Анализ эффективности работы предприятия в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ функционирования предприятия в рыночной экономике (на примере Управления электро-сетевого хозяйства (УЭСХ) ОАО «Сургутнефтегаз»).
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. определить теоретические аспекты понятия рыночной экономики;
2. рассмотреть этапы становления бизнеса в рыночной экономики;
3. дать краткую характеристику Управления электро-сетевого хозяйства (УЭСХ);
4. проанализировать влияние внешней рыночной среды на развитие предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»;
5. проанализировать показатели эффективности функционирования предприятия;
6. проанализировать мероприятия по повышению экономической эффективности деятельности предприятия;
7. дать экономическую оценку результатов предлагаемого мероприятия.

Файлы: 1 файл

курс экон МОРОЗОВА.docx

— 124.84 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Влияние внешней рыночной среды на функционирование предприятия

 

В настоящее  время менеджерам необходимо учитывать  действие факторов, находящихся вне  организаций, поскольку организация  как открытая система зависит  от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые  повлияют на его организацию, подбирать  методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации  вынуждены приспосабливаться к  среде, чтобы выжить и сохранить  эффективность.

Среда прямого  воздействия включает факторы, непосредственно  влияющие на деятельность организации:

  1. Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.
  2. Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
  3. Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.
  4. Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: «Потребитель - король рынка».
  5. Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого  и немедленного воздействия на деятельность организации:

Во-первых, состояние экономики страны. Руководство  организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать  экономическую ситуацию в той  стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация  имеет деловые отношения. Состояние  мировой экономики влияет на стоимость  ресурсов и способность покупателей  приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой  продукции, чтобы преодолеть трудности  сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса  доллара или других твердых валют.

Во-вторых, научно-технический прогресс. Технические  новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют  возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование  атомной энергии, синтетических  материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации.

В-третьих, социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.

В-четвертых, политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система  налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции  и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его  стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.

В-пятых, отношения с местным населением. Характер отношений с местной  общиной является очень важным для  учета и планирования в любой  организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки  по вопросам бизнеса и ведения  деловых отношений с другими  организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений  с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

В-шестых, подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения  в окружающей среде организации. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической, электронной, химической, космической и др. изменения происходят относительно быстро.

 

 

 

 

  1. Анализ эффективности работы  предприятия в рыночных условиях

 

2.1. Краткая  характеристика предприятия

 

ОАО «Сургутнефтегаз» имеет в своем активе семь нефтегазодобывающих  управлений (НГДУ): «Сургутнефть», «Быстринскнефть», «Федоровскнефть», «Комсомольскнефть», «Лянторнефть», «Нижнесортымскнефть», «Талаканнефть» (Якутия).

Управление  электро-сетевого хозяйства (УЭСХ) входит в состав производственных подразделений  НГДУ «Сургутнефть», списочный состав 278 человек, ИТР 65 человек, рабочих 213 человек.

ПО структуре  разделен на шесть сетевых районов  и пять служб (ГИ, РЗиА, ПС, ТП и служба по ремонту электрооборудования), каждый из которых выполняет ремонт электрооборудования определенного вида и перевозку оборудования на кусты скважин: служба по ремонту электрооборудования включает в себя бригаду по ремонту электрооборудования списочный состав 26 человек; звено по ремонту и обслуживанию систем вентиляции кондиционирования – 2 человека; звено по обслуживании. Торгового и холодильного оборудования – 2 человека.

Основными задачами бригады по ремонту электрооборудования  являются:  ремонт силового электрооборудования, находящегося на балансе управления (комплексные трансформаторные подстанции 6(10) кВ, станции управления стенками-качалками, автоматические выключатели, электродвигатели 6кВ и 0,4 кВ) в условиях ремонтно-механических мастерских, воздушных и кабельных  линий электропередач на месте их расположения, демонтаж, монтаж, сопровождение  оборудования в ремонт и из ремонта  на место установки, проведение ремонтно-восстановительных  работ при ликвидации аварий и отказов электрооборудования, воздушных и кабельных линий электропередач, находящихся на балансе управления на месте их расположения.

Основными задачами звена по обслуживанию торгового  и холодильного оборудования, звена  по ремонту и обслуживанию систем вентиляции кондиционирования являются; выполнение ремонт и технического обслуживания систем кондиционирования и вентиляции, торгового и холодильного оборудования, по управлению, обеспечение исправного состояния систем кондиционирования, торгового и холодильного оборудования по управлению. Выполнение всех перечисленных видов работ по ремонту электрооборудования осуществляется в ремонтно-монтажной мастерской (РММ). Технологически процесс ремонта выполняется необходимым для ремонта оборудованием и станками.

Таблица 1.

Технико-экономические  показатели деятельности  управления электро-сетевого хозяйства в 2009-2010гг

Показатель

Ед. измерения

2009

2010

Абсол.откл.,

+/-

Темп.роста, %

Объем выполн. работ

Тыс. руб.

160974010

175609460

+14635450

109,0

Себестоимость выполн. работ

Тыс. руб.

100354787

100704678

+349883

100,3

Годовой фонд оплаты труда работников, в т.ч. руководителей

специалистов

рабочих

Тыс. руб.

158232780

7236000

11454000

91065600

161194668

7344000

11272800

94633200

+2961888

+108000

-181200

+3567600

101,8

101,4

98,4

103,9

Среднесписочная численность работников предприятия,в т. ч. руководителей

специалистов

рабочих

Чел.

273

42

27

204

278

42

27

209

-5

0

0

1

101,8

100

100

102,4

Среднемесячная зарплата одного работника, в т. ч. руководителей

специалистов

рабочих

Тыс. руб.

45433

61500

46900

27900

46828

62828

48556

29100

+1395

+1328

+1656

+1200

103,1

102,2

103,5

104,3

Показатель

Ед. измерения

2009

2010

Абсол.откл.,

+/-

Темп.роста, %

Годовая выработка одного работника  предприятия, в т.ч. руководителей

специалистов

рабочих

р./ч.

527783,6

16097401

6998870

591816,2

579565,1

17560946

7982248,1

648005,3

+51781,5

+1463545

+983378,1

+56189,1

109,8

109,0

114,0

109,4

Прибыль

Тыс. руб.

534200

660400

+126200

123,6

Рентабельность производства

%

31,6

34,8

+3,2

110,1


 

Как видно из табл. 1 по показателю объема выполненных работ, прослеживается тенденция роста, т.к. темп роста  составил 109 %, что в денежном выражении  составит 14635450 руб. Это является следствием увеличения заказов.  Численность ППП в 2010 году увеличилась на 5 человек, в том числе рабочих на 1 человека. Это говорит о расширении ремонтно-механической мастерской (РММ). В период с 2009 по 2010 г.г. фонд заработной платы возрос на 18 %, что говорит о повышении оплаты труда всех единиц персонала, в том числе и промышленно-производственного.

Вследствие увеличения фонда заработной платы наблюдается увеличение средней заработной платы 2,5%.

Увеличение фонда заработной платы  так же повлияло и на себестоимость  продукции, которая возросла на 0,3%.

 Годовая  выработка  так же возраста  по всем  категориям работников. Прибыль предприятия в 2009 году  составляет 534200 руб.,  в 2010 году 660400 руб., наблюдается увеличение прибыли  в отчетном году на 126200 руб. рентабельность УЭСХ так же увеличилась на 3,2% и составляет в 2010 году 34,8%.

 

 

 

2.2. Анализ  влияния внешней рыночной среды  на развитие предприятия

 

Современная экономика не может функционировать  вне рыночного товарообмена. Успех предприятия определяется знанием потребностей рынка и плодотворностью предпринимательской деятельности. Ни один хозяйствующий субъект не может функционировать в экономическом вакууме, всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку ее формируют внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности.

В системе  экономического анализа внешней  рыночной среды организации учитываются такие элементы как потребители продукции, конкуренты, поставщики ресурсов, финансовые организации, органы власти и управления. На операциях коммерческой организации, так или иначе, сказываются состояние экономики, групповые интересы, уровень развития науки и техники, социально-культурные и политические факторы.

Анализ  внешней рыночной среды должен включать исследования многочисленных факторов, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. Среди таких факторов можно выделить темпы инфляции, уровень занятости, демографические условия, банковские ставки, жизненные циклы различных изделий или услуг, уровень конкуренции в отрасли, легкость проникновения на рынок, платежеспособный спрос и другие.

Анализ  факторов внешней среды (в рамках маркетинговых исследований) позволяет руководству предприятий своевременно уточнять стратегию деятельности, укреплять свою конкурентоспособность и позиции на рынке.

Определим факторы, оказавшие влияние  на изменение размера выручки  от продажи товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) в общем, по компании ОАО «Сургутнефтегаз» от основной деятельности. В 3-м квартале 2010 года по сравнению с 3-м кварталом 2009 года выручка от реализации продукции  ОАО «Сургутнефтегаз» увеличилась  на 10,7%, а прибыль от основной деятельности на 7,8% за счет следующих факторов, представленных в таблице 3.

Таблица 2.

Факторы увеличения прибыли ОАО  «Сургутнефтегаз» в 2010 году

Факторы, повлиявшие на изменение  размера выручки и прибыли  от реализации продукции основной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз»

Степень влияния  фактора

на

выручку

на

прибыль

Изменение объемов реализации

Малая

Малая

Увеличение ставок экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты

Малая

Малая

Укрепление курса национальной валюты

Малая

Малая

Увеличение себестоимости продукции

-

Высокая

Рост котировок нефти и нефтепродуктов

Высокая

Высокая


 

Себестоимость продукции (работ, услуг) основной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» в 3-м квартале 2010 года увеличилась  на 11,7% по сравнению 2009 года, что обусловлено  воздействием приведенных ниже факторов, представленных в таблице 3[26].

 

 

 

 

Таблица 3.

Факторы, повлиявшие на изменение  себестоимости продукции основной деятельности Общества

Факторы, повлиявшие на изменение  себестоимости продукции основной деятельности Общества

Степень влияния  фактора

Рост ставки налога на добычу полезных ископаемых

Высокая

Увеличение тарифов на транспортировку  нефти

Ниже средней

Увеличение стоимости капитального ремонта скважин и трубопроводов

Ниже средней

Рост инфляции

Малая

Увеличение средней заработной платы на 1 работающего и среднесписочной численности работников

Малая


 

 

2.3. Анализ  показателей эффективности функционирования  предприятия

Информация о работе Анализ эффективности работы предприятия в рыночных условиях