Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:37, дипломная работа
Целью данной работы является анализ эффективности систем качества на производстве, а именно раскрытие понятия системы качества, как она функционирует на предприятии. Для этого необходимо изучить всю систему обеспечения качества и связанную с этим документацию, а также способы контроля выполнения низовыми подразделениями своих функций; оценить затраты на качество, рассмотреть методы оценки качества в целом и конкретно по предприятию, выделить роль сертификации и стандартизации в управлении качеством.
Введение
Теоретические аспекты создания систем качества на предприятии
Качество как экономическая категория и объект управления
Стандарты ИСО серии 9000 – организационно-методическая основа менеджмента качества и обеспечения качества
Система качества продукции на предприятии
Обеспечение качества процессов и продукции в рамках системы управления качеством
Внутренний аудит и системы качества на предприятии
Организация внутреннего аудита системы качества
Методы оценки качества
Организация учета и оценки затрат на обеспечение качества
3. Создание системы качества на предприятии «Славянская мебельная компания»
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Существующая на предприятии система качества
3.3 Разработка предложений по повышению качества продукции предприятия
Заключение
Но скоро стало ясно, что управлять нужно качеством процесса. Г.Форд вместо входного контроля комплектующих изделий ввел их выходной контроль по месту производства с помощью специальных лиц и подразделений.
В нашей стране в приемке
продукции участвовали
На четвертом (автономном)
этапе (1930гг) появились общефирменные аудито
Для решения поставленной задачи этими службами осуществлялись:
Дефекты обходятся тем дороже, чем позднее обнаруживаются. Их устранение на стадии конструирования обходится в 10 раз дешевле, чем на стадии производства, и в 100 раз дешевле, чем у потребителя.
С середины 1960-х гг. начался пятый этап развития управления качеством – его планирование с целью обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя. В этот процесс стали вовлекать весь персонал.
Шестой этап (1970 – 1980 гг.) означал переход к комплексному управлению качеством, задачей которого было снижение расходов и удовлетворение запросов потребителя по принципу «совершенству нет предела». Этот этап основывался на соответствующей концепции, выдвинутой еще в 1950 гг., где повышение качества рассматривалось как основа стратегии фирмы, роста ее конкурентоспособности и прибыльности.
Проблема должна была решаться на всех уровнях жизненного цикла продукции – от проектирования продукции до ее послепродажного обслуживания. Ответственность за управление качеством возлагалась на администрацию, а для координации работы создавались специальные структуры (в японских фирмах, например, комитеты по качеству).
Главными мотивами качественной работы признавались: возможность творчества, получение значимых результатов, социальные гарантии. Концепция требовала совершенствования всех организационных систем, включения в работу по изучению и анализу проблем качества большинства подразделений и их сотрудников, стимулирования коллективного творчества и непрерывного обучения.
Широкое распространение нашел метод системного управления качеством (Total Quality Management), в соответствии с которым устанавливалась единая схема разработки и внедрения его моделей.
Эта схема предполагала следующие шаги:
Элементами системы качества являются организационные структуры, обладающие необходимыми полномочиями, нормы и регламенты, методики, процедуры, ресурсы.
1.2. Стандарты ИСО серии 9000 – организационно-методическая основа менеджмента качества и обеспечения качества
Эффективная система качества должна быть спроектирована и функционировать так, чтобы удовлетворять запросы и ожидания как внешних потребителей (в продукции необходимого уровня), так и самой фирмы (в обеспечении условий эффективного использования ресурсов) путем контроля над техническими, административными и человеческими ресурсами, направленного на снижение, предотвращение и устранение отклонений от установленных стандартов.
В 1987г появилась Система международных стандартов качества ИСО-9000, которые признаны в большинстве стран (в России они утверждены в 1996г как ГОСТ РИСО 9000-96 Управление качеством продукции).
Комплекс ИСО-9000 состоит из 7 стандартов, сгруппированных от общих к частным на основе системного подхода. Они определяют терминологию и регламентируют требования к качеству по всем стадиям жизненного цикла продукции.
По утверждению известного австрийского языковеда Х.Шухарта, неясная терминология так же опасна, как туман для мореплавателя, и она тем более опасна, что эту опасность никогда не осознают. Основополагающим терминологическим документом в области качества служит ИСО-8420.
Общие термины. Данный блок включает в себя 15 терминов, из которых основными являются термины «объект», «продукция», «услуга» и «процесс».
Объект – то, что может быть
индивидуально описано и
Продукция – результат деятельности
или процессов. Сюда включается и
понятие услуги. Она представляет
собой результат
Процесс – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
Термины, связанные с качеством. Данный блок содержит 19 терминов, главным из которых является термин «качество».
Качество – одна из сложнейших
и многоплановых категорий, с
которой приходится сталкиваться человеку
в жизни. Она пронизывает все
сферы материального
Первые попытки установить сущность качества были сделаны философами. Так, Аристотель (III в. до н.э.) определил качество как существенную определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом. По определению Гегеля (XIX в.), качество – это тождественная с бытием определенность.
Согласно стандарту качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Для разрешения путаницы, вызванной противоречивым пониманием значения слова «качество», в ИСО-8402 введен термин «градация» (сорт, класс), который подразумевает категорию или разряд, присвоенный объектам, имеющим одно и то же функциональное применение, но к которым предъявляются различные требования к качеству. Термин «градация» отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к качеству. При этом объект высокого класса (например, гостиница или ателье «люкс») может быть неудовлетворительного качества, и наоборот. Когда класс обозначается численным значением, то высшему классу присваивают число 1, а с понижением класса – соответственно 2, 3, 4 и т.д. Когда класс обозначен количеством знаков (звездочек), то обычно низший класс имеет меньшее число знаков.
Требования к качеству – выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественных или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы возникла возможность их реализации и проверки.
Термины, относящиеся к системе качества.
Система качества – совокупность организованной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Менеджмент качества – те аспекты общей функции руководства, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, и осуществляют их путем планирования качества, управления качеством, обеспечения и улучшения качества в рамках системы качества.
Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программ качества и выработку мероприятий по улучшению качества.
Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые действия в рамках системы качества, а также демонстрируемые, в случае необходимости, для создания достаточной уверенности в том, что объект будет соответствовать требованиям качества.
Улучшение качества – мероприятия,
предпринимаемые повсюду на предприятии
с целью повышения
Термины, относящиеся к средствам и методам.
Петля (спираль) качества – концептуальная
модель взаимозависимых видов
Модель для обеспечения
Степень подтверждения – величина доказательства, обеспечивающая уверенность в том, что установленные требования выполняются.
Точка задержки – пункт, определенный в соответствующем документе, за пределами которого деятельность не должна продолжаться без санкции на то определенной организации или полномочного лица.
Своей концептуальной основой стандарты ИСО-9000 призваны создать условия для постоянного совершенствования технологических производств и выпускающейся с их помощью продукции, в частности:
Система ИСО-9000 включает следующее. Во-первых, общие (базовые) стандарты, описывающие требования к качеству, в соответствии с которыми любая продукция должна отвечать:
Во-вторых, стандарты базовых
В-третьих, методические рекомендации по управлению качеством (планы и программы, способы распределения персональной ответственности).
На основе стандартов ИСО-9000 стали создаваться системы управления качеством продукции, элементами которых являются:
Политика в области качества,
с помощью которой
В рамках системы выделяют стратегическое и оперативное управление качеством. Стратегическое управление осуществляется в соответствии со стандартами ИСО-9000 («Общее руководство качеством») и состоит в определении политики и ответственности в области качества, целей, осуществления планирования (например, создания программ качества – документов, регламентирующих конкретные меры в области его достижения).
Оперативное управление качеством состоит в контроле над соблюдением требований к нему, организацией труда, в устранении причин неудовлетворительного функционирования организации в этих сферах, регулировании соответствующих издержек.
Механизм оперативного управления качеством сводится к постоянному мониторингу технических, экономических и организационных факторов, влияющих на него (отслеживание, измерение, выявление отклонений, сопоставление со стандартами ИСО-9000); к осуществлению необходимых корректировок деятельности фирмы, направленных на уменьшение, предотвращение и устранение отклонений. Ответственность за это возлагается на руководителей, от которых, как считается, успех зависит на 80 – 90 %.
В результате потребители всегда получают продукцию интересующего их качества, а организация повышает эффективность использования ресурсов. Слабой стороной системы является недостаточная ориентация на экономичность и игнорирование проблемы своевременности поставок.
Информация о работе Анализ и оценка эффективности систем качества предприятия