- Политика,
по определению Ленина, есть: «участие
в делах государства».
- Представитель
русской философии, утверждавший, что
человек – высшее
- произведение
природы: Чернышевский.
- Философия
в советский период:
- 1917-1930 – Время
продолжающихся дискуссий при сильном
давлении официального марксизма.
- 1930-1950 – период
полной идеологизации философии.
- 1950-1980 – период
возрождения самостоятельной философии.
Часть
2. Теория философии
Тема
11. Философия, ее функции
1.
Что такое философия? Форма
общественного сознания,
представляющая собой
систему наиболее общих
понятий о мире, месте
человека в нем, и является
- Где возникла
философия? В Греции,
Индии, Китае.
- Что называется
предметом философии? Предметом
философии называется
система вопросов, которые
изучает философия.
- Общая система
взглядов на мир называется – мировоззрением.
- Мировоззрение
– это совокупность принципов, убеждений,
определяющих направление деятельности
и отношение к действительности человека,
социальных групп, класса, или общества
в целом.
- Вера в существование
сверхъестественных
сил, называется: религия.
- Функция философии,
которая способствует формированию целостной
картины мира, представлений об ее устройстве,
месте человека в нем, принципов взаимодействия
с окружающим миром: мировоззренческая.
- Функция философии,
которая имеет целью подвергать сомнению
окружающий мир и существующее знание,
искать новые черты, качества, вскрывать
противоречия, конечная задача данной
функции – расширение границ познания,
разрушение догм, окостенелости знания,
называется: критическая.
- Какая функция
философии не относится к основным: социологическая.
- Какая функция
не относится к основным:
мифологическая.
- Какая функция
не относится к основным функциям философии?
Политическая.
- Функция
философии, объясняющая общественное
бытие и способствующая его материальному
и духовному изменению: социальная.
- Функция
философии, связанная с абстрактно-теоретическим,
понятийным объяснением мира – теоретическая
?
- Функция
философии, которая имеет целью направленное
и достоверное познание окружающей действительности:
гносеологическая.
- Функция
философии, которая способствует выработке
методов познания окружающей действительности,
называется: методологической.
- Понятие,
характеризующее нерасчлененность мировоззренческих
представлений в первобытном обществе
– синкретизм.
- Учение об
общих принципах бытия, познания и отношения
человека и мира – это философия.
- Какие разделы
составляют общую структуру предмета
философии?: Учение
о бытии (онтология),
познании (гносеологии),
человеке, обществе.
- Философия
опирается: на разум
и объективные знания.
- Какой вопрос
является основным вопросом философии?
Вопрос об отношении
бытия и мышления.
- Специфика
философских вопросов заключается в том,
что они являются: вечными.
- Одновременно
направлением в философии и философским
методом является: материализм.
- Какую роль
в процессе познания играют философские
знания: позволяют
наиболее точно и в то
же время понять сущность
природы, социальных
явлений.
Тема
12. Онтология. Учение
о бытии и материи
- Мир имеет
или материальное начало, или духовное,
утверждает: монизм.
- Что означает
термин «онтология»? Учение
о сущем.
- Сущность
вещей: скрыта.
- Философское
понятие для обозначения всего сущего:
бытие.
- Проблема
бытия в философии:
- В
эпоху средних веков:
бытие рассматривалось как сотворенный
Богом мир.
- В
эпоху Возрождения:
бытие рассматривалось как физическая
реальность, природа.
- В
философии Гегеля: подлинное бытие есть
«абсолютная идея».
- Марксиситкой
философии: бытие – это материя.
- Русской
религиозной философии: бытие –духовно.
- Учение о
бытии:
- Парменид:
бытие – это сущее.
- Гераклит:
бытие пронизано борьбой противположностей.
- Демокрит:
бытие есть атом.
- Платон:
бытие есть идея.
- Предельно
общее, универсальное понятие, в котором
представлены всеобщие связи и отношения
реальности: категория.
- Начиная
с античности, понятие «Бытие» понималось
как окружающий человека мир. В каком веке
данное понимание стало характеризовать
еще и внутренний мир человека –«субъективный
мир»:…19 в.?
- Философское
направление, выводящее все из одного
духа, объясняющее возникновение материи
из духа или подчиняющий ему материю –
это объективный идеализм.
- Существующее
независимо от чего другого – субстанция.
- Представители:
- Идеалистического
монизма: Платон, Аристотель, Августин,
Гегель.
- Материалистического
монизма: Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин.
- Пантеистического
монизма: Кузанский, Коперник, Бруно,
Спиноза.
- Определите
соотношение между позициями в философии
к анализу субстанций…:
- Материалистический
монизм – существует одна субстанция
– материя.
- Идеалистический
монизм – существует одна субстанция
– идеальное начало.
- Пантеистический
монизм – существует одна субстанция
– Бог, отождествляемый с природой.
- Существует
множество исходных оснований и начал
бытия, утверждает: плюрализм.
- Свойство
материи, заключающееся в воспроизведении
особенностей объекта или процесса –
отражение.
- Коренной
перелом в развитии, качественное преобразование
предмета и явления в результате количественных
изменений – скачок.
- Действительность,
сфокусированная в сознании субъекта:
субъективной реальностью.
- Действительность,
существующая вне человеческого сознания
называется: объективной
реальностью.
- Где может
проявляться, актуализироваться и существовать
бытие: в настоящем.
- Длительность
существования вещей и процессов: время.
- Что не входит
в содержание «Бытие»: общества
и государства, существовавшие
в прошлом.
- Определите
соответствие между разными эпохами и
взглядами на проблему материи:
- В
эпоху средних веков – материя производна
от Духа.
- В
эпоху Возрождения –
материя – совокупность физических сил.
- В
эпоху Нового времени
– материя – это субстанция.
- Современное
представление –
материя объективная реальность.
- Отражение
присуще: всей материи.
- Подходы
к проблеме материи в философии:
- Материалистический
подход: материя есть основа бытия.
- Объективно-идеалистический
подход: материя есть порождение абсолютного
духа.
- Субективно-идеалистический
подход: материя есть продукт человеческого
сознания.
- Позитивистский
подход: понятие «материя» ложно.
- Определите
соответствие между основными формами
движения материи и их сущностью:
- Социальная
– вся совокупность явлений и процессов,
протекающих в рамках общественной жизни.
- Механическая
– перемещение тел в пространстве.
- Биологическая
– существование и развитие живых организмов.
- Химическая
– сложные взаимодействия молекул.
- Физическая
– движение теплоты, света, магнетизм,
гравитация, движение атомов.
Тема
13. Философия природы
- Философия
природы, умозрительное истолкование
природы, рассматриваемой в ее целостности:
натурфилософия.
- Наука, изучающая
проблемы взаимодействия общества и окружающей
среды – социальная
экология.
- Фамилия
немецкого биолога, впервые употребившего
термин «экология»: Геккель.
- Часть природы,
вовлеченная в сферу общества, производственный
процесс: географическая.
- Философское
течение, приписывающее процессам и явлениям
природы целесообразность:
телеология.
- Глобальные
проблемы современности связаны с:
- Взаимодействием
природы и общества;
- Взаимодействием
социальных общностей людей;
- Антропосоциальные
проблемы.
Тема
14. Учение о развитии.
Диалектика
- Предельно
общее универсальное понятие, в
котором представлены всеобщие связи
и отношения реальности: категория.
- Центральным
понятием диалектики является:
развитие.
- Философское
учение о всеобщих связях бытия и развития
всего сущего: диалектика.
- В истории
философии существовала не только диалектика,
но и ее противоположность – метафизика.
- Для какого
направления философии характерно непонимание
всеобщей связи явлений, отрицание развития:
метафизика.
- Внутренняя
упорядоченность, согласованность, взаимодействие
дифференциальных и автономных частей
целого, обусловленных строением:
организация.
- Ключевым
моментом диалектической концепции развития
является принцип - противоречия.
- Категория
диалектики, обозначающая необходимое
условие или основу возникновения некоторого
процесса, события –
причина.
- Категория
диалектики, парная категории «необходимое»
- случайное.
- Процесс,
осуществляемый в определенном порядке:
тезис (утверждение), антитезис (отрицание),
синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю,
- развитие
- Коренной
перелом в развитии, качественное преобразование
предмета или явления в результате количественного
изменения – скачок.
- Переход
от одного количества к другому есть:
скачок.
- Закон «единства
и борьбы противоположностей» определяет:
источник развития.
- Закон «взаимного
перехода количественных изменений в
качественные» определяет: механизм
развития.
- Закон «отрицания
отрицания» определяет:
тенденции развития.
- Степень
развития свойств предмета:
количество.
- Центральным
понятием диалектики является:
развитие.
- Характеристика
предмета, проявляющаяся в его отношениях
с другими предметами есть: свойство.
- Диалектика
познания и мышления людей называется
– субъективной.
- Определите
соответствие между разными периодами
времени в понимании диалектики в разные
времени:
- Античность
– способ сочетания
противоположных линий
в поиске истины.
- При материализме
– учение о развитии
всего сущего.
- Средние века
– учение о развитии
всемирной истории.
- Новое время
– развитие природы
как целого.
- Философия
Гегеля - учение
о развитии духа.
Тема
15. Проблема человека
- Тип мировоззрения,
согласно которому человек есть центр
и высшая цель мироздания: антропоцентризм.
- Уподобление
человеку, наделение человеческими свойствами
предметов, явлений неживой природы, небесных
тел, мифологических существ – антропоморфизм.
- Учение о
человеке – антропология.
- Человек
– есть понятие родовое, выражающее общие
черты, присущие человеческому роду.
- Индивид
- конкретный представитель человеческого
рода, которому наряду с родовыми чертами,
присущи сугубо индивидуальные черты.
- Индивидуальность
– совокупность свойств и способностей,
отличающих данного индивида от массы
других.
- Ограничение
или подавление чувств, желаний, добровольное
перенесение физической боли, одиночества
– аскетизм.
- Ограничение
или подавление чувств, желаний, добровольное
перенесение физической боли, одиночества
– аскетизм.
- Направление
в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие
как высшую цель и основной мотив человеческого
поведения – гедонизм.
- Специфическая
человеческая форма активного отношения
к окружающему миру с целью освоения и
преобразования: деятельность.
- Какой уровень
не обязателен для человека: педагогический.
- Все, чем
обладает человек, чем он отличается от
животных, является: результатом
его жизни в обществе.
- Определяющим
условием становления человека является
труд, поскольку он имеет: коллективный
характер.
- Все, чем
обладает человек, чем он отличается от
животных, является:
результатом его жизни
в обществе.
- Как соотносятся
между собой понятие «практика» и «деятельность»?
Понятие «деятельность»
шире понятия «практика».
- Исходной
формой общественной практики: была
материальная практика.
- Укажите
верное положение. Человек,
прежде всего, социальное
существо, но на его
поведение оказывают
влияние и биологические
факторы.
- Что побуждает
человека к конкретному самоличному действию:
потребность, т.е. нужда
человека в определенных
внешних условиях своего
бытия.
Тема
16. Сознание. Общественное
сознание
- Высшая
форма (способ) отражения внешнего мира,
присуща только человеку – есть сознание.
- Важными
характеристиками и существенными свойствами
сознания человека являются:
- субъективность
и идеальность;
- беспредельность
и открытость.
- Что
такое самосознание?
Это осознание и оценка человеком своих
действий и их результатов.
- Определение
«опосредованное и обобщенное отражение
в сознании человека существенных свойств,
причинных отношений и закономерных связей
между объектами и явлениями относится
к понятию»: мышление.
- Что
такое язык? Это система знаков, служащая
средством познания, хранения продуктов
духовной культуры и человеческого общения.
- Выделите
точку зрения идеализма: Сознание
может существовать
до и независимо от материи.
- Позиции
в философии к проблеме сознания:
- Физикализм:
сознание есть порождение материи и объяснимо
с точки зрения физики.
- Солипсизм:
сознание индивида – единственная достоверная
реальность.
- Объективный
идеализм: сознание рассматривается как
часть «мирового сознания»
- Умственный
материализм: способность материи отражает
саму себя.
- Воспроизведение
в себе других предметов есть: отражение.
- Врожденная
психическая структура, образ, составляющий
содержание коллективного бессознательного
– архетип.
- Функция
морали, обеспечивающая регулирование
поведения людей в обществе и соморегулирование
поведение индивида – регулятивная.
- Совокупность
религиозных представлений, чувств, привычек,
традиций, формирующихся под воздействием
носителей религиозного сознания –
религиозная психология.
- Сознание,
отражающее политические отношения, жизнь
общества, деятельность политических
институтов – политическое.
- Политическое
сознание, основанное на определенной
политической концепции, отражающее политические
интересы определенных социальных групп:
теоретическое сознание.
- Что не относится
к формам общественного сознания: психологическое
сознание.
- Что не относится
к формам общественного сознания? Астрология.
- Выделите
в предложенных суждениях точку зрения
идеализма: сознание
может существовать
до и независимо от материи.
- Способность
общественного сознания оказывать воздействие
на ход исторического процесса объясняется:
активностью общественного
сознания.
- Способность
общественного сознания предвосхищать
будущее на основе анализа противоположных
в обществе процессов, тенденций, называется:
опережающим отражением
общественного сознания.
- Определите
ложное утверждение: Формы общественного
сознания отличаются друг от друга –
по значимости в структуре
общественного сознания.
- Определите,
что не входит в структуру общественного
сознания: сущность
общественного сознания.
- Определите,
какого закона не существует: закон
независимости общественного
сознания от общественного
бытия.
- Что такое
самосознание: это
осознание и оценка
человеком своих действий
и их результатов.
- Отставание
от объективной логики развития общественного
бытия означает: инерционность
общественного сознания.
- Что не относится
к творческой функции сознания? Выработка
плана действий.
- Выделите…
точку зрения идеализма: сознание
может существовать
до и независимо от сознания.
- Историческая
преемственность в развитии общественного
сознания означает, что: старое
присутствует в новом.
- Неизменным
признаком современного типа личности
является: ее гражданская
и политическая сознательность.