Анализ движения финансовых ресурсов фондов и ассоциаций РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизмов функционирования фондов и ассоциаций Российской Федерации и анализе движения финансовых ресурсов фондов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть понятие, сущность фондов и ассоциаций и их роль в финансовой системе Российской Федерации;
рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств фондов и ассоциаций;
провести анализ финансовых ресурсов фондов и ассоциаций;

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы финансовых ресурсов
1.1 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в условиях рынка_______________________________________5
1.2 Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов___________________________________________________________8
1.3 Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств___________________________________________________________14
1.5 Распределение и использование прибыли___________________________18
Глава 2. Анализ движения финансовых ресурсов фондов и ассоциаций РФ
2.1. Анализ формирования, управления и использования финансовых ресурсов фондов и ассоциаций на современном этапе ___________________________25
2.2. Проблемы управления финансовыми средствами фондов и ассоциаций и пути их преодоления_______________________________________________29
Заключение_______________________________________________________34
Библиографический список _________________________________________36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Анализ движения финансовых ресурсов Резервного фонда Российской Федерации.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)
  • 11,08 млрд. долларов США;
  • 9,04 млрд. евро;
  • 1,58 млрд. фунтов стерлингов.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средствах фондов представлена в таблице 2.

Таблица 2. Сумма доходов от размещения средствах  фондов (млрд. рублей)

Год

Доходы

Относительное отклонение от предшествующего года

2010

68,37

 

2011

51,99

-23,96 %

2012

12,51

-75,94 %


Как видно из таблицы 2 доходы фонда от размещения средств с 2010 по 2011 снизились в абсолютном выражении на 16,38 млрд. рублей, т.е. на 23,96%. В текущем году тенденция снижения доходов от размещенных средств продолжилась, так за период с 15 января по 1 декабря 2012 г. совокупный доход составил всего лишь 12,51 млрд. рублей, снижение в абсолютном выражении составило 39,48 млрд. рублей или 75,94%.

С 1 января 2011 г. до 1 февраля 2013 г. доходы от управления средствами фондов не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

На начало 2012 года общий объем размещенных средств (инвестиций) фондов составил 113,88 млрд. долл. США, структура которых выглядит следующим образом:

  • облигации иностранных государств – 50%;
  • облигации иностранных государственных агентств и ЦБ – 20%;
  • депозиты – 20%;
  • облигации международных финансовых организаций –10%.

Для сравнения инвестиции  фондов Норвегии составляют 545,73 млрд. долл. США и их структура следующая (только зарубежные активы):

  • акции крупных компаний – 60%;
  • облигации – 35%;
  • недвижимость – 5% , из которых 50% – Европа, 35% – США и Канада, 15% – Азия.

Как видно из предоставленных показателей инвестиции фондов России менее диверсифицированы, нежели инвестиции норвежского аналога. Так 80% инвестиций фондов РФ  вложены в облигации, т.е. в долговые ценные бумаги, в частности облигации США, Великобритании и некоторых стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом. Доходность по таким облигациям является достаточно низкой, около 3-4%. В период мирового

финансового кризиса 2009-2010 годов данная инвестиционная стратегия полностью себя оправдала, при этом по мере выхода России из кризиса необходимо разработать стратегию управления фондами, которая позволила бы не только сохранить средства фондов, но и преумножить их. Для сравнения, средства норвежских фондов преимущественно вложены в акции. Причем, в отличие от российских управленцев, норвежцы не брезгуют и ценными бумагами российских компаний. По состоянию на 2011г. норвежский фонд вложил средства в 57 российских компаний, среди которых Газпром (0,65%) и ЛУКОЙЛ (1,07%).

В 2012–2014гг. Правительство РФ предполагает перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств фондов и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

Что же касается основных источников пополнения фондов за период с 2009 по 2012 гг., нефтегазовый трансферт сократился с 6,1%ВВП до 4,5%ВВП – пропорционально снижению нефтегазовых доходов – примерно на четверть (с 6,8 до 5,2%. ВВП).

Согласно базовому варианту прогноза Агентства энергетической информации США цены на нефть (пересчитанные на марку  «Юралс») в период 2011-2015 г. продолжат падение до уровня 72 долл. США/бар., и затем не превысят 70 долл. США/бар. до 2030 г. При реализации базового варианта текущие нефтегазовые доходы в 2014 году прогнозируются в размере 3,6% ВВП. При этом с некоторой вероятностью может также реализоваться сценарий низких цен, при котором цены снизятся до 56-67долл. США/бар.

Прогнозы свидетельствуют, что даже при базовом варианте ценовой динамики нефтегазовые доходы федерального бюджета продолжат падение и уже к 2015 г. упадут до уровня 3,6% ВВП, а к 2020 г. составят 3,2% ВВП. Таким образом, для того, чтобы в таких условиях поддерживать стабильные размеры нефтегазового трансферта необходимо  уже в настоящий период накопить достаточные размеры фондов и Фонда национального благосостояния и выгодно разместить их, чтобы получаемый инвестиционный доход позволял компенсировать сокращающиеся в процентах от ВВП поступления нефтегазовых доходов. Расчеты показывают, что максимальные размеры нефтегазового трансферта, при котором может сохраняться стабильность на долгосрочную перспективу, составляют 3,7% ВВП. Исходя из этого, необходимый размер Резервного фонда должен быть не менее 10% ВВП.

2.2. Проблемы управления  финансовыми средствами фондов и ассоциаций и пути их преодоления

Проведенный анализ показал, что за последнее время наблюдается устойчивая динамика сокращения финансовых ресурсов фондов РФ, за последние три года она составила 73,81%. Основной причиной такого снижения явился мировой финансовый кризис, ставший для  фондов настоящим испытанием. С одной стороны, его финансовые ресурсы были направлены на финансирование бюджетного дефицита, благодаря чему Россия уже в 2010 году исполнила бюджет без дефицита. Для сравнения: бюджетный дефицит Ирландии в 2010г. составил 32,4%, Греции - 10,5%, Великобритании - 10,4%, США - 8,9%. С другой стороны, многие сетовали на то, что в тяжелые для экономики кризисные годы внутренний сектор так и не увидел желанной господдержки.

Однако многие эксперты и аналитики отмечают о наличии других проблем, сложившихся в процессе управления средствами фондов. Так на сегодняшний день существует два способа пополнения фондов, первый из них, он же и основной это нефтегазовые трансферты, но при сложившейся ситуации на мировом рынке  нефти их объем постепенно снижается.

Вторым способом увеличения объема фондов является эффективное инвестирование. Сегодня Россия предпочитает вкладывать средства фондов в облигации (долговые бумаги с фиксированным, но невысоким доходом), тогда как та же Норвегия после кризиса сделала стратегический выбор в пользу акций. Сегодня доходность фондов довольно низкая и многие эксперты предлагают расширять линейку активов, в которые вкладываются средства  фондов, за счет более доходных и рискованных. Однако и. о. министра финансов Антон Силуанов недавно заявил, что рисковые инструменты в условиях "мировой турбулентности" включать очень опасно и Министерство финансов на такой риск не пойдет.

C одной стороны фонды существует для того, чтобы гарантировать стабильность финансирования расходов бюджета, и если вкладывать средства фондов в рисковые активы, то их можно потерять. Поэтому вложение средств фондов в более рискованные активы не совсем оправдано. Однако сейчас более эффективно страховаться от будущих кризисных проявлений, развивая реальный сектор, инвестировать деньги в собственное производство товаров.

С другой – принятие решения вкладывать накопленные резервы в рыночные инструменты было бы правильным. Неспокойное время на фондовых рынках – это лишь временное состояние, причем оно является естественной фазой развития фондового рынка. Более важным является то, что происходит на рынках в долгосрочной перспективе: если посмотреть на рынок более глобально, то станет ясно, что долгосрочный растущий тренд сохраняется.

Таким образом, можно констатировать, что инвестиционная стратегия управления ресурсами  фондов полностью себя оправдала  в период мирового финансового кризиса 2009-2010, при этом в настоящий момент необходимо разработать более агрессивную стратегию управления фондом, в соответствии с которой доходность по вложениям была бы выше.

 Однако, для  того, чтобы инвестиции российского фонда были приняты за рубежом сначала, необходимо устранить риски, связанные с непрозрачностью фонда. Особое внимание к себе суверенные инвестиционные фонды привлекают секретностью операций. Европейские страны, а также США опасаются, что стратегические инвестиции суверенных фондов могут быть использованы для достижения политических целей правительствами арабских стран, Китая и России. Потому в развитых странах все чаще слышны голоса в поддержку протекционистских мер, которые бы ограничили деятельность таких фондов. Конечно, некоторые фонды, например в Норвегии, Малайзии, Сингапуре, являются весьма прозрачными – они регулярно публикуют информацию о размере активов, норме прибыли и составе инвестиционного портфеля. Многие компании рассматривают эти фонды в качестве надежных инвесторов. Однако российские фонды к таким не относится. Согласно Федеральному закону от 30.09. 2010 № 245-ФЗ с января 2010г. Министерство финансов не публикует информацию о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в фонды и Фонд национального благосостояния. Поэтому  российские инвестиции попросту могут быть не допущены к западным рынкам. Для того чтобы повысить прозрачность суверенного фонда благосостояния РФ необходимо разработать релевантную форму отчетности и транспарантную структуру управления фондом, это в свою очередь позволит устранить риски, связанные с недоверием запада.

Поэтому предлагается совершенствовать существующие механизмы функционирования фондов РФ и Фонда национального благосостояния в следующих направлениях:

  • доступность базовой информации о фондах;
  • публикация результатов ежегодного аудита независимыми аудиторскими организациями;
  • доступность информации о приобретениях фонда, о географическом распределении активов и о финансовых результатах фонда;
  • наличие постоянно обновляемого интернет-сайта;
  • открытость структуры управления фондом;
  • доступность информации об инвестиционных намерениях фондов.

Стоит сказать и о рекомендуемых мерах по совершенствованию инвестиционной стратегии фондов. На первом плане инвестиционной стратегии стоит задача максимизации доходности инвестируемых средств в долгосрочной перспективе. Поэтому поддержание умеренного уровня риска и широкая диверсификация вложений в различные классы активов являются необходимыми условиями ее достижения.

Как уже отмечалось, в основном средства российского фонда инвестируются в низкорисковые активы, такие как долговые обязательства правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США. По многочисленным оценкам независимых экспертов эффективность управления средствами фондов России находится на крайне низком уровне. Так, к примеру, за 2007 – 2009 гг. потери денежных средств фонда составили около 133 млрд. рублей, что соизмеримо с объемом годового финансирования системы образования.

Приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Резервного фонда РФ в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:

  • для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации;
  • ставки по вложениям в государственные облигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом, объем денег в экономике России не уменьшается, при этом увеличивается объем процентных расходов.

Таким образом, мы видим, что инвестиционная стратегия российского правительства в отношении фондов является достаточно консервативной. Она предполагает вложения, в основном, за пределами страны в высоколиквидные активы, имеющие соответственно низкий уровень доходности. Поэтому для повышения доходности средств Резервного фонда рекомендуется рассмотреть следующие предложения.

1) По географическому сегменту: необходимо рассмотреть рынки развивающихся стран, а именно стран Азии. На данный момент 100% инвестиций фонда уходит в страны запада. Рекомендуется для начала 5% инвестировать в Азию. Как показывает опыт, инвестиции в рынки Азии обеспечивают достаточно высокую и стабильную доходность. По оценкам фондовых менеджеров JPMorgan Asset Management, китайская и индийская экономики продолжат развиваться довольно быстрыми темпами, даже, несмотря на существенное замедление экономик остальных стран Азии.

2) В разрезе сегментов рынка необходимо инвестировать в новый для российского фонда сегмент недвижимости. В период финансового кризиса 2009-2010 годов цены на недвижимость сильно упали, и таким образом, по мере выхода из кризиса недвижимость будет оставаться недооцененной первое время.

3) В качестве инструментов инвестирования также могут быть предложены высокодоходные облигации (корпоративные), акции компаний, котирующихся на фондовом рынке.

Данная мера, поможет снизить уровень риска инвестиционного портфеля фонда. Это связано с тем, акции и облигации из различных стран и отраслей обладают низкой корреляцией и портфель менее подвержен волатильности.

4) Рекомендуется снизить нормативную валютную структуру средств суверенного фонда РФ в долларах с 45% до 40% в пользу активов, номинированных в японских йенах. Данный шаг будет способствовать диверсификации вложений и снижению уровня риска за счет того, что в портфель будут включены активы, на которые имеется устойчивый спрос со стороны институциональных инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основной результат проведенного исследования заключается в достижении цели и решении задач, поставленных в курсовой работе. Наиболее важные выводы состоят в следующем.

Государственные фонды – это специальные денежные фонды, которые используются для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и для государственных нужд в долгосрочной перспективе.

Фонды Российской Федерации являются частью средств федерального бюджета. Фонды призваны обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Фонды способствуют стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Информация о работе Анализ движения финансовых ресурсов фондов и ассоциаций РФ