Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:30, реферат
Цель прохождения практики в отделе Пенсионного фонда РФ – ознакомиться с особенностями системы пенсионного обеспечения на примере деятельности отдела ПФРФ в РТ. Для этого необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность, основные направления и функции системы пенсионного обеспечения населения;
- ознакомиться с нормативно- правовой базой, регулирующей деятельность отдела ПФРФ по РТ;
- рассмотреть порядок назначения и выплаты пенсий различным категориям граждан, а также произвести анализ деятельности ПФ.
1.2. Анализ направлений расходования средств ФСС РФ
Расходы бюджета ФСС РФ представляют собой денежные средства, направляемые им на финансовое обеспечение реализации возложенных на него функций. Состав расходов бюджета ФСС РФ приведен в табл. 1.2.1.
Таблица 1.2.1.
Состав расходов бюджета ФСС РФ в 2010-2012гг., млн. руб. [ ]
Наименование расхода |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего расходов, в т.ч. |
491 199,30 |
154 511,30 |
186 288,20 |
1. Общегосударственные вопросы |
4,4 |
18 312,90 |
23 750,20 |
2. Образование |
40,7 |
46 |
48,50 |
3. Социальная политика |
491 154,20 |
136 152,40 |
162 489,50 |
Согласно данным табл. 1.2.1, расходы бюджета ФСС представляют собой сочетание 3 крупных статей расходов – общегосударственные вопросы (включает в себя затраты в виде взносов в международные организации), образование (статья включает в себя финансирование расходов на профессиональную подготовку, переподготовка и повышение квалификации) и социальная политика – в рамках данной статьи приводится перечень расходов бюджета на финансирование выплат пособий гражданам, предусмотренным к финансированию за счет средств бюджета ФСС РФ.
Согласно расходной части бюджета, выплата пособий осуществляется в целях реализации прав граждан на обязательное социальное страхование в соответствии с принятыми Федеральными законами. Перечень федеральных законов, служащих основанием для назначения и выплаты видов пособий (см. приложение 1).
Согласно данным табл. 1.2.1, среди названных трех крупных статей расходов бюджета Фонда наиболее значимыми являются расходы по статье «социальная политика».
Так, из общей суммы расходов бюджета ФСС РФ в 2010 году в размере 491 199,30 млн. руб. на реализацию социальной политики пришлось 491 154,20 млн. руб. (99,99%). В 2011 году доля основной части расходов к общей сумме составила 88,1%, в 2012 году – 87,22%. Снизившийся удельный вес расходов на социальную политику в 2011-2012гг. в общей сумме расходов бюджета ФСС РФ объясняется резким увеличением финансирования расходов по строке «Общегосударственные вопросы» (которые в 2010 году составили 4,4 млн. руб., а к 2011 году возросли до 18 312,9 млн. руб., к 2012 году – до 23 750,2 млн. руб.)
Поскольку расходы на финансирование социальной политики занимают наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета ФСС РФ, рассмотрим их более подробно. Для этого обратимся к данным табл. 1.2.2.
Таблица 1.2.2
Динамика и состав расходов ФСС РФ в 2010-2012гг. [ ]
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Социальная политика |
491 154,2 |
136 152,4 |
162 489,5 |
Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
1 400,1 |
541,9 |
619,0 |
ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" |
10 852,7 |
11 213,4 |
13 525,9 |
ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О гос-ой социальной помощи" |
5 028,1 |
3 985,5 |
3 559,5 |
ФЗ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
140 855,5 |
53 556,2 |
63 556,2 |
В том числе: |
|||
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет гражданам, не подлежащим ОСС |
42 700,4 |
46 215,2 |
50 981,1 |
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим ОСС |
79 096,7 |
1 631,0 |
5 528,2 |
Пособия при рождении ребенка гражданам, подлежащим ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
13 764,1 |
270,5 |
959,9 |
Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, подлежащим ОСС |
321,2 |
7,2 |
24,9 |
Выплата пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим ОСС |
4 972,8 |
5 432,1 |
6 062,0 |
Выплата единовременных
пособий женщинам, вставшим на учет
в медицинских учреждениях в
ранние сроки беременности, уволенным
в связи с ликвидацией |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Выплата пособий по беременности
и родам женщинам, уволенным в
связи с ликвидацией |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
ФЗ от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" |
4,1 |
2,0 |
2,1 |
ФЗ от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" |
449,8 |
7,0 |
23,7 |
ФЗ от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" |
249 810,9 |
2 924,4 |
11 753,3 |
А именно: |
|||
Пособия по временной нетрудоспособности по ОСС |
182 476,4 |
1 722,8 |
7 293,6 |
Пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим ОСС |
67 317,0 |
1 201,3 |
4 457,5 |
Пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
0,0 |
- |
0,1 |
Пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
17,4 |
0,3 |
2,1 |
Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни |
16 947,0 |
17 289,0 |
18 156,0 |
ФЗ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от НС и ПЗ" |
49 004,2 |
61 887,5 |
95,9 |
Как показывают данные табл. 1.2.2., в настоящее время выделяют 8 Федеральных законов, являющихся основанием для выплат за счет средств фонда ФСС. При этом некоторые законодательные акты включают выплату нескольких видов пособий в рамках одного федерального закона. Так, например, ФЗ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусматривает выплату следующих пособий:
– по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет гражданам, не подлежащим ОСС;
– по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим ОСС
– пособия при рождении ребенка гражданам, подлежащим ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, подлежащим ОСС
– выплата пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим ОСС;
– выплата единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке;
– выплата пособий по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке.
Напомним, что лицами, подлежащими социальному страхованию, считаются граждане, работающие по трудовому договору, и те, кто самостоятельно обеспечивает себя работой и своевременно выплачивает взносы в Фонд социального страхования РФ. К лицам, не подлежащим социальному страхованию, можно отнести неработающих граждан, например, домохозяек.
Право на получение пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет у лиц, не подлежащих ОСС, появилось 1 января 2007 года (п. 12 ст. 1, 5 Федерального закона от 05.12.2006 № 207-ФЗ). Для неработающих граждан пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет установлено в твердой сумме.
Некоторые законы включают только один вид выплаты гражданам. Например, ФЗ от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" подразумевает выплату гражданам пособия на погребение, а Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусматривает выплаты пособий на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Рассмотрим структуру пособий, прежде для этого укрупним некоторые статьи расходов. Результаты расчетов представим на рис. 1.2.1.
Рис. 1.2.1. Структура пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ в 2010-2012гг.
Данные рис.1.2.1. наглядно показывают нестабильную структуру расходов фонда. Так, в 2010 году наибольший удельный вес в расходах на финансирование социальной политики приходился на пособия, предусмотренные ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Это:
– пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;
– оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
В 2011 году практически одинаковый удельный вес приходится на выплату пособий в рамках ФЗ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (39,3% от общего объема выплаченных гражданам средств) и на прочие пособия (39,7%).
В 2012 году наибольший удельный вес пособий пришелся на прочие пособие, которые объединяют в себе все остальные виды пособий, предусмотренные в табл. 1.2.2.
Столь значительные изменения
в структуре выплачиваемых
Так, например, можно отметить следующие наиболее заметные отклонения:
– строка расходов «Выплата единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами в установленном порядке» не выполнена в объеме финансирования на 56,9%
– строка расходов «Выплата пособий
по беременности и родам женщинам,
уволенным в связи с
2. В 2011 году наблюдается значительное увеличение статей расходов, по которым фактический объем финансирования отличается от планового, например, по некоторым статьям недофинансирование составляет около 99%, а именно:
– пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – недофинансирование 98,2%;
– пособия при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством– недофинансирование 98,3%;
– единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – недофинансирование 98,1%;
– расходы на выполнение федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" – недофинансирование 98,7%;
– общий же объем расходов по направлению «социальная политика» в бюджете ФСС РФ недофинансирован на 72%.
3. В 2012 году общий
объем расходов по направлении.
– пособия в рамках ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" недофинансированы на 65,8% (в том числе большая часть из них недофинансирована более чем на 94%, это: пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия при рождении ребенка гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– пособия в рамках Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" недофинансированы на 95,7%.
Важным в процессе анализа выплат, производимых за счет средств бюджета ФСС РФ является анализ их динамики. Анализ динамики выплат можно провести по данным табл. 1.2.3
Таблица 1.2.3
Динамика расходов бюджета ФСС РФ на выплату пособий
в 2010-2012гг., % [ ]
Показатель |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 |
2012 к 2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Социальная политика |
-72,3 |
19,3 |
-66,9 |
Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
-61,3 |
14,2 |
-55,8 |
ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О соц. защите инвалидов в РФ" |
3,3 |
20,6 |
24,6 |
ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О гос. социальной помощи" |
-20,7 |
-10,7 |
-29,2 |
ФЗ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
-62,0 |
18,7 |
-54,9 |
Информация о работе Анализ доходов Фонда социального страхования РФ