Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:49, дипломная работа
В данной работе используются такие методы исследования, как монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, экономико-статистический, сравнительный и табличный. Для раскрытия финансового состояния использованы такие источники информации, как годовая финансовая отчетность за 2007-2009 гг., методическая и научная литература.
ВВЕДЕНИЕ 1
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА 18
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 24
3.1 Общая оценка финансового состояния организации 24
3.2 Анализ финансовой устойчивости организации 30
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности организации 35
3.4 Анализ состояния расчетной дисциплины 39
4УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 42
4.1 Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности 42
4.2 Учет финансовых результатов по прочим расходам и доходам 47
4.3 Учет прибыли и убытков 50
5 РЕЗЕРВЫ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 54
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Внутренний анализ проводиться службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Рисунок 2 - Направления анализа хозяйственной деятельности
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможности выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
Как известно, предприятие - сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и неосновные (таблица 1).
Таблица 1 - Основные партнерские группы
Партнерская группа |
Вклад партнерской группы |
Требования компенсации |
Объект финансового анализа |
Собственники |
Собственный капитал |
Дивиденды |
Финансовые результаты и финансовая устойчивость |
Инвесторы, заимодавцы |
Заемный капитал |
Проценты на вложенный капитал |
Кредитоспособность |
Руководители (администрация) |
Знание дела и умение руководить |
Оплата труда и доля прибыли сверх оклада |
Все стороны деятельности предприятия |
Рабочие |
Приведение в действие средств и предметов труда |
Заработная плата, премии, социальные условия |
Финансовые результаты предприятия |
Поставщики средств и предметов труда |
Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукции |
Договорная цена |
Платежеспособность |
Покупатели (клиенты) |
Реализация продукции |
Договорная цена |
Финансовые результаты предприятия |
Налоговые органы |
Услуга общества |
Своевременная и полная оплата налогов |
Финансовые результаты предприятия |
Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности. Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, т.к. от этого находиться в прямой зависимости их благополучие.
К неосновным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия - страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т.д.
Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов анализа:
внутрихозяйственный - сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;
межхозяйственный - сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
факторный - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель [13]. Факторный анализ может быть прямым, т.е. показатель изучается и раскладывается на составные части, и обратным (синтез) - отдельные элементы (составные части) соединяются в общий изучаемый (результативный) показатель [14].
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат: бухгалтерский баланс (форма №1); отчет о прибылях и убытках (форма №2); пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; отчет о движении капитала (форма №3); отчет о движении денежных средств (форма №4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5); пояснительная записка [13].
В перечисленных формах отчетности приводятся:
1) показатели на начало или конец анализируемого периода, по которым рассчитываются:
2) показатели итогового характера, отражающие результат деятельности предприятия за анализируемый период времени (выручка, себестоимость, прибыль и т.п.).
Объективную оценку финансового состояния предприятия позволяет дать только одновременное изучение моментных, темповых и итоговых показателей [14].
Анализ финансового состояния предприятия на этапе анализа финансовых отчетов начинаться с «чтения» бухгалтерского баланса, при этом выявляются важнейшие характеристики: общая стоимость имущества предприятия; стоимость иммобилизованных и мобильных средств; величина собственных и заемных средств предприятия и др.
Проведение горизонтального анализа позволяет сопоставить между собой величины конкретных статей баланса в абсолютном и относительном выражении за рассматриваемый период и определить их изменение за этот период.
Вертикальный анализ устанавливает структуру баланса и выявляет динамику ее изменения за анализируемый период (месяц, квартал, год).
Сопоставляя отдельные виды активов с соответствующими видами пассивов, определяют ликвидность баланса предприятия. Таким образом, анализ финансовой отчетности является, по сути, предварительным анализом финансового состояния предприятия, позволяющим судить о его финансовой устойчивости характере использования финансовых ресурсов [13].
Результаты анализа позволяют заинтересованным лицам и организациям принимать управленческие решения на основе оценки текущего финансового положения и деятельности предприятия за предшествующие годы. Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Аналитическая работа может проводиться в 2 этапа: 1) предварительная оценка или экспресс-анализ финансового состояния; 2) детализированный анализ финансового состояния.
Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового положения и динамики развития предприятия. Одним из важных приемов анализа отчетности является «чтение» форм отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в этих формах. «Чтение» отчетности позволяет сделать выводы об основных источниках полученной предприятием за отчетный период прибыли - основных источников денежных средств или чистых оборотных активов, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политике и т.д. Однако эта информация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и мирового рынка. Это достигается посредством использования приема сопоставления анализируемых данных во времени.
Здесь можно выделить целую подгруппу приемов:
Широко используемым приемом анализа отчетности является изучение специальных коэффициентов, расчет которых на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты, называемые финансово-оперативными показателями, представляют большой интерес для экономистов, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, представляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения.
Цель детализированного анализа - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс - анализа.
В общем виде программа проведения углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом:
3 Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности:
4 Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия [9].
Практика выработала определенную систему показателей, характеризующих финансовое состояние предприятие. Ее можно представить в виде шести групп показателей: ликвидности, платежеспособности, рыночной (финансовой) устойчивости, рентабельности, деловой активности, эффективности управления. Каждая из них содержит ряд показателей. Показатели всех шести групп можно разделить на 2 вида. Первый вид включает показатели, для которых определены нормативные значения. К ним относятся показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. По этим показателям оптимальным вариантом считается их соответствие нормативам. Снижение значения показателей ниже нормативов, их повышение, а также изменение в любом направлении оценивается отрицательно. Во второй вид входят показатели, для которых не устанавливаются нормативные значения - это показатели рентабельности, структуры имущества, источников формирования имущества и другие. Обычно эти показатели сопоставляются с показателями аналогичных предприятий, данными предыдущих периодов и плановыми данными [18].
Оценка рентабельности предприятия
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Если деловая активность предприятия в финансовой сфере проявляется прежде всего в скорости оборота ресурсов, то рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности.
Существенно влияют на анализ финансового состояния предприятия и формулирование выводов следующие особенности показателей рентабельности:
Исторический аспект. Показатели рентабельности отражают результативность работы предприятия за отчетный период. Как уже отмечалось, в хозяйственной деятельности предприятия могут происходить изменения, требующие крупных инвестиций и затрат (см. Раздел 3.3.5). Но планируемый долгосрочный эффект показатели рентабельности не отражают. Поэтому снижение уровня рентабельности в рассматриваемом периоде не всегда следует расценивать как негативную тенденцию.
Расчет показателей: числитель и знаменатель показателя выражены в денежной форме, но в разной покупательной способности и ликвидности. Числитель показателя – прибыль. Она динамична, в ней отражается уровень цен, количество произведенной продукции, результаты деятельности за истекший период. Знаменателем показателя в некоторых формулах может быть или собственный капитал (Ис), или внеоборотные активы (F). Хотя они имеют стоимостную оценку, но это учетная стоимость (зафиксированная в учетной документации), которая может существенно отличаться от текущей (рыночной) оценки.
Сфера деятельности предприятия. Основной критерий – риск в бизнесе. Производство может сопровождаться получением высокой прибыли, но ценой большего риска и неустойчивости на рынке.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: