Анализ эффективности работы предприятия в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ функционирования предприятия в рыночной экономике (на примере Управления электро-сетевого хозяйства (УЭСХ) ОАО «Сургутнефтегаз»).
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. определить теоретические аспекты понятия рыночной экономики;
2. рассмотреть этапы становления бизнеса в рыночной экономики;
3. дать краткую характеристику Управления электро-сетевого хозяйства (УЭСХ);
4. проанализировать влияние внешней рыночной среды на развитие предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»;
5. проанализировать показатели эффективности функционирования предприятия;
6. проанализировать мероприятия по повышению экономической эффективности деятельности предприятия;
7. дать экономическую оценку результатов предлагаемого мероприятия.

Файлы: 1 файл

курс экон МОРОЗОВА.docx

— 124.84 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние 10 лет в  нашей стране произошло много  перемен, они не могли не затронуть  нашу экономику, а вместе с ней  и различные формы собственности. Рыночные отношения приводят ныне к  воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предприятия. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу институт предприятия, какими реальными как позитивными, так  и негативными - последствиями будет  сопровождаться его развитие и самореализация, важно  проследить не только развитие российских предприятий и его  состояние на современном этапе, но и   проанализировать реалии опыта, накопленного отечественными предпринимателями  за всю  историю своего существования, а также влияние условий и  факторов внутренней и внешней среды  деятельности предприятия.

Предприятие как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального  и духовного потенциала общества, но и  создает благоприятную почву  для практической реализации способностей и талантов каждого индивида. 

Актуальность  темы состоит в том, что институт предприятия вместе со своей историей развития становится естественной составной  частью Российской экономики, свидетельствуя о ее продвижении к рыночным формам и методам хозяйствования.

Целью исследования является анализ функционирования предприятия  в рыночной экономике (на примере  Управления электро-сетевого хозяйства (УЭСХ) ОАО «Сургутнефтегаз»).

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  1. определить теоретические аспекты понятия рыночной экономики;
  2. рассмотреть этапы становления бизнеса в рыночной экономики;
  3. дать краткую характеристику Управления электро-сетевого хозяйства (УЭСХ);
  4. проанализировать влияние внешней рыночной среды на развитие предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»;
  5. проанализировать показатели эффективности функционирования предприятия;
  6. проанализировать мероприятия по повышению экономической эффективности деятельности предприятия;
  7. дать экономическую оценку результатов предлагаемого мероприятия.

Таким образом, объектом исследования настоящей работы является рыночная экономика, а предметом  исследования - функционирование предприятия  в рыночной экономике.

В работе был использован метод сравнения  и типологизации как один из научных методов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения, выводы и рекомендации, представленные и обоснованные в фундаментальных  и прикладных научных исследования отечественных и зарубежных ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Предприятие в рыночной экономике

 

      1. Основные понятия рыночной экономики

 

В ходе исторического  процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных  организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось  давно, еще в период разложения первобытнообщинного  строя, когда обмен продуктами труда  производился в определенном месте  и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин «рынок» часто используется и сегодня.

По мере общественного развития понятие  «рынок» приобретает более сложное  толкование. Например, французский  экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.

Английский  экономист У. Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута «теснота» связи между продавцами и покупателями.

Дальнейшее  развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло  отражение и в определениях рынка [1, с.15].

Рынок –  это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного  обмена.

Рынок –  это сфера обмена внутри страны и  между странами, связывающая между  собой производителей и потребителей продукции.

Несмотря  на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание  категории «рынок» требует учета  его места во всей системе общественного  воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление.

В западной экономической литературе получил  распространение подход, в котором  рынок рассматривался с точки  зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации – что, как и для кого производить.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.  
    Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.                    .  
    Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.                       .  
     Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них  старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложение данного товара. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.                                           .              
  Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

В целом  рынок – сложное многофункциональное  комплексное понятие, включающее, с  одной стороны, рынок товаров  и услуг, а с другой – рынок  ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный  экономический механизм.

В широком  смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов  экономической деятельности, посредством  которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в  различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок  можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов  стоимости, спроса и предложения.

Таким образом, рынок предполагает существование  определенных взаимосвязей, отношений  между участниками экономической  системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории  «рынок».

 

1.2. Этапы  становления современной рыночной  экономики

 

В самом  эволюционном периоде становления  рыночной экономики можно выделить два этапа накопления ее необходимых  признаков.

Первый  этап начался на заре человеческого  общества и завершился созданием  сформированного рынка, на котором  осуществлялся свободный обмен  товаров (продукции, услуг, работ) на деньги и наоборот (т.е. купля-продажа). Сами деньги возникли на определенном этапе  развития деловых отношений, и поэтому  являются исторической категорией.

Первоначально обмен деятельностью осуществлялся  в форме бартерных сделок, схема  которых может быть изображена следующим  образом: Х товара А = У товара Б.

Данная  схема отражает параметры сделок, которые имели единичный или  случайный характер. По мере усложнения форм и учащения случаев осуществления  сделок в условиях постоянного развития разделения труда, а впоследствии –  превращения предпринимательства  в особую разновидность профессиональной деятельности людей возникла потребность  в модификации приведенной схемы  в другую, которую можно представить  следующим образом: Х товара А = Д (сумма денег) = У товара Б.

Другими словами, возникла необходимость в  том, чтобы на рынке товаров появился особый товар, на который субъекты бизнеса  могли бы свободно обменивать свои товары и который, тем самым, выполнял бы роль всеобщего эквивалента. Именно этим товаром, в конце концов, сделались  деньги.

Второй  этап накопления необходимых признаков  рыночной экономики осуществлялся  в условиях сформированного рынка  и завершился созданием предпосылок  революционного низвержения феодальных отношений и перехода к рыночной экономике как господствующей экономической системе [1, с.23].

На этом этапе рынок из второстепенного  звена экономики последовательно  превратился в основную сферу  осуществления сделок и столкновения деловых интересов субъектов  бизнеса. Рыночные деловые связи  сделались более значимыми для  развития экономики, чем личное подчинение в форме феодальной зависимости (не говоря уже о рабовладельческой). Революционное изменение общества, сопровождавшееся снятием ограничений развития рыночных начал в экономике, полным юридическим освобождением людей от любых форм угнетения, созданием условий, когда каждый человек мог бы свободно заниматься     своим     делом,     явился     логическим     завершением предшествующего долгого периода развития экономики и общественной жизни.

Эти революционные  изменения часто называют буржуазными  революциями. Не будем спорить здесь  о правомерности или неправомерности  применения терминов. Важно, что указанные  преобразования действительно имели  революционный характер. Это значит, что эволюционный период становления  рыночной экономики уступил место  революционному.

Данный  период начался проведением первой по счету буржуазной революции (конец XV века, Нидерланды), но он не закончен полностью и по настоящее время. В некоторых странах Европы такие  преобразования происходили в XVII - XVIII вв. (Великобритания, Франция), в других – в XIX – XX вв. (Германия, Италия, Испания, Скандинавские страны, страны Восточной  Европы, Россия). Точкой отсчета в  победе рыночных отношений в США  можно считать окончание гражданской  войны (70-е годы прошлого века). XX век  является переломным и для большинства  стран Азии и Латинской Америки. Проведение революционных преобразований открывает возможность вернуться, но уже на новой основе, к эволюционному  развитию товарно - денежной формы деловых отношений.

Поэтому новая макроэкономическая стратегия  должна строиться исходя из двух главных  принципов. Во-первых, внутренней целостности  предприятий как неограниченно  долго функционирующей организации, синтезирующей процессы создания новой  стоимости  (производства) и инновационного восстановления производственной базы (воспроизводства). Во-вторых, признания  значимости внешней институциональной  роли предприятий в обществе, важности установления и поддержания правильных взаимоотношений между элементами сложной конфигурации заинтересованных в деятельности каждого предприятия  лиц.

За три года экономического роста  изменились приоритеты функционирования предприятий России. В частности, активная инновационная деятельность воспринимается большинством их руководителе как абсолютно необходимое условие перехода от выживания к развитию [12, с.120]. Кроме того, «тихая» реструктуризация отраслей под эгидой ряда интегрированных структур, аккумулирующих ресурсы от экспортной деятельности. Тем не менее, почти 2/3 предприятий продолжают вполне автономное «плавание» и в данном качестве особенно нуждаются в действенных мерах государственной структурной и инновационной политики.

Информация о работе Анализ эффективности работы предприятия в рыночных условиях