1)Мировоззренческая;
2)Познавательная;
3)Коммуникативная.
283. Функция культуры,
позволяющая людям вступать в
общение друг с другом, называется
…
1)Методологическая;
2)Адаптативная;
3)Коммуникативная.
284. Можно ли
свести все культурные явления к рациональному
уровню человеческого познания?
1)Можно;
2)Можно и нельзя
в отдельных случаях;
3)Нельзя.
285. Понятие, указывающее
на культурное, общественное или
личностное значение явлений
и фактов действительности –
это …
1)Ценность;
2)Нормы;
3)Ритуал.
286. Материальная
культура – это…
1)Совокупность
всех знаний, все формы мышления;
2)Вся совокупность
материальных благ, средства их
производства;
3)Вся
сфера мировоззрения.
287. Понятия «культура»
и «цивилизация» стали различать
в философии…
1) 16 в.;
2) 18 в.;
3) 20 в.
288. Западному
типу цивилизационного развития
соответствует …
1)Традиционное
общество;
2)Техногенное
общество;
3)Эзотерическое
общество.
289. Сегодня
в мире происходит процесс
…
1)Локализации
культур;
2)Противоборство
культур;
3)Взаимодействия
культур.
290. Специфика
культурных процессов 20 в. отразился
в понятии…
1)Массовая культура;
2)Этническая
культура;
3)Локальная культура.
291. Кто автор
теории «локальных культур»?
1)Тойнби;
2)Шпенглер;
3)Ясперс.
292. Цивилизационный
подход к анализу общества был предложен:
1)Данилевским;
2)Бердяевым;
3)Шпенглером.
Тесты
по курсу «Философия» c
ответами.
Часть
1. История философии
Тема
1. Восточная философия
- Собрание
древнеиндийских источников (к. 2-н.1 тыс.
до н.э.), сборники гимнов в честь богов:
Веды.
- Философско-религиозное
направление в Китае, основателем которого
считают Лао-цзы – даосизм.
- Космическое
духовное начало, безличный абсолют в
индийской философии – брахман.
- Цель человеческих
стремлений, состояние «освобождения»
от бесконечных перевоплощений в индийской
философии: мокша.
- Центральное
понятие буддизма и джайнизма, означающее
высшее состояние, цель человеческих
стремлений – нирвана.
- Перевоплощение
души или личности в цепи новых рождений
по закону кармы в индийской
философии – это сансара.
- Религии,
сложившаяся в древних государствах, отражавшие
социально-политические и др.
отношения - архаические
религии.
- Понятие древнекитайской
философии, обозначающее женское, темное,
пассивное начало – инь.
- Восточная
философия: Буддизм;
Ислам; Йога; Неоиндуизм.
- Эзотерическая
философия: Теософия;
Суфизм; Агни-Йога; Живая
Этика; Учение Храма.
- Выделите
верное положение. Восточному типу цивилизационного
и культурного развития соответствует:
традиционное общество.
- Почитание
различных объектов действительности,
которым предписываются сверхъектественные
свойсва: фетишизм.
- Вера в существование
сверхъестественной связи группы людей
и каким-то видом животных или растений
– тотемизм.
- Священная
книга мусульман: Коран.
Тема
2. Античная философия
- Автор высказывания:
«Одно и то же есть мысль и бытие»
- Парменид.
- Первым философом
античности считается: Фалес.
- Первоначалом
сущего считал воду – Фалес.
- Мыслитель,
который ввел слово «диалектика» в философию
– Сократ.
- Кто утверждал:
«Я знаю, что я ничего
не знаю»: Сократ.
- Впервые
к проблеме человека обратился:
Сократ.
- Первоначалом
всего сущего считал апейрон – Анаксимандр.
- Философ-софист
– Протагор.
- Первоначалом
всего сущего считал огонь – Гераклит.
- Демокрит
полагал, что в основе мира лежат: атомы.
- Познание
вечных и абсолютных истин под силу лишь
философам, которые наделены соответствующей
мудрой душой, считал – Платон.
- Сила, управляющая
миром в философии стоиков: Фатум.
- Философия
для стоиков есть наука:
умирать.
- Античный
философ, выделявший социальность и разумность
как две основные характеристики, отличающие
человека от животного: Аристотель.
- Платон полагал,
что основой мира являются:
идеи.
- Хронологические
рамки среднего стоицизма –2-1
вв. до. н.э.
- Понятие,
которым пользовались последователи Пифагора
для обозначения первоначала – Число.
- Философ
– идеал стоиков: Диоген
Синопский.
- Понятие,
означающая невозмутимость духа -
атараксия.
- Период всемирной
истории, поставивший права и свободы
в рамки правовых отношений – римский.
- Представители
философской школы античности, утверждавшие,
что важнейшее умение философствовать
то, что он считает выгодным и правильным:
софисты.
- Эпоха, характерная
рассмотрением человека и природы как
единого, гармонически взаимосвязанного
целого: античность.
- Эллинский
период античной философии – 7-4
в. до н.э.
- Смысл философии,
согласно Пифагору, в поиске: истины.
- Мыслитель,
первым объяснивший слово «философ» -
это Пифагор.
- Пифагор
утверждал, что: мир
есть гармония чисел.
- Место возникновения
науки считают: Древнюю
Грецию.
- Видными
представителями эклектики в античном
мире являются: Боэций,
Цицерон, Филон.
- В античной
философии преобладала стихийная: диалектика.
Тема
3. Философия средневековья
- Средневековый
автор изречения: «Верую, чтобы понимать»
- Аврелий Августин.
- Антисхоластичность,
как характерная черта эпохи Возрождения,
выразилась в: критике
средневековой философии.
- Философию
эпохи средних веков разделяют на следующие
хронологические периоды:
- Ранняя патристика
– 2-4 вв.
- Зрелая и
поздняя патристика – 4-7 вв.
- Ранняя схоластика
– 7-12 вв.
- Расцвет схоластики
– 12-13 вв.
- Поздняя схоластика
– 12-15 вв.
- Понятие,
характеризующее мировосприятие восточных
отцов церкви – символизм.
- Философская
школа в современном капитализме, исходящая
из учения Ф. Аквинского – неотомизм.
- Философ
средневековья, утверждавший независимость
души и тела – Аврелий
Августин.
- Как можно
по Августину, перейти от «царства земного»
к «царству небесному»: с
помощью постоянного
устремления к богу
посредством молитвы.
- Высшая человеческая
способность, по Аврелию Августину: вера
в Бога.
- Фома Аквинский
– крупный представитель теологии средневековой
философии выдвигает: 5
собственных доказательств
бытия Бога.
- Направление
средневековой философии, отрицавшее
реальное существование общих понятий,
считая их лишь словесными оболочками
– номинализм.
- Номинализм
– направление средневековой теологической
философии, сторонники которого считали,
что реально существовали:
единичные понятия.
- Вера противопоставлялась
в средневековье –
разуму.
- Тип религиозной
средневековой философии, характеризующийся
соединением догматических предпосылок
с рационалистической методикой – схоластика.
- Протестантская
этика провозгласила угодным Богу делом:
предпринимательскую
деятельность.
- Представители
средневековой философии: Росцелин,
Оккам, Аквинский, Августин,
Скот.
- Социальная
философия Августина базировалась на
представлении о: целенаправленности
истории.
- Эпоха, в
которой ценности связывали с божественной
сущностью – средневековье.
- Хронологические
рамки патристики – 1-7
вв.
- Форма мировоззрения,
выражающая признание Абсолютного начала
Бога –
- Учение о
конце мира называется: эсхатология.
- Представители
средневековой философии:
- Реализм:
А. Блаженный, Ф. Аквинский.
- Номинализм:
Росцелин, Оккам.
- Концептуализм:
Абеляр, Скот.
Тема
4. Философия эпохи Возрождения
- Светская
мировоззренческая позиция эпохи
Возрождения, противостоящая схоластике
и духовному господству церкви -
гуманизм
- Название
произведения Т. Мора, содержащее описание
страны-образца общественного устройства
– Утопия.
- Естественный
порядок Вселенной, по определению Галилея,
выражает: математика.
- Характерная
черта Ренессанса – антропоцентризм.
- «Город Солнца»,
утопический роман, написал: Кампанелла.
- Кузанский
считал, что человеческое познание: беспредельно.
- Изображение
идеального общественного строя, лишенное
научного обоснования, содержащее нереальные
планы социальных преобразований –
утопия.
- Направление
в христианстве, появившееся в результате
Реформации – протестантизм.
- Характеристика
Вселенной в философии Дж. Бруно – бесконечность.
- Естественный
порядок Вселенной, по определению Галилея,
выражает: математика.
- Понятие
«Возрождение» означает восстановление
интереса к: античности.
- Родоначальник
гуманизма в эпоху Возрождения – Петрарка.
- Тип мировоззрения,
характерный для эпохи Возрождения, в
основе которого лежит противопоставление
отдельного индивида обществу – индивидуализм.
- Философ
Возрождения, утвердивший свободу
воли человека как определенный фактор
жизни – Мирандола.
- Автором
книги «Об обращении небесных сфер» был:
Коперник.
Тема
5. Философия Нового
времени
- Метод истинного
познания, по Бэкону: индукция.
- Основной
темой в Новое время стала тема: познания.
- Труд «Новая
Атлантида» написан: Бэкон.
- Основателем
рационализма считают: Декарта.
- Философ,
рассматривающий общественные явления
с позиции механистического материализма
– Т. Гоббс.
- Философ,
считавший естественным состоянием «войну
всех против всех» - Гоббс.
- Основные
неотчуждаемые права человека, по Локку
– жизнь, собственность,
свобода.
- Определите
предложенный Локком вариант решения
проблемы взаимодействия личности с окружающей
конкретно-исторической средой: учение
о человеке как …чистой
доске.
- Окружающий
человека предметный мир, по Спинозе:
модусы.
- Способ познания,
у Спинозы, представляющий адекватное
знание: интуиция.
- Тенденция
в философии 17-18 вв. сводить все законы
природы к законам механики: механицизм.
- Отрасль
науки, развитию которой способствовала
деятельность философов Нового времени:
методология
- «Человек
рожден быть свободным, - а между тем
везде он в оковах», - утверждал Руссо.
- Дуалистическая
позиция характерна для – Декарта.
- Верховная
власть, по определению Д. Локка – законодательная.
- Основой
всего мироздания, по Лейбницу, являются:
монады.
- Идея экспериментального
исследования возникла: в
культуре Нового времени.
- Философское
направление, представители которого
признавали Бога, как мировой разум, сотворивший
природу и придавший ей движение, но не
влияющий на ее бытие – это: деизм.
Тема
6. Философия Просвещения
- Эпоха, наследниками
духовных ценностей которой явились французские
просветители: Возрождение.
- Философ
эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного
развития общества – Кондорсе.
- Фамилия
мыслителя эпохи Просвещения, давшего
обоснование концепции «естественной
религии» - Вольтер.
- Кто выдвигал
«политический строй» в качестве фактора
различий между народами? Вольтер.
- «Фатальность
– это вечный, незыблемый, необходимый,
установленный в природе порядок», – считал
Гольбах.
- Кто из деятелей
французского Просвещения был организатором
написания 35-томного Энциклопедического
словаря – Дидро.
- Автором
произведения «Человек-машина» является:
Ламетри.
- Кто из философов
разрабатывал концепцию влияния географического
фактора на общество в качестве главного:
Монтескье.
- Просветители
18 в. (Вольтер, Дидро) смотрели на культуру
как воплощение: разума.
- Какую позицию
по отношению к религии занимали французские
просветители 18 в? Одни
полностью отрицали (Мелье),
другие допускали существование
в качестве сдерживающего
общественного фактора.
- Представители
французского Просвещения:
- Вольтер:
видел необходимость в признании существования
Бога с морально-этической точки зрения.
- Монтескье:
видел влияние климата и географии на
устройство общества.
- Руссо:
считал главной причиной противоречий
в обществечастную собственность.
- Кондильяк:
человек может познать внешний мир настолько,
насколько это позволяют человеческие
возможности.
- Ламертри:
выступал за полную осознаваемость мира,
причем главную роль в познании отводил
органам чувств.
- Дидро:
в основе общества и государства видел
«общественный договор», исходя из которого,
отрицал божественность власти короля
и феодалов.
- Ж.
Мелье: не допускал существования
ничего сверхъестественного (в том числе
и Бога).
Тема
7. Немецкая классическая
философия