографических
групп, проведение эффективной финансово-
Перечень основных социальных программ Республики Татарстан в области социальной защиты
1. Республиканская программа
"Дети Татарстана", утверждена
постановлением
Срок реализации Программы: 1999 - 2001 годы.
Основная цель Программы: создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.
Основные направления программы:
охрана здоровья детей и подростков в Республике Татарстан;
дети - инвалиды;
организация оздоровления, отдыха детей и подростков Республики Татарстан;
одаренные дети; поддержка детских, подростковых организаций Республики Татарстан;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
организация работы среди детей и подростков по месту жительства;
дети-сироты.
2. Республиканская программа
"Разработка и внедрение
Данная Программа разработана в соответствии с Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан, утвержденной постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 23.03.93 г. N 1790-XII. Программой предусматривается поэтапное внедрение в городах и районах республики комплексных информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения, а также в министерствах, ведомствах, учреждениях, предоставляющих информацию для органов социальной защиты.
3. Программа адресной
социальной защиты, утвержденная
постановлением Верховного
Основными принципами Программы являются:
повышение жизненного уровня населения Республики Татарстан;
равенство в социальной поддержке городского и сельского населения;
обязательность выполнения работодателем гарантий обеспечения уровня заработной платы работника не ниже потребительского бюджета;
адресность и упреждение оказания помощи жителям, имеющим на нее право;
комплексность помощи, предусматривающей возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и льгот);
самостоятельность местных органов власти, предприятий и организаций в оказании социальной помощи населению;
социальное реагирование со стороны правительства на изменение уровня жизни населения республики.
4. Постановление Кабинета
Министров Республики
Этим постановлением утвержден Перечень учреждений социального обслуживания населения, открытие которых предусмотрено в Республике Татарстан в 1999-2000 гг.,
5. Программа по строительству
и вводу в эксплуатацию в
районах Республики Татарстан
домов-интернатов для
Программой предусмотрено строительство домов-интернатов за счет республиканского бюджета.
6. Перечень мероприятий
по обеспечению доступа
7. Гарантированный перечень
реабилитационных мероприятий,
реабилитации инвалидов), утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 627 от 20.09.1999 г.
Программа гарантирует инвалидам реализацию мероприятий и предоставления технических средств и услуг бесплатно или на льготных условиях.
Финансирование всех видов социальных гарантий, льгот и компенсаций осуществляется из средств: