Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:57, дипломная работа
Целью работы является анализ конкурентоспособности экономической системы. В ходе исследования были рассмотрены теоритические аспекты конкурентоспособности коммерческой организации; даны общие сведения конкретной организации ЗАО «Балтийский хлеб»; проведен анализ внешней и внутренней среды этого предприятия; составлено «дерево целей» для ЗАО «Балтийский хлеб» и на его основе предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности этой организации. Далее представлены выводы о проделанной работе и подведен итог исследования. При написании работы были использованы статистические и бухгалтерские данные ЗАО «Балтийский хлеб», учебные и методические пособия, ресурсы Интернета.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности и конкуренции………….5
1.1Экономическая сущность понятий конкурентоспособности страны, региона, фирмы, товара………………………………………………………….5
1.2 Взаимосвязь факторов и критериев конкурентоспособности……………...9
1.3 Основы оценки конкурентоспособности…………………………………..13
2.Анализ закрытого акционерного общества ЗАО «Балтийский хлеб»……...19
2.1Экономический анализ и общая характеристика ЗАО «Балтийский хлеб»……………………………………………………………………………...19
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………………..19
2.1.2Финансовый анализ предприятия…………………………………………22
2.2 Анализ внутренней среды организации……………………………………31
2.3 Анализ внешней среды организации………………………………………34
2.4 SWOT-анализ………………………………………………………………..39
3.Анализ и оценка конкурентоспособности коммерческой организации «Балтийский хлеб» и разработка рекомендаций по ее повышению………..43
3.1.Оценкаи анализ конкурентоспособности ЗАО «Балтийский хлеб»……43
3.2.Построение «дерева целей» для ЗАО «Балтийский хлеб»….……………46
3.3.Обоснование основных путей по повышению конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………49
Заключение ………………………………………………………………………60
Список используемых источников ……………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………64
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
Экономический факультет
Кафедра экономики фирмы и рынков
«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»
Заведующий кафедрой экономики
фирмы и рынков, к. э. н., доцент
____________________Т. Р.
«______»________________ 2012 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Анализ и повышение
конкурентоспособности |
Студентки Скосаревой Оксаны Николаевны |
по направлению080100.62 «Экономика» (бакалавр)
Научный руководитель:
____________________ Самойлова Л.Б., к.э.н., профессор
«_____» _____________ 2012 г.
Нормоконтроль:
____________________ Короленко А. Д., ст. лаборант
«_____» _____________ 2012 г.
Калининград
2012
Аннотация
Дипломная работа выполнена
на тему: «Анализ и повышение
Целью работы является анализ
конкурентоспособности
При написании работы были использованы статистические и бухгалтерские данные ЗАО «Балтийский хлеб», учебные и методические пособия, ресурсы Интернета.
The Annotation
The name of our diploma paper is “The analysis and the upturn of the competitiveness of the economical system”. The activity of the closed joint stock company “The Baltic Bread” was used as a model. This work consists of the introduction, 3 chapters, the conclusion, the bibliography and the appendix. It also includes 76 pages. The work offers 24 tables and 5 plates.
The aim of our work is to analyse the competitivness of the economical system.
Our diploma paper includes:
The following materials were used:
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты
конкурентоспособности и
1.1Экономическая сущность
понятий конкурентоспособности
страны, региона, фирмы, товара……………………
1.2 Взаимосвязь факторов
и критериев
1.3 Основы оценки
2.Анализ закрытого
2.1Экономический анализ
и общая характеристика ЗАО
«Балтийский хлеб»…………………………………
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………………..19
2.1.2Финансовый анализ предприятия…………………………………………22
2.2 Анализ внутренней среды организации……………………………………31
2.3 Анализ внешней среды организации………………………………………34
2.4 SWOT-анализ…………………………………………………
3.Анализ и оценка
3.1.Оценкаи анализ конкурентоспособности ЗАО «Балтийский хлеб»……43
3.2.Построение «дерева целей» для ЗАО «Балтийский хлеб»….……………46
3.3.Обоснование основных путей
по повышению конкурентоспособности предприятия…………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список используемых источников ……………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Целью каждого предприятия в рыночной системе является получение максимальной прибыли. Для того, что бы получать достойную прибыль и не работать в убыток, продукция фирмы, как и сама фирма, должны быть конкурентоспособными. Поэтому конкурентоспособность является ключевым фактором успеха предприятия.
Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целостной системы, так и всех ее звеньев.
Но все же основной фактор конкурентоспособности это способность производить конкурентоспособные товары и продвигать их на рынок.
Целью дипломной работы является
анализ конкурентоспособности
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является
коммерческая организация ЗАО «Балтийский
хлеб». Данное предприятие занимается
производством хлеба и
Дипломная работа объемом 74 страниц состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и 10 приложений.
В первой главе изучается
понятие «
Во второй главе дается полная характеристика ЗАО «Балтийский хлеб», производится полный его анализ, а так же анализ внешней и внутренней среды предприятия.
В третьей главе проводится
анализ конкурентоспособности
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КОНУРЕНЦИИ
1.1 Экономическая сущность понятий конкурентоспособности страны, региона, фирмы, товара
Сам термин «конкуренция» понимается экономистами в различных смыслах. Ф. Найк отмечал, что конкуренция есть свобода индивидуалов иметь дело с теми или другими иными индивидуалами и выбирать лучшее среди предлагаемых. Конкуренция – это понятие, которое входит в поведенческую категорию, в которой индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно [Смит А., 1993].
Другими словами, конкуренция одновременно приносит очевидные преимущества в стоимости издержек производства и качестве товаров и услуг, но с другой стороны, уменьшает прибыль фирм и даже ставит под угрозу их жизнеспособность [Градов А.П.,2000].
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике она определяется следующим образом.
Конкуренция – это «процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [Фатхутдинов Р.А.,2005].
Причем каждая фирма использует свои стратегии и тактики для достижения этих целей. Для рыночной экономики конкуренция исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.
Для осуществления конкуренции на рынке необходимы определенные условия:
Если говорить с точки зрения рыночной структуры, конкуренция представляет собой ряд условий, которые ставят фирмы в положение «принимающего цену». В этом смысле мы можем определить конкурентный рынок как противоположный монопольной структуре. С другой стороны, конкуренцию можно определить с помощью ассоциации со словом «конкурировать» как тип поведения фирм-соперников на данном рынке. Но основа понятия «конкуренция» лежит в такой экономической категории как конкурентоспособность.
Конкурентоспособность – это свойство объектов, которые характеризуют степень удовлетворения какой-либо потребности в сравнение с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, то есть это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей.
С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны - его ценой. Но также большое влияние на конкурентоспособность оказывает мода, реклама, имидж предприятия и т.д.
Понятие конкурентоспособность – это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Выше упомянутое понятие
является обобщающим. Трактовку
Конкурентоспособность страны – это ее способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и других структур относительно обеспечения высокого качества населения.
Так, почти во всех определениях
непременной характеристикой
Таким образом, под конкурентоспособностью
страны следует понимать экономическую
категорию, характеризующуюся способностью
страны эффективно развиваться в
системе мирового хозяйства, которая
достигается при условии
Конкурентоспособность региона – это его способность выдерживать конкуренцию на определенном рынке, исходной категорией для анализа конкурентоспособности региона является региональный рынок.
Конкурентоспособность предприятия (фирмы) – это уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам как на рынке внутри страны, так и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация, качество [Кулаков,2009].
Конкурентоспособность предприятия включает: с одной стороны, совокупность внутренних характеристик самого предприятия, а с другой стороны, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов, с помощью которых предприятие создает продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна, чем у конкурентов.