Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации действует сформировавшаяся налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы. Именно работа налогового администрирования в нашей стране позволяет охарактеризовать всю работу налоговой системы в целом. Тем более что, главная функция налоговой системы является фискальная, то есть пополнение государственной казны за счет налоговых отчислений, в процессе которого налоговые органы играют непосредственную роль.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 158.13 Кб (Скачать файл)

Следовательно, на Западе функционирует уже сложившаяся налоговая система с крепкими демократическими основами. А в России отсутствуют условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы налогообложения в западных странах. В результате изучения зарубежного опыта налогообложения можно резюмировать , что в практике создания и функционирования эффективной работы налоговых органов зарубежных стран достаточно много ценного и полезного. Но при использовании их опыта нужно принимать во внимание объективные условия, в которых создается и функционирует налоговая система: конкретное состояние экономики в каждой  стране, уровень накопленных богатств и даже психологические установки и традиции население, менталитет народа.

Главными отличительными особенностями систем налогообложения всех развитых стран являются их тесная взаимосвязь со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития. Такой подход должен лежать в модернизации всех форм налогового администрирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  современного механизма налогового  администрирования в Российской  Федерации

2.1. Налоговое администрирование налога на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом. Он установлен главой 23 НК Российской Федерации. Налогоплательщиками являются физические лица - резиденты РФ, а также нерезиденты, получающие доход от источников в РФ. Объектами налогообложения являются доходы, полученные в РФ, а также доходы, полученные за пределами России гражданами РФ. Доход может быть выражен в денежной, натуральной формах, а также в форме материальной выгоды. По различным видам доходов могут быть установлены различные ставки, а именно:

1. В размере 13 процентов, если иное не предусмотрено НК Российской Федерации;

2.В  размере 35 процентов  в отношении следующих доходов:

а) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;5

б) процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 настоящего Кодекса;

в) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса;

г) в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения размеров, указанных в статье 214.2.1 настоящего Кодекса.

3. В размере 30 процентов  в отношении всех доходов, получаемых  физическими лицами, не являющимися  налоговыми резидентами Российской  Федерации, за исключением доходов, получаемых:

а) в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

б) от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

в) от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

г) от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

д) от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

4. В размере 9 процентов  в отношении доходов от долевого  участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов  физическими лицами, являющимися  налоговыми резидентами Российской  Федерации.

5. В размере 9 процентов  в отношении доходов в виде  процентов по облигациям с  ипотечным покрытием, эмитированным  до 1 января 2007 года, а также по  доходам учредителей доверительного  управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения  ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным  покрытием до 1 января 2007 года.

6. В размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 настоящего Кодекса.

Налог перечисляется в налоговые органы налогоплательщиками самостоятельно или налоговыми агентами. Налоговыми агентами являются работодатели, выплачивающие доход своим работникам. Они обязаны вести учет доходов налогоплательщиков в карточках 1 НДФЛ, а также удерживать и перечислять в налоговый орган налог с любых доходов налогоплательщиков. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

 Налоговые агенты обязаны  удержать начисленную сумму налога  непосредственно из доходов налогоплательщика  при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

 При невозможности  удержать у налогоплательщика  исчисленную сумму налога налоговый  агент обязан не позднее одного  месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Налог перечисляется налоговыми агентами не позднее дня, следующего за выплатой дохода работнику. По истечении года работодатели до 1 апреля следующего отчетного периода подают отчет в налоговый орган по месту регистрации по форме 2-НДФЛ на каждого работника.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

 Удержанная налоговым  агентом из доходов физических  лиц, в отношении которых он  признается источником дохода, совокупная  сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном  настоящей статьей порядке. Если  совокупная сумма удержанного  налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется  к сумме налога, подлежащей перечислению  в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего  года. Уплата налога за счет  средств налоговых агентов не  допускается. 6

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год, по истечении которого сдается декларация в налоговый орган. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке налоговая база. Налоговая база уменьшается на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.  Администрирование НДФЛ различается  для физических лиц и физических лиц – индивидуальных предпринимателей. Администрирование физических лиц осуществляется на основание предоставления декларации. Различают физических лиц которые обязаны предоставлять налоговые декларации, и физических лиц, которые имеют право, в случае заявления на вычет.

Социальные налоговые вычеты предоставляются:

1. В сумме расходов, перечисленных налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд - но не более 25 % от дохода, полученного в налоговом периоде.

2. В сумме, уплаченной  налогоплательщиком в налоговом  периоде за свое обучение не  более 50000 рублей, а также в сумме, уплаченной за обучение своих  детей в возрасте до 24 лет на  дневной форме обучения в образовательных  учреждениях, но не более 50000 рублей  на каждого ребенка в общей  сумме на обоих родителей. При  этом у образовательного учреждения  должна быть соответствующая  лицензия или иной документ, подтверждающий  статус учебного заведения. Также  налогоплательщик должен предоставить документы, подтверждающие обучение. Вычет производится за период обучения лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения,

3. В сумме, уплаченной  налогоплательщиком за услуги  по лечению в медицинских учреждениях  РФ, а также за лечение супруга / супруги, родителей и / или детей  в возрасте до 18 лет в медицинских  учреждениях РФ (в соответствии  с перечнем медицинских услуг, утвержденных Правительством РФ, назначаемых им врачом). Общая  сумма налогового вычета не  должна превышать 50000 рублей.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются:

1. В сумме, полученной от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, но если они находились в собственности менее 5 лет, сумма вычета не должна превышать 1000000 рублей, а также от продажи иного имущества, но если она находилась в собственности менее 3 лет, вычет не должен превышать 125000 рублей. Вместо права на получение имущественного вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму налогооблагаемых доходов на сумму расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации ценных бумаг. Если ценные бумаги были получены на безвозмездной основе или с частичной оплатой, то при налогообложении от их реализации могут быть учтены суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении ценных бумаг. Если реализованное имущество находилось в общей или совместной собственности, то вычет распределяется между совладельцами пропорционально их доле или по договоренности соответственно. Данный вычет не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей от продажи имущества, связанной с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

2. В сумме израсходованной на новое строительство или приобретение в РФ жилого дома или квартиры, а также в сумме процентов по ипотечным кредитам, полученных в банках РФ и израсходованных на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры в РФ. Налоговый вычет не может превышать 1000000 рублей без учета процентов по ипотечным кредитам.

Данный налоговый вычет предоставляется с даты регистрации права собственности на жилой объект на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на объект, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств.

При приобретении имущества в общую долевую или совместную собственность вычет распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением.

Данный вычет не производится когда строительство или приобретение, оплачено за счет работодателей либо других лиц, а также в случаях, когда купля-продажа дома / квартиры совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми. Повторное предоставление вычета не допускается.

 Администрирование НДФЛ  различается  для физических лиц  и физических лиц – индивидуальных  предпринимателей. Администрирование  физических лиц осуществляется  на основание предоставления деклараций.

В отношении физических лиц – индивидуальных предпринимателей, проводятся камеральные и выездные налоговые проверки, в ходе которых выявляются нарушения.( Приложение 1. )

Налог на доходы физических лиц вступил в силу с 1991 года, и действует по сегодняшний день, в отношении данного налога были внесены изменения, последние из них:

- определен новый порядок получения имущественного вычета по расходам на приобретение жилья применяется к правоотношениям, возникшим после 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 212-ФЗ);

- действует положение, согласно  которому налогоплательщик, не использовавший  при приобретении одного объекта  недвижимости всю сумму вычета (в настоящее время - 2 млн руб.), вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья (абз. 2 подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ);

- при покупке недвижимости  в общую долевую или общую  совместную собственность каждый  из совладельцев вправе получить  имущественный вычет в пределах 2 млн руб. (положение о распределении имущественного вычета между совладельцами теперь не содержится в ст. 220 НК РФ);

- имущественный вычет  по расходам на погашение процентов  по целевым займам (кредитам) на  приобретение жилья ограничен  по размеру - не более 3 млн руб. Данный вычет предоставляется при наличии документов, подтверждающих право на имущественный вычет по расходам на приобретение жилья и, в отличие от последнего, в отношении только одного объекта недвижимости (подп. 4 п. 1, п. 4, абз. 2 п. 8 ст. 220 НК РФ);

Информация о работе Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами