Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:57, дипломная работа
Целью работы является анализ конкурентоспособности экономической системы. В ходе исследования были рассмотрены теоритические аспекты конкурентоспособности коммерческой организации; даны общие сведения конкретной организации ЗАО «Балтийский хлеб»; проведен анализ внешней и внутренней среды этого предприятия; составлено «дерево целей» для ЗАО «Балтийский хлеб» и на его основе предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности этой организации. Далее представлены выводы о проделанной работе и подведен итог исследования. При написании работы были использованы статистические и бухгалтерские данные ЗАО «Балтийский хлеб», учебные и методические пособия, ресурсы Интернета.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности и конкуренции………….5
1.1Экономическая сущность понятий конкурентоспособности страны, региона, фирмы, товара………………………………………………………….5
1.2 Взаимосвязь факторов и критериев конкурентоспособности……………...9
1.3 Основы оценки конкурентоспособности…………………………………..13
2.Анализ закрытого акционерного общества ЗАО «Балтийский хлеб»……...19
2.1Экономический анализ и общая характеристика ЗАО «Балтийский хлеб»……………………………………………………………………………...19
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………………..19
2.1.2Финансовый анализ предприятия…………………………………………22
2.2 Анализ внутренней среды организации……………………………………31
2.3 Анализ внешней среды организации………………………………………34
2.4 SWOT-анализ………………………………………………………………..39
3.Анализ и оценка конкурентоспособности коммерческой организации «Балтийский хлеб» и разработка рекомендаций по ее повышению………..43
3.1.Оценкаи анализ конкурентоспособности ЗАО «Балтийский хлеб»……43
3.2.Построение «дерева целей» для ЗАО «Балтийский хлеб»….……………46
3.3.Обоснование основных путей по повышению конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………49
Заключение ………………………………………………………………………60
Список используемых источников ……………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………64
Конкурентоспособность товара – это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности.
Конкурентоспособность товара следует оценить по четырем главным факторам:
Производителями продукции на разных рынках выступают предприятия, государство, регионы, разные отрасли, вступающие в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки, за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности продукции составляет уровень предприятий.
Ключевую роль конкуренции в рыночной системе определила знаменитая концепция «невидимой руки». Смысл концепции в том, что словно невидимая рука правит миром. Дергая за ниточки марионеток-предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики. При этом «ниточками», то есть конкретным механизмов, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки», служит как раз конкуренция [Смит А., 1993].
Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишкам, либо дефицитами. Конкуренция выбраковывает фирмы, занятые производством излишней, ненужной продукцией. Напротив, компании, впускающие дефицитную продукцию, оказываются вне конкуренции: в условиях нехватки нарасхват идет любой товар.
Таким образом, в соответствие
с принципом «невидимой руки»
конкуренция выступает
1.2 Взаимосвязь факторов и критериев конкурентоспособности
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин, которые снижают значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом – важный аспект деятельности субъектов оценки конкурентоспособности: страны, отрасли, предприятия. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.
Как не следует смешивать
понятия причина и следствие,
так и не следует смешивать
понятия «фактор
Одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий. Например, «доставка товара в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроизводителя.
Но в то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли, как «устойчивость ассортимента».
Критерий конкурентоспособности товара – это качественная и (или) количественная характеристика товара, которая используется для оценки его конкурентоспособности.
Критерии
Исходя из признака назначения,
можно различать
Таблица 1
Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности
Фактор (причина) |
Критерий (следствие) |
Производственный: сертифицированная система качества; защитные меры по предупреждению фальсификации. |
1.Имидж товара 2.Уровень качества 2.1 Стабильность уровня 3.Подлинность товара |
Сбытовой: количество посредников |
4.Цена потребления товара 4.1Цена товара |
Сервисный: продолжительность гарантийного срока |
4.2Текущие затраты |
Рыночный: рыночная новизна |
5.Потребительская новизна |
Источник: Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие, Лифиц И.М., 2009
Исходя из признака назначения,
можно различать
1. Ограничительный критерий – это качественная или количественная характеристика, составляющая основу требования допуска объекта к профессиональной оценки конкурентоспособности.
2. Оценочный критерий – это качественная или количественная характеристика объекта, осуществляемая на этапе профессиональной и потребительской оценки в целях определения меры конкурентоспособности и заключения о конкурентных преимуществах.
Таблица 2
Классификация критериев конкурентоспособности товара
Признак классификации |
Критерий конкурентоспособности |
Вид удовлетворяемых потребностей |
Уровень качества, социальная адресность, подлинность, имидж, безопасность, информированность, потребительская новизна, цена потребления. |
Назначение |
Ограничительный, оценочный. |
Количество учитываемых характеристик |
Единичный; комплексный: групповой и обобщенный. |
Источник: Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие, Лифиц И.М., 2009
В зависимости от количества характеристик выделяют:
По виду удовлетворяемых потребностей выделяют следующие:
Уровень качества как критерий
конкурентоспособность
Итак, для оценки коммерческого
успеха товара на рынке необходимой
и достаточной является номенклатура,
которая, кроме традиционного
1.3 Методика оценки конкурентоспособности
Конкурентоспособность является оценочной характеристикой и может быть определена при помощи разных критериев, например, таких как рентабельность предприятия, конкурентный статус фирмы и так далее. Для анализа конкурентоспособности любой организации рассматривают внешнюю и внутреннюю среду.
Анализ внутренних ресурсов предполагает детальный аудит ресурсов: финансовых, трудовых, материальных специалистами соответствующих консультантов. На этапе стратегического анализа целесообразно воспользоваться методом экспертных оценок. Этот анализ в основном проводится для сравнения положения своей компании с положением конкурентов.
Для анализа состояние компании на рынке проводится анализ основных ее стратегических показателей. По итогам определяют, какие темпы роста и прироста имеет данное предприятие и как оно развивается на данном рынке.
Так же при анализе внутренней среды организации проводят финансовый анализ. Анализ финансового состояния позволяет определить, насколько правильно управляло предприятие своими финансовыми ресурсами.
Цель анализа финансовой устойчивости является определение способности субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов, гарантирующая его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого риска.
Анализ финансового состояния предприятия включает:
Таким образом, сделав анализ
всех этих показателей, и дают оценку
финансовому состоянию
Внешняя среда предприятия включает такие элементы как потребители, конкуренты, поставщики, правительственные учреждения. Внешнюю среду разделяют на две группы: среду прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает те факторы, которые непосредственно влияют на предприятие. К таким факторам относят:
Среда косвенного воздействия не влияет непосредственно на организацию, но тем не менее воздействуют на принятие ее решений. Основными факторами косвенного воздействия являются:
Одним немаловажным инструментом оценки конкурентоспособности отрасли является модель «пяти сил конкуренции» М.Портера.
Он разработал теорию конкуренции,
в которой предложил
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
При этом важно подчеркнуть,
что организация может
Одним из самых распространенных методов анализа рыночной позиции предприятия является SWOT–анализ. Суть его заключается в том, что он позволяет оценить перспективы финансово – хозяйственной деятельности предприятия.