министерство
образования и науки российской федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова»
саратовский
социально-экономический институт
Факультет финансово-кредитный
Специальность «Налоги и налогообложение»
Специализация «Налоговое администрирование»
Выпускающая кафедра налогов
и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: « Актуальные вопросы организации
налогового администрирования налогов,
уплачиваемых физическими лицами»
Автор работы:
Студент
5 курса
Очной
формы обучения
Сергеева
Юлия Андреевна
Научный руководитель:
Должность,
ученая степень
д.э.н;
профессор
Кирилова
Ольга Святославовна
Оценка_____________________
Подпись_____________________
«______»___________20______г.
Саратов 2014г.
Содержание
Приложения…………………………………………………………………....66
Введение
В Российской Федерации действует
сформировавшаяся налоговая система,
которая подразумевает под собой ведение
налоговой политики, ведение системы налогового
контроля по уплате всех установленных
налогов и сборов, а также систему органов,
контролирующих данные процессы.
Именно работа налогового администрирования
в нашей стране позволяет охарактеризовать
всю работу налоговой системы в целом.
Тем более что, главная функция налоговой
системы является фискальная, то есть
пополнение государственной казны за
счет налоговых отчислений, в процессе
которого налоговые органы играют непосредственную
роль.
Данная тема исследования
актуальная на сегодняшний день. Если
рассматривать налоговое администрирование
с исторической точки зрения, то в нашей
стране её роль в области государственного
бюджета крайне высока. В России налоги
существовали всегда, в разные периоды
времени они имели разные названия: барщина,
оброк, десятина, регалии и всегда со стороны
государства работали люди, которые занимались
сбором этих налоговых платежей, тем самым
пополняя государственную казну.
В настоящее время сформировалась
такая государственная структура, где
работают тысячи сотрудников, называемыми
налоговыми инспекторами, а сама структура
состоит из налоговых инспекций. Работа
всех налоговых инспекций является ключевым
составляющим в системе налогового администрирования
в нашей стране. Итак, налоговое администрирование
– это одна из частей управления налоговой
системой. В неё входят:
-деятельность по контролю,
реализации и исполнению налогового законодательства
налоговыми органами; разработка предложений
по совершенствованию налогового контроля.
-деятельность по обеспечению
контрольной функции налоговых органов.
Оценивая работу данной государственной
структуры на сегодняшний день можно выявить
большое количество отрицательных элементов,
которые делают несовершенной работу
налоговой администрации в России.
Проблематика темы исследования,
прежде всего в том, что российское предпринимательское
сообщество и граждане имеют относительно
большую налоговую нагрузку. Отчасти это
связано с пропорциональной системой
налогообложения, не все предприниматели
выдерживают конкуренцию, либо находят
способы и пути уклонения от уплаты налогов.
Это одна из проблем с которой налоговая
администрация борется, но не достаточно
эффективными методами. Не менее актуальной
проблемой является то, что действующая
налоговая система основывается на нормативно-
правовом фундаменте–правовых документах,
которые все еще не совершенны.
Существует главный закон Конституция,
существует основной свод положений в
налогообложении – Налоговый Кодекс Российской
Федерации , а также существует огромное
количество Федеральных Законов, Постановлений,
подчиняясь которым ведётся бухгалтерский
и налоговый учет на предприятии. И, зачастую,
все данные вышеперечисленные нормативно-правовые
акты имеют противоречия между собой или
непонимание их правильного толкования
ведёт к логическим ошибкам при ведении
налогового учёта, и как следствие налоговым
правонарушениям. Так как налогоплательщик
не всегда может получить грамотную консультацию
от сотрудников налоговых органов, это
ведёт к различным формам негативного
взаимодействия между налоговыми инспекциями
и налогоплательщиками. Таким образом,
несовершенство, неполноценность налогового
законодательства и различное их толкование
расшатывают структуру налогового администрирования.
Для того, чтобы Россия стала
социально-экономически развитой страной
и занимало достойное место в мировой
экономической системе, должна быть снижена
общая налоговая нагрузка, введена прогрессивная
шкала налогообложения и главное качественно
улучшить систему налогового администрирования.
Налоговое администрирование
в России уже давно нуждается в совершенствовании
и модернизации, выработке оптимальных
условий работы налоговой структуры, в
особом контроле за работой каждого подразделения
налоговых инспекций и эффективном преобразовании
действующего налогового законодательства.
Вопросы налоговой политики
рассматриваются в работах Брызгалина
А.В., Вылковой Е.С., Павловой Л.П., Пинской
М.Р., Романовского М.В., Саакяна Р.А., Черника
Д.Г., Шаталова С.Д. и других авторов.
На сегодняшний день существуют
исследования, посвященные аспектам сущности
и содержания налогового администрирования,
а так же практическим вопросам. В.А. Кашин,
В.А. Красницкий, М.В. Мишустин, В.Г. Пансков,
Ф.Ф. Ханафеев, Л.И. Гончаренко в своих работах
уделяют внимание вопросам налогового
администрирования.
Объектом исследования данной
курсовой работы является налоговая администрация
Российской Федерации, а предметом ее
- деятельность по налоговому администрированию.
Целью написания курсовой работы
является раскрытие и изучение проблем
налогового администрирования в современной
России.
Поставленная цель определила
задачи, которые будут решены в ходе исследования:
-раскрытие понятия и экономической
сущности налогового администрирования;
-рассмотрение основных направлений
налогового администрирования в Российской
Федерации;
-проанализирован зарубежный
опыт налогового администрирования;
-выявлены проблемы налогового
администрирования и пути совершенствования
Методологической и теоретической
основой курсовой работы служат работы
отечественных и зарубежных ученых и исследователей
в области экономики.
Информационной основой исследования
послужили законодательные и нормативные
акты Правительства РФ, Указы Президента
РФ, Налоговый кодекс РФ, инструктивно-методические
документы Министерства финансов РФ, распоряжения
ФНС РФ, справочные материалы официальных
статистических органов РФ, данные периодической
печати, интернет источники.
Эмпирическая база исследования
представлена материалами статей, научных
конференций, обсуждений в интернет - форумах.
1. Экономико-правовые
основы организации налогового
администрирования в России
1.1.Содержание,
цели и задачи налогового администрирования
Налоговое администрирование
основано на фундаментальных познаниях
политических, экономических, юридических
и других наук, обогащенных современной
отечественной и мировой практикой. Совокупность
методов, приемов и средств информационного
обеспечения используется органами власти
и управления в целях придания налоговому
механизму заданного законодательством
направления, а так же для координирования
налоговых действий в изменяющихся экономических
и политических условиях.
Понятие «налоговое администрирование»
можно рассматривать как система управления,
которая устанавливает целесообразное
соотношение деятельности налоговых служб
в условиях изменения современной рыночной
экономики между государством и плательщиками
налогов.
По мнению А.В. Аронова, налоговое
администрирование представляет собой
важнейшую сферу научно-практических
исследований и методических действий,
являющихся частью общей теории практики
и управления. Оно основывается также
на фундаментальных познаниях политических,
экономических, юридических и других наук,
обогащенных современной отечественной
и мировой практикой. Это совокупность
методов, приемов и средств информационного
обеспечения, посредством которых органы
власти и управления придают функционированию
налогового механизма заданное законом
направление и координируют налоговые
действия при существенных изменениях
в экономике и политике.
Ивановой Е.А. дано собственное
определение налогового администрирования,
согласно которому налоговое администрирование
представляет собой комплекс мероприятий
налогового контроля по недопущению и
пресечению возможных налоговых правонарушений,
систему мер по обеспечению прав налогоплательщиков
и, в то же время, создание для них максимально
комфортных условий функционирования,
способствующих осуществлению хозяйственной
деятельности и удобства уплаты налогов
и сборов. Некоторые авторы дают иное определение
налогового администрирования, под которым
понимается комплекс мер, направленных
на полную и своевременную уплату всех
налогов в максимальном объеме при минимальных
издержках.
Налоговое администрирование
следует рассматривать как управленческую
деятельность налоговых органов по разработке
эффективного механизма сбора налогов
и реализации налоговой политики.1
Налоговому администрированию
присущ ряд функций, в которых и проявляется
его сущность. (Рис.1.)
Рисунок 1.Функции налогового
администрирования
Каждая из функций использует
свои формы и способы достижения поставленных
перед нею задач, то есть свой инструментарий.
Рассмотрим функции подробнее.
Функция планирования, в рамках
которой осуществляется: текущее (тактическое)
и стратегическое планирование; оценка
налогового потенциала (страны в целом,
отдельного региона и т.д.); прогнозирование
объемов налоговых поступлений; утверждение
бюджета по налогам; разработка контрольных
заданий; определение долевого распределения
ставок и льгот.
Функция учета заключается
в регистрации и учете плательщиков, приеме
и обработке отчетности; учете поступления
налогов и начисленных сумм; учете хозяйственной
деятельности налогового органа; составлении
и анализе отчетности.
т
о
Рисунок 2. Формы налогового регулирования
Функция контроля позволяет
осуществлять контроль за своевременным
поступлением платежей; проведение налоговых
проверок - камеральных и выездных.
Реализация функции регулирования
происходит путем введения системы налогового
стимулирования посредством изменения
срока уплаты налога, либо путем предоставления
отсрочки, либо рассрочки; предоставления
налогового или инвестиционного налогового
кредита; оптимизации налоговых ставок;
внедрения системы налоговых льгот посредством
отмены авансовых платежей, либо путем
снижения размера налоговой ставки; уменьшения
или полного сложения налоговых обязательств;
установления системы санкций (финансовых,
административных и уголовных).
Таким образом, администрирование
следует рассматривать как механизм реализации
налоговой политики, а механизм реализации
самого администрирования - как процедуры
или реальные мероприятия.
Необходимо отметить, что налоговая
политика формирует организационный механизм
налоговой системы и определяет содержание
администрирования. Таким образом, ошибки
в налоговой политике или просчеты в концепциях
развития налоговой системы могут привести
к усилению недостатков администрирования.
Особенность администрирования
состоит в том, что это управление, осуществляемое
представителями государственных структур.
С этой позиции можно дать следующее определение:
налоговое администрирование – это осуществляемое
аппаратом чиновников управление системой
организации между налогоплательщиками
и органами управления, заключающееся
в контроле за соблюдением норм и правил,
регулирующих налоговые отношения и их
технологию.
1.2. Основные направления развития
налогового администрирования на современном
этапе
Совершенствование налогового
администрирования представляет собой
одну из первоочередных задач налоговой
политики Российской Федерации на современном
этапе и на среднесрочную перспективу.
Качество налогового администрирования
определяет эффективность налоговой системы
страны, ее фискальную отдачу.
Среди важных изменений в области
налогового администрирования необходимо
выделить следующие:
- введение универсальных требований
к использованию института банковской
гарантии в налоговых правоотношениях;
- введение обязанности банков
информировать налоговые органы об открытых
счетах физических лиц и обязанности банков
предоставлять сведения по таким счетам;
-введение возможности для налогового
органа направлять запросы налогоплательщику
по электронным каналам связи и установление
возможности приостановления операций
по счетам налогоплательщика при отсутствии
ответа на такие запросы;
- введение обязанности представлять
декларации по налогу на добавленную стоимость
в электронном виде, а также обязанности
представлять книгу учета счетов-фактур
в электронном виде вместе с налоговой
декларацией по НДС.
«Дорожная карта» «Совершенствование
налогового администрирования» (распоряжение
Правительства Российской Федерации от
10 февраля 2014 г. № 162-р) направлена на совершенствование
и оптимизацию системы налогового администрирования
с созданием комфортных условий взаимодействия
бизнеса (предпринимателей) и органов
государственной власти в части процедур
подачи и формирования налоговой отчетности,
а также усовершенствования принципов
документооборота.2
Целями «дорожной карты» являются:
-сокращение временных и материальных
затрат предпринимателей на подготовку
и представление налоговой отчетности,
уплату налогов;
-улучшение взаимоотношений
между налогоплательщиками в лице предпринимательского
сообщества и налоговыми органами с учетом
лучших международных практик;