Анализ движения финансовых ресурсов фондов и ассоциаций РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизмов функционирования фондов и ассоциаций Российской Федерации и анализе движения финансовых ресурсов фондов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть понятие, сущность фондов и ассоциаций и их роль в финансовой системе Российской Федерации;
рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств фондов и ассоциаций;
провести анализ финансовых ресурсов фондов и ассоциаций;

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы финансовых ресурсов
1.1 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в условиях рынка_______________________________________5
1.2 Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов___________________________________________________________8
1.3 Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств___________________________________________________________14
1.5 Распределение и использование прибыли___________________________18
Глава 2. Анализ движения финансовых ресурсов фондов и ассоциаций РФ
2.1. Анализ формирования, управления и использования финансовых ресурсов фондов и ассоциаций на современном этапе ___________________________25
2.2. Проблемы управления финансовыми средствами фондов и ассоциаций и пути их преодоления_______________________________________________29
Заключение_______________________________________________________34
Библиографический список _________________________________________36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Анализ движения финансовых ресурсов Резервного фонда Российской Федерации.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Оборачиваемость оборотных средств — это показатель эффективности их использования. Оборачиваемость определяется временем, в течение которого денежные средства совершают полный оборот, начиная от приобретения производственных запасов и кончая поступлением денег на счета предприятия; длительность одного оборота выражается в днях.

Чем быстрее оборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат — с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется больше продукции. Важным фактором ускорения оборачиваемости оборотных средств является экономия материальных ресурсов, используемых в производстве, сокращения их расхода на единицу продукции. Именно поэтому в современных условиях такое большое значение приобретает разработка программ, направленных на более рациональное использование сырья, топлива, электроэнергии и других материальных ресурсов, в которых предусмотрены меры по ужесточению правил использования материальных ценностей, усилению экономического стимулирования и повышению материальной ответственности за их расходование.

 

1.5 Распределение и использование прибыли

 

В условиях, когда прибыль удовлетворяет разнообразные потребности, важной задачей становится разработка экономически обоснованной системы ее распределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системе распределения прибыли органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обуславливает основные принципы распределения прибыли, которые заключаются в следующем:

— первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства);

— максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного воспроизводства;

— использование прибыли на материальное стимулирование работающих;

— направление прибыли на социально-культурные нужды.

Конкретные формы претворения в жизнь этих принципов связаны с переводом экономики страны на основы рыночного хозяйствования. С переходом к рынку предприятие по идеи получает финансовую независимость: оно само должно определять, куда, в каких размерах и в какие сроки направлять полученную прибыль. Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" установлено, что каждый субъект хозяйствования имеет право самостоятельно распоряжаться прибылью в соответствии с законодательством России, заключенными договорами и уставом предприятия. Единственное, чем государство регламентирует действия предприятия, — это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями.

Налог — обязательный взнос плательщиком денежных средств в бюджетную систему в определенных законом размерах и в установленные сроки. Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем один из них — за счет валового дохода, другие — непосредственно из прибыли. Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (НДС, акцизы); затем — все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины, и наконец, — остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.

За основу исчисления этого налога с 1 января 1992 года берется валовая прибыль, состоящая из:

— прибыли от реализации продукции (работ, услуг), исчисляемой в виде разницы между выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг);

— прибыли от реализации основных фондов и иного имущества, определяемой для целей налогообложения как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенный на индекс инфляции, определяемый в порядке, устанавливаемом Государственной Думой России;

— доходов (расходов) от внереализационных операций, куда включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; финансовый результат от сдачи имущества в аренду; дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы, полученные и уплаченные в виде санкций (исключая бюджетные, которые уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов); другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) .

Для получения облагаемой налогом прибыли валовая прибыль корректируются следующим образом:

— во-первых, увеличивается на сумму превышения (по сравнению с нормируемой величиной) расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения, а также на величину средств, перечисляемых покупателями продукции (работ, услуг) в специальные фонды предприятий;

— во-вторых, уменьшается на сумму рентных платежей, доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, а также дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию;

— в-третьих, уменьшается на величину прибыли, полученной предприятием от специфических видов деятельности: проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, осуществления посреднических и торгово-посреднических услуг, страховой деятельности и т. п.;

— в-четвертых, уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд и аналогичные ему фонды до достижения ими размеров, установленных учредительными документами (но не более 25% уставного фонда); при этом сумма отчислений в фонды не может превышать 50% налогооблагаемой прибыли [4].

Облагаемая прибыль затем уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам. Льготы призваны стимулировать предпринимательскую деятельность, расширение и обновление на новой технической основе производственного потенциала предприятий, повышение уровня социальной защищенности работающих и т. п.

Налог на прибыль уплачивается предприятиями по единой ставке, которая не варьируется ни в зависимости от организационно-правовой нормы, ни в зависимости от того, под чьей юрисдикцией находится субъект хозяйствования. Исключение составляет прибыль (доход), полученная предприятием от специфических видов деятельности, по которым налог взымается отдельно от общего финансового результата.

После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные фонды, отраслевая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Вмешательство государства и его органов в процесс дальнейшего распределения прибыли, происходящий за пределами уплачиваемых налогов, не допускается. Прибыль направляется на выплату дивидендов и процентов, если уставной фонд предприятия был сформирован с участием других инвесторов, и отчисляется на нужды производственного, потребительского и социального характера. При этом состав затрат и порядок их финансирования за счет прибыли довольно разнообразны, что и отражается в учредительных документах предприятий различных организационно-правовых форм.

В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование будет осуществляться полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, станет именно прибыль.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т. п. Часть прибыли используется также на уплату процентов по кредитным инвестициям.

С переходом к рынку значительно возрастают деловые риски. Вероятность неполучения дохода от предпринимательской деятельности диктует необходимость образования в составе внутренних производственных фондов резервного (рискового) фонда, размер которого устанавливается, как правило, на уровне не менее 15% уставного фонда. Формируется резервный фонд за счет ежегодных отчислений, величина которых устанавливается учредительными документами и составляет, как показывает практика, не менее 5% суммы чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов.

Кроме того, создается принципиально новая система распределения прибыли предприятия. Ее главное отличие заключается в том, что чистая прибыль распределяется не в соответствии с заранее установленными пропорциями (процентами) ее отчислений в фонды экономического стимулирования, состав которых строго регламентирован, а исходя из потребностей, непосредственно по целевому назначению. Поэтому перечень самих фондов экономического стимулирования, конкретные размеры направления в них прибыли формируются под воздействием рыночной конъюнктуры и в связи со специфическими особенностями расходования чистого дохода в различных организационно-правовых формах хозяйствования. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

Важное место в системе распределения прибыли занимают сегодня те направления ее использования, которые связаны с формированием поощрительных фондов, предназначенных для стимулирования лучших результатов работы трудовых коллективов. Использование прибыли на формирование поощрительных фондов непосредственно заинтересовывает работников предприятий в достижении более высоких финансовых результатов, поскольку рост прибыли впрямую отражается на размере вознаграждений, выплачиваемых за счет прибыли. Последняя используется на премирование рабочих и служащих по установленным премиальным системам, единовременное поощрение отличившихся работников за выполнение особо важных производственных заданий, выплату вознаграждений за общие результаты работы предприятия по итогам года, оказание единовременной помощи и т. д.

В условиях перехода к рынку с его свободными ценами важную роль играет система социальной защиты работающих. В связи с этим подразумевается, что часть прибыли должна направляться на удовлетворение разнообразных социально-культурных потребностей: на строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, дотаций рабочим столовым, улучшения культурно-бытового обслуживания работников предприятия, усиление питания детей в детских дошкольных учреждениях и летних лагерях и другие цели. Часть прибыли отчисляется на благотворительные цели, идет на поддержку творческих коллективов, организацию выставок, смотров и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ движения финансовых ресурсов фондов и ассоциаций РФ

2.1. Анализ формирования, управления и использования финансовых ресурсов фондов и ассоциаций на современном этапе

Абсолютный размер нормативной величины фондов определяется как 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. С учетом данной нормы в законах о федеральном бюджете на 2009 - 2011 гг. нормативная величина Резервного фонда была утверждена на 2009 г. в сумме 3500,0 млрд. руб., на 2010 и 2011 гг. – 3969,0 млрд. руб. и 4480,0 млрд. руб. соответственно. Фактические же показатели состояния счетов  фондов указаны в таблице 1, откуда следует, что в 2011 году нормативная величина отличается от фактической  на  2649,49 млрд. рублей в сторону понижения.

Таблица 1. Совокупный объем средств Резервного фонда

Дата

В млрд. долл. США

В млрд. рублей

относительное отклонение от предшествующего показателя

01.01.2009

125,19

3057,85

 

01.01.2010

137,09

4027,64

31,71 %

01.01.2011

60,52

1830,51

-54,55 %

01.01.2012

25,44

775,21

-57,65 %

01.12.2013

25,60

801,77

3,43 %


 

 

Как видно из таблицы 1 с 2010 года  наблюдается устойчивая тенденция снижения совокупного объема финансовых средств фондов. Так с 1 января 2010 по 1 декабря 2012 сокращение в абсолютном выражении составило 2256,08 млрд. рублей (99,59 млрд. долл. США) или 73,81%.

Наибольшее сокращение наблюдалось на протяжении 2010 и 2011 года, снижение составило 55,85% и 57,96% соответственно. Это объясняется тем, что большая часть средств из фондов в эти годы ушла на покрытие дефицита бюджета.

На протяжении 2013 года ситуация немного стабилизовалась и на конец года прирост финансовых ресурсов фондов составил 3,31%, суммарный объем средств составил 801,77 млрд. рублей, что составляет около 3% от ВВП России.

Остатки средств на отдельных счетах по учету средств фондов на 1 декабря 2012 г. составили:

Информация о работе Анализ движения финансовых ресурсов фондов и ассоциаций РФ