Анализ и повышение конкурентоспособности экономической системы (на примере закрытого акционерного общества «Балтийский хлеб»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:57, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ конкурентоспособности экономической системы. В ходе исследования были рассмотрены теоритические аспекты конкурентоспособности коммерческой организации; даны общие сведения конкретной организации ЗАО «Балтийский хлеб»; проведен анализ внешней и внутренней среды этого предприятия; составлено «дерево целей» для ЗАО «Балтийский хлеб» и на его основе предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности этой организации. Далее представлены выводы о проделанной работе и подведен итог исследования. При написании работы были использованы статистические и бухгалтерские данные ЗАО «Балтийский хлеб», учебные и методические пособия, ресурсы Интернета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности и конкуренции………….5
1.1Экономическая сущность понятий конкурентоспособности страны, региона, фирмы, товара………………………………………………………….5
1.2 Взаимосвязь факторов и критериев конкурентоспособности……………...9
1.3 Основы оценки конкурентоспособности…………………………………..13
2.Анализ закрытого акционерного общества ЗАО «Балтийский хлеб»……...19
2.1Экономический анализ и общая характеристика ЗАО «Балтийский хлеб»……………………………………………………………………………...19
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………………..19
2.1.2Финансовый анализ предприятия…………………………………………22
2.2 Анализ внутренней среды организации……………………………………31
2.3 Анализ внешней среды организации………………………………………34
2.4 SWOT-анализ………………………………………………………………..39
3.Анализ и оценка конкурентоспособности коммерческой организации «Балтийский хлеб» и разработка рекомендаций по ее повышению………..43
3.1.Оценкаи анализ конкурентоспособности ЗАО «Балтийский хлеб»……43
3.2.Построение «дерева целей» для ЗАО «Балтийский хлеб»….……………46
3.3.Обоснование основных путей по повышению конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………49
Заключение ………………………………………………………………………60
Список используемых источников ……………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………64

Файлы: 1 файл

Конкурентноспособность экономической системы.docx

— 303.14 Кб (Скачать файл)

Конкурентоспособность товара – это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке  перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности.

Конкурентоспособность товара следует оценить по четырем главным  факторам:

  • качеством товара;
  • ценой товара;
  • качеством сервиса товар на конкретном рынке;
  • затратами, возникающими при удовлетворении потребностей потребителей (затраты на приобретение, использование, хранение).

Производителями продукции  на разных рынках выступают предприятия, государство, регионы, разные отрасли, вступающие в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки, за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности  продукции составляет уровень предприятий.

Ключевую роль конкуренции  в рыночной системе определила знаменитая концепция «невидимой руки». Смысл концепции в том, что словно невидимая рука правит миром. Дергая за ниточки марионеток-предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики. При этом «ниточками», то есть конкретным механизмов, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки», служит как раз конкуренция [Смит А., 1993].

Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишкам, либо дефицитами. Конкуренция  выбраковывает фирмы, занятые производством  излишней, ненужной продукцией. Напротив, компании, впускающие дефицитную продукцию, оказываются вне конкуренции: в  условиях нехватки нарасхват идет любой  товар.

Таким образом, в соответствие с принципом «невидимой руки»  конкуренция выступает важнейшим  механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной  экономии [Юданов А.Ю.,1998].

1.2 Взаимосвязь факторов и критериев конкурентоспособности

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин, которые снижают значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции, и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом – важный аспект деятельности субъектов оценки конкурентоспособности: страны, отрасли, предприятия. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

Как не следует смешивать  понятия причина и следствие, так и не следует  смешивать  понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности» (Таблица 1).

Одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов  рынка может выступать или  как фактор, или как критерий. Например, «доставка товара в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроизводителя.

Но в то же время она  выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности  услуги розничной торговли, как «устойчивость  ассортимента».

Критерий конкурентоспособности товара – это качественная и (или) количественная характеристика товара, которая используется для оценки его конкурентоспособности.

Критерии конкурентоспособности  можно классифицировать по трем признакам (таблица 2).

Исходя из признака назначения, можно различать ограничительные  и оценочные критерии:

  1. Ограничительный критерий – это качественная или количественная характеристика, составляющая основу требования допуска объекта к профессиональной оценки конкурентоспособности.

Таблица 1

Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности

Фактор (причина)

Критерий (следствие)

Производственный:                      имидж предприятия;

сертифицированная система  качества;

защитные меры по предупреждению фальсификации.

1.Имидж товара

2.Уровень качества

  2.1 Стабильность уровня

3.Подлинность товара

Сбытовой: количество посредников

4.Цена потребления товара

4.1Цена товара

Сервисный: продолжительность  гарантийного срока

4.2Текущие затраты

Рыночный: рыночная новизна

5.Потребительская новизна


Источник: Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие, Лифиц И.М., 2009

  1. Оценочный критерий – это качественная или количественная характеристика объекта, осуществляемая на этапе профессиональной и потребительской оценки в целях определения меры конкурентоспособности и заключения о конкурентных преимуществах.

Исходя из признака назначения, можно различать ограничительные  и оценочные критерии.

1. Ограничительный критерий – это качественная или количественная характеристика, составляющая основу требования допуска объекта к профессиональной оценки конкурентоспособности.

2. Оценочный критерий – это качественная или количественная характеристика объекта, осуществляемая на этапе профессиональной и потребительской оценки в целях определения меры конкурентоспособности и заключения о конкурентных преимуществах.

Таблица 2

Классификация критериев конкурентоспособности товара

Признак классификации

Критерий конкурентоспособности

Вид удовлетворяемых потребностей

Уровень качества, социальная адресность, подлинность, имидж,  безопасность, информированность, потребительская  новизна, цена потребления.

Назначение

Ограничительный, оценочный.

Количество учитываемых  характеристик

Единичный;                   комплексный: групповой и обобщенный.


Источник: Конкурентоспособность  товаров и услуг: учебное пособие, Лифиц И.М., 2009

В зависимости от количества характеристик выделяют:

  1. Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну их простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примерами являются продажная цена, степень автоматизации прибора.
  2. Комплексный критерий состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Она бывает групповой, которая представляет собой комплексный критерий, включающий группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны, и обобщенный, представляющий собой комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в результате оценки конкурентоспособности продукции.

По виду удовлетворяемых  потребностей выделяют следующие:

Уровень качества как критерий конкурентоспособность представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей  качества оцениваемой продукции  и аналога продукции-конкурента. Для уяснения сущности этого критерия используют понятие «качество продукции»

  1. Качество продукции – это способность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
  2. Социальная адресность. Он позволяет учесть индивидуальные запросы потребителей и потребности разных социальных групп.
  3. Критерий подлинности – это его соответствие товару-оригиналу, то есть принадлежность к марке, фирме, ассортиментному виду и другим реквизитам, указанным на маркировки товара.
  4. Критерий безопасности – это безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее хранения, транспортировки, использования и утилизации.
  5. Потребительская новизна – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Формирование потребительской новизны товара начинается на этапе научного анализа задела – патентных документов, научных статей, т.е. информации о завтрашних товарах.
  6. Критерий имидж представляет собой сложившийся в массовом сознании потребителей образ товара, который вызывает у них ассоциации с его полезностью, известностью, престижностью и другими характеристиками.
  7. Информированность. Информированность продукции – это ее способность выражать свою общественную ценность через  информацию о конкурентных преимуществах.  В основе принятия потребителем решения о покупке лежит поиск информации о конкурентных преимуществах продукции.
  8. Цена потребления. Она определяет потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлена двумя основополагающими характеристиками: качеством товар и его ценой. В большинстве случаев, потребитель отдает предпочтение качеству товара, но в отдельных моментах на первое место ставит цену. Когда у производителей одинаковый ассортимент, то ключевым фактором при покупки товара является цена.

Итак, для оценки коммерческого  успеха товара на рынке необходимой  и достаточной является номенклатура, которая, кроме традиционного соотношения  качество/цена, включает подлинность, безопасность, потребительскую новизну, информированность, имидж, социальную адресность [Лифиц,2009].

 

1.3 Методика оценки конкурентоспособности

Конкурентоспособность  является оценочной  характеристикой  и может быть определена при помощи разных критериев, например, таких как  рентабельность предприятия, конкурентный статус фирмы и так далее. Для анализа конкурентоспособности любой организации рассматривают внешнюю и внутреннюю среду.

Анализ внутренних ресурсов предполагает детальный аудит ресурсов: финансовых, трудовых, материальных специалистами соответствующих консультантов. На этапе стратегического анализа целесообразно воспользоваться методом экспертных оценок. Этот анализ в основном проводится для сравнения положения своей компании с положением конкурентов.

Для анализа состояние  компании на рынке проводится анализ основных ее стратегических показателей. По итогам определяют, какие темпы роста и прироста имеет данное предприятие и как оно развивается на данном рынке.

Так же при анализе внутренней среды организации проводят финансовый анализ. Анализ финансового состояния позволяет определить, насколько правильно управляло предприятие своими финансовыми ресурсами.

Цель анализа финансовой устойчивости является определение способности субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов, гарантирующая его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого риска.

Анализ финансового состояния  предприятия включает:

  • показатели финансовой устойчивости;
  • анализ структуры капитала;
  • анализ обеспеченности запасов источниками финансирования;
  • анализ ликвидности бухгалтерского анализа предприятия;
  • анализ банкротства предприятия;
  • анализ платежеспособности предприятия.

Таким образом, сделав анализ всех этих показателей, и дают оценку финансовому состоянию предприятия, его текущей деятельности и на будущее делают анализ распределение  прибыли, способности к наращиванию  прибыли.

Внешняя среда предприятия  включает такие элементы как потребители, конкуренты, поставщики, правительственные  учреждения. Внешнюю среду разделяют  на две группы: среду прямого и  косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия  включает те факторы, которые непосредственно  влияют на предприятие. К таким факторам относят:

  • потребителей – те, для кого создаются товары;
  • конкуренты – лица, соперничающие на каком-либо поприще с другими;
  • поставщики – те, кто поставляют необходимый товар на производство, так как многим фирмам, у которых нет складов, необходимо, чтобы материалы доставлялись точно в срок и без каких – либо задержек;
  • государственные органы – все организации должны соблюдать законы и требования органов государственной власти.

Среда косвенного воздействия не влияет непосредственно на организацию, но тем не менее воздействуют на принятие ее решений. Основными факторами косвенного воздействия являются:

  • экономический фактор – состояние мировой экономики влияет на стоимость импортируемых товаров и способность потребителей покупать их;
  • политический фактор – в эту среду входят правовые уложения, государственные учреждения, которые оказывают влияние на различные организации;
  • научно – технический фактор – любое новшество в технологиях является долговременными последствиями, которые всегда удается предвидеть;
  • природный фактор – дефицит различных видов сырья.

Одним  немаловажным инструментом оценки конкурентоспособности отрасли  является модель «пяти сил конкуренции» М.Портера.

Он разработал теорию конкуренции, в которой предложил характеризовать  состояние конкуренции на рынке  пятью конкурентными силами, формирующих  модель пяти сил конкуренции (Рисунок 1).

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.

При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия и  тем самым активно участвовать  в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз её дальнейшему  существованию.

Одним из самых распространенных методов анализа рыночной позиции  предприятия является SWOT–анализ. Суть его заключается в том, что он позволяет оценить перспективы финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ и повышение конкурентоспособности экономической системы (на примере закрытого акционерного общества «Балтийский хлеб»)