Аграрные проблемы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является проблема перехода российского сельского хозяйства на рыночные основы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ РОССИИ 5
1.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРАРНЫХ РЫНКОВ 5
1.2. СПРОС НА РЫНКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 10
1.3. ТОВАРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 13
1.4. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 15
2. ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО КРИЗИСА В РОССИИ 18
2.1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ 18
2.2. ПРИЧИНЫ АГРАРНОГО КРИЗИСА 21
2.3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 24
3. ПРОГНОЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

АГРАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время Россия переживает сложный  период в своей истории. Проведены кардинальные преобразования в агропромышленном комплексе, затрачены огромные усилия на практическое осуществление “передовых” идей форсированного перехода к рыночной экономике. Но спустя несколько лет Совету Федерации пришлось официально признать, что проводилась ошибочная аграрная политика.

Первоначально, особенно в средствах массовой информации, преобладал взгляд на новые условия хозяйствования как на свободные рыночные отношения. Поэтому вопрос о приоритетах аграрной политики казался незначительным и неактуальным. Реальная практика реформирования довольно быстро развенчала этот рыночный романтизм. Сейчас сформировалось понимание того, что при современном уровне развития производительных сил, масштабах производства и сложности хозяйственных связей не обойтись без государственной поддержки производителей продовольствия.

Целью исследования является проблема перехода российского сельского хозяйства на рыночные основы.

Объектами исследований явились рынки сельскохозяйственной продукции, включающие как отрасли агропромышленного комплекса, так и население бывшего СССР в целом, Российской Федерации и ее отдельных регионов, экономически развитых стран мира.

Предметом исследований являются аграрные проблемы в рыночной экономике и сельскохозяйственная политика.

Методика исследований базируется на использовании достижений отечественной и зарубежной науки, разработок Министерств сельского хозяйства, Международной сельскохозяйственной организации (ФАО), Всемирного Банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Методологическую основу составляют: системный подход к исследованиям, вариантные решения с использованием экономико-статистических методов, методы экономического прогнозирования, моделирования и других.

Информационной  базой исследований являются плановые, отчетные и статистические материалы Госкомстата СССР и Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, постановления, решения и нормативные документы органов управления СССР и Российской Федерации; отчеты ВНИЭСХ и Аграрного института РАСХН; материалы Всемирного Банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблемы становления конкурентных отношений в аграрном секторе России

1.1. Характерные особенности аграрных рынков

 

Особенности рынков в  комплексе агробизнеса проявляются  во всех сферах, составляющих этот комплекс. Сельскохозяйственное производство имеет ряд специфических особенностей, которые влияют на рыночную ситуацию, поведение фермеров, функционирование аграрного рынка и смежных отраслей. Эти особенности заключаются в следующем.

1. Переплетение производственно-экономических процессов с природно-биологическими процессами. Существуют естественные законы развития растений и животных,  учитывать которые объективно необходимо. В противном случае неизбежно падение эффективности всех других производственно-экономических ресурсов. Поэтому природно-биологический фактор является главным в определении эффективности производства, выборе технологий. Под него подстраивается весь комплекс сельскохозяйственного производства, набор машин, химические средства защиты растений, удобрения, организация труда.

Эта, казалось бы, элементарная истина часто не принималась во внимание в условиях командно-административной экономики. В административном порядке определялись сроки сева,  часто без учета погодных условий, диктовалась структура посевных площадей, в приказном порядке определялось, что нужно сеять (повсеместные посевы кукурузы, например), насаждались громадные животноводческие комплексы при слабой кормовой базе, проводилась повсеместная мелиорация. Игнорирование природно-биологических факторов постоянно держало сельское хозяйство СССР в кризисном состоянии. Дело дошло до того, что страна, имеющая громадные посевные площади, стала закупать зерно за границей.

Тесная связь сельского  хозяйства с окружающей средой,  разнообразие почвенных и природно-климатических  условий определяют специфический, творческий характер труда в сельском хозяйстве. Здесь практически нет разделения труда на управленческий и исполнительский, так как наиболее эффективным является соединение в работнике предпринимателя-хозяина, управляющего-менеджера и рабочего-исполнителя. Именно поэтому в развитых страна прижилось фермерское хозяйство. Именно в семейном хозяйстве сочетаются указанные качества сельскохозяйственных работников.

2. Естественной особенностью сельского хозяйства является его сезонность.

Сезонностью определяется неравномерное использование рабочей силы и техники, многих материальных ресурсов, а также неравномерное поступление доходов. В сельском хозяйстве высока доля постоянного капитала по сравнению с переменным капиталом, постоянных издержек по сравнению с переменными. В связи с ярко выраженной сезонностью и длительностью производственного цикла в сельском хозяйстве очень большая потребность в кредитах.

3. Длительность производственного цикла.

Особенностью сельского  хозяйства является тот факт, что  растения и животные растут сравнительно медленно. Ускорить этот процесс практически невозможно, увеличить количество телят, поросят, ягнят по сравнению с природными возможностями производителей также почти невозможно. Поэтому независимо от рыночной ситуации объем товарного предложения на рынке продукции сельского хозяйства не может быть сокращен или увеличен за короткий период времени.

4. Неустойчивость по отношению к погодным условиям.

Сельскохозяйственное  производство напрямую зависит от погодных условий,  управлять которыми человечество пока не научилось. Поэтому здесь неизбежны колебания урожайности и валового сбора, которые определяют неизбежность колебаний объемов предлагаемой на рынке сельскохозяйственной продукции и, естественно, доходов и прибыльности. Правда, рыночный механизм вырабатывает определенную защиту против таких колебаний. Сегодня биржевые маклеры берут на себя риск неустойчивости сельскохозяйственных доходов, имеется система государственных закупок, система договоров контрактации, система поддержки фермеров. Однако этой защиты, как правило, бывает недостаточно для полной независимости от природных факторов. Кроме того, в последние годы по известным причинам государственная поддержка сельского хозяйства становится все слабее.

5. Различия в плодородии земли.

Плодородие земли по регионам и даже по отдельным хозяйствам может существенно различаться. Поэтому одинаковые затраты труда и контроля на разных участках дают разные финансовые результаты. Возникает проблема земельной ренты и регулирования доходов, проблема дотаций одних регионов по сравнению с другими.

Рынок продукции сельского  хозяйства является рынком свободной конкуренции. На этом рынке громадное количество независимых продавцов, а следовательно, цена автоматически устанавливается на среднем уровне и влиять на нее отдельные продавцы не могут. Продукция сельского хозяйства практически однородна и стандартизирована. Поэтому производитель ограничен в рекламировании своего товара, ему трудно выделить качества, присущие только его продукции. Например, все зерно должно быть стандартным. И только. Без каких-либо особенностей.

На рынке сельскохозяйственной продукции много относительно мелких производителей, то есть отсутствует эффект масштаба, при котором снижаются издержки производства, повышается конкурентоспособность именно за счет производства большой мощности. Следовательно, на этом рынке отсутствуют входные барьеры и внедриться на этот рынок сравнительно легко. В сельскохозяйственном производстве нет патентов на технологию, что также облегчает проникновение на этот рынок.

Наконец, следует отметить, что одной из особенностей этого  рынка является очень заметное государственное регулирование (дотации, финансово-кредитная политика, льготные налоги, льготные цены на электроэнергию, на горюче-смазочные материалы и так далее). Все это влияет на рыночную цену, делая ее не в полной мере зависимой от соотношения спроса и предложения, то есть механизм функционирования этого рынка несколько гипертрофирован.

К подобному выводу приводит и тот факт, что между производителями  сельскохозяйственной продукции и  перерабатывающими предприятиями нередки случаи прямых долгосрочных соглашений. В этих случаях фермерские хозяйства ориентируются не на требования рынка вообще, а на конкретных партнеров. Если же учесть, что рынок главного ресурса сельского хозяйства — земли весьма ограничен, так как является объектом государственного регулирования, то специфичность этого рынка становится очевидной.

Рынки, функционирующие  в сфере ресурсов агробизнеса, также специфичны. Здесь выделяются три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических средств защиты растений и удобрений, кормопроизводство. Эти отрасли характеризуются олигопольной структурой, то есть доминированием на рынке нескольких крупных фирм. Для олигопольного рынка является обычным согласование действий этих фирм, то есть конкуренция между ними не бывает достаточно острой, а следовательно,  налицо стремление к монополизации. Здесь существует естественная технологическая монополия, взаимный контроль над ценами, а следовательно, возможность установления договорных цен.

Таким образом, высококонкурентное сельскохозяйственное производство является рыночным партнером, потребителем продукции полумонополизированных отраслей. Это противоречие ставит фермеров в неравные рыночные условия, когда их поставщики могут повышать цены на продукцию, а они не могут этого делать, так как не могут продать сельхозпродукцию выше конкурентной цены. В данном  случае возникает проблема ценового паритета,  которая обсуждается в нашей стране давно, но пока, к сожалению, безуспешно.

Сфера агробизнеса неоднородна  не только по составу и функциям, но и с точки зрения рыночных характеристик. Можно выделить четыре типа рынков.

Первый тип — рынок сырьевых продовольственных товаров является основным для таких отраслей, как мукомольно-крупяная, сахарная и так далее. Их характерными чертами  являются относительная однородность продукции, высокий уровень стандартизации, реализация товаров крупными партиями.

Здесь имеются определенные сложности в рекламе для отдельных  фирм, в ценообразовании, в ограниченности конкурентной борьбы.

Второй тип — рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция здесь неоднородна, ассортимент очень широк (табачные, кондитерские изделия, консервы, колбасные изделия, копчености и так далее). Объем этих групп товаров постоянно увеличивается. Неоднородность продукции по сортам, качеству, взаимозаменяемости в потреблении порождает сильную конкуренцию и сравнительно небольшую вариацию в ценах. Здесь каждая фирма, производящая и реализующая продовольствие, старается выделиться, придать продукту какие-то отличительные признаки, проводит активную рекламу, разнообразит и совершенствует упаковку и оформление товара, изыскивает различные пути товародвижения и продвижения товаров.

Входные барьеры на такой рынок  очень высоки. Большую роль играет "эффект масштаба", патенты на используемую технологию, сертификация продукции, массированная реклама. Пробиться на такой рынок очень трудно. Только расходы на рекламу могут достигать до 20% от стоимости продукции.

Третий тип — рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (свежее и охлажденное мясо, молоко, молочные продукты и так далее). Здесь следует отметить, что чем ниже уровень переработки, тем меньше возможностей дифференциации продукции, а следовательно, и цен, интенсификации рекламы. Однако входные барьеры на этот рынок невысокие, ценообразование осуществляется на основе близкой к конкурентной.

Четвертый тип — рынок продовольственного сервиса. Он включает все формы массового питания — от небольших буфетов до дорогих ресторанов. Этот рынок весьма специфичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем монополизации и рекламы, с ценообразованием, варьирующим от свободного, рыночного до монопольного.

Следует подчеркнуть  еще одну особенность продовольственного рынка — наличие нескольких его уровней. Он может быть локальным (хлеб и хлебопродукты, свежее молоко и молочные продукты), региональным (мясопродукты, овощи, фрукты), национальным (консервы, импортное продовольствие). Это определяется тем, что большинство продовольственных товаров относится к числу скоропортящихся. Однако сегодня все большее число продуктов расширяют границы своих рынков за счет использования специализированных транспортных средств, холодильников, новых технологий переработки. Например, в настоящее время некоторые виды свежего молока могут сохранять свои свойства несколько месяцев.

Характеризуя рынок  продовольственных товаров в  целом, следует констатировать, что этот рынок в основном монополистической конкуренции с относительно большим числом фирм и высокой продуктовой дифференциацией. Наряду с ценовой конкуренцией на этом рынке большое значение имеет неценовая конкуренция.

Информация о работе Аграрные проблемы в рыночной экономике