Анализ и менеджмент экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:56, шпаргалка

Описание работы

Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий. [Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д.

Файлы: 1 файл

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по АМЭД.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

1. Понятие «экономическая деятельность». Виды экономической деятельности.

Экономической деятельностью называют совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.

Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий. [Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д.

Все виды деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно разделить на 4 группы:

  • Обычные; деятельность не связанная с опасностью угрозы жизни и здоровью граждан
  • Лицензируемые; деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств; деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств; геодезическая деятельностьи т.д)
  • Требующие уведомления, разрешения или согласования;(гостиницы, общ.питание, ремонт одежды,обуви , фото и т.д)
  • Закрытые для индивидуального предпринимателя.( космич.деятельность, оружие, авиация, боеприпасы, алкоголь и т.д)

 

2. История развития науки об управлении производством.

Наиболее быстро управленческая мысль стала развиваться к началу ХХ века на микроуровне, особенно в промышленном производстве. На таком уровне, как считали теоретики, субъект и объект управления представляются более обозримыми для исследования. В 1903 г. американский инженер Фредерико У. Тейлор опубликовал первую книгу по управлению промышленным предприятием - «Управление фабрикой». Основной задачей заводского управления Ф.У.Тейлор считал оптимизацию деятельности человека на своем рабочем месте путем его профессионального обучения и обеспечения надлежащим инструментарием. Другим весьма важным новшеством в системе организации труда стало введение тарифной системы оплаты труда. Также Ф.У.Тейлор впервые сформулировал основные принципы научного управления.

Значительный вклад в формирование научного управления внесли супруги Ф. и Л. Гилбреты и Генри Гант. Разработка ими графических методов позволила повысить эффективность оперативного управления на предприятии.

Новый импульс научных идей связан с исследованием управленческого процесса как такового. Основоположником этого направления, а в дальнейшем и классической школы, стал Анри Файоль. Он впервые расчленил управленческий процесс на конкретные виды работ, т.е. выделил управленческие функции. Кроме того, А.Файоль сформулировал принципы, соблюдение которых является необходимым условием для их выполнения. В завершение своих исследований Файоль пришел к выводу, что управление является не врожденным талантом, а своеобразным искусством, которому можно научиться.

Продолжателем развития его идей стал Л.Эрвик, который предпринял попытку объединить концепции различных авторов, в результате чего была разработана структура «логического квадрата», представляющая собой системную модель логического понимания концепций процесса управления, которые приводятся в сравнении и согласованы между собой.

В развитие теории А.Файоля легла и новая идея немецкого ученого Макса Вебера об идеальном управленческом подходе для больших организаций. В самых общих чертах она выражалась в разделении управленческого труда - специализации, определении иерархии управления и конкретных принципов идеально формализованной организации, которая получила определение бюрократии. Кроме того, принципиальный подход М.Вебера заключался в изучении организации с позиций властных взаимоотношений: приказы выполняются потому, что есть официальная власть, предполагающая автоматическое исполнение приказов.

Представители как научного движения, так и административного не отвергали в целом роли человеческого фактора в формировании управления производством, но в то же время и не рассматривали его как предмет самостоятельного исследования. Восполнение этого пробела в общей теории управления взяли на себя исследователи психологической школы, в дальнейшем получившей название «Школа человеческих отношений». По утверждению различных исследователей, работы М.Фоллетта, Э.Мэйо и других специалистов по научному управлению обусловили развитие нового подхода, который был направлен на оказание помощи работнику в осознании его собственных возможностей на основе приложения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией.

На протяжении всего эволюционного процесса в развитие концепции научного управления вносили определенный вклад представители различных движений, а также представители смежных наук. Были разработаны математические методы научного анализа для исследования операционных проблем организации. Данное направление получило название количественного подхода.

 

3. Сущность процесса управления бизнес - организацией.

Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления». Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.

Также широко используется и другое определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматриваются не функции, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Между этими двумя подходами к определению сущности процесса управления нет противоречий, они дополняют друг друга, образуя непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организуя работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящие в ней процессы.

Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации (команды, приказа, распоряжения, плана и т.д.) подается на "вход" управляемого объекта. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны* это несоответствие ликвидировать. В центре этой циклически осуществляемой деятельности находятся три элемента процесса: проблема или неиспользованная возможность, решение и люди, участвующие в процессе на всех его этапах

 

 

4. Основные функции управления.

Функции управления: 
         1. Планирование

- Стратегическое планирование нацелено на выработку стратегии поведения фирмы на том или ином рынке, с учетом ее сильных и слабых сторон, конкурентной борьбы и тех опасностей и возможностей, которые для нее существуют. 

- бизнес-пла­нирование. Его цель - разработка плана реализации конкретного бизнес проекта. В бизнес-плане опреде­ляется, кому, что и когда нужно сделать для реали­зации проекта, связанного с вложением капитала в новое дело или в развитие уже существующего.

- производственное планирование позволяет определить для каждого конкретного про­изводственного подразделения: цеха, участка, по­тока, бригады - конкретное задание на день, неде­лю, месяц: что производить, в каких количествах, какого качества. 
         2. Организация управления

Основные задачи организации: формирование структуры организации и обеспечение ее деятельности финансами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовыми ресурсами. При изменении условий внешней среды зачастую приходится перестраивать органи­зационную структуру, чтобы улучшить ее соответствие потребно­стям гибкого производства, упростить ее или, наоборот, ввести новые структурные элементы.         

3. Мотивация и стимулирование труда

- комплекс мероприятий по стимулированию  деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации. Процесс мотивации можно представить в виде шести стадий:1. Возникновение потребности 
2. Поиск путей решения 
3. Определение целей действия 
4. Осуществление действий по удовлетворению потребности 
5. Получение вознаграждения за осуществления действия 
6. Устранение потребности 
         4. Контроль и учет

Контроль на ранних стадиях производственного процесса дает существенный экономический эффект, так как в намеченный для производства продукт еще не вложены большие трудовые затраты и его суммарная стоимость еще находится на наименьшем уровне. Учет должен выполняться по всем подразделениям предприятия и отражать динамику учетных показателей, что позволит применить инструмент анализа тенденций развития производства. Особое внимание постоянно уделяется контролю финансовой деятельности предприятия. 
         5. Координация и регулирование

Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров. Цели координации и регулирования - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы 
         6. Принятие решений

Принятие решений - связующая функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации. Решения подразделяются на: 
- организационные (ведущие к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления); 
- волевые, подкрепленные полномочиями и властью; 
- волевые, не подкрепленные полномочиями и властью; 
- запрограммированные (жестко связанные с предыдущими решениями или технологическими операциями); 
- рациональные и нерациональные (рациональное решение принимается на основе анализа и прогнозов).

 

5. Виды процессов бизнес - организации.

Виды бизнес-процессов

Бизнес процесс представляет собой горизонтальную иерархию внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее элементов. Как правило, следует различать следующие категории бизнес-процессов:

Ø процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции, в результате реализации которых осуществляется получение определенного дохода в бизнес-системе.

Ø процессы планирования и управления, обеспечивающие эффективное планирование и управление получением дохода при реализации процессов выпуска продукции;

Ø ресурсные процессы, обеспечивающие доставку ресурсов в точку непосредственного выполнения действия;

Ø процессы преобразования, являющиеся вспомогательными и выполняющиеся в тех ситуациях, когда необходимо достичь целевых действий путем изменения существующих технологий.

Процессы преобразования, ресурсные процессы и процессы планирования и управления являются обеспечивающими процессами по отношению к основным бизнес-процессам, осуществляющим непосредственно выпуск продукции. В зависимости от предметной области меняется необходимость применения, а также вес, сложность и значимость обеспечивающих процессов по отношению к основным бизнес-процессам.

Можно выделить два основных направления деления бизнес-процессов, так И. Якобсон предлагает делить процессы на внешние, называемые им прецедентами, и внутренние. Август-Вильгельм Шеер различает основные и вспомогательные процессы. Основные процессы - это те, которые добавляют качество, вспомогательные процессы формируют инфраструктуру организации. 
7. Понятие инновации, виды и их характеристики.

Под инновациями понимается конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности

Можно дать следующую классификацию инноваций.

1.     По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

2.     По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

3.     По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

Информация о работе Анализ и менеджмент экономической деятельности