Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа
Целью исследования является анализ функционирования предприятия в рыночной экономике (на примере Управления электро-сетевого хозяйства (УЭСХ) ОАО «Сургутнефтегаз»).
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. определить теоретические аспекты понятия рыночной экономики;
2. рассмотреть этапы становления бизнеса в рыночной экономики;
3. дать краткую характеристику Управления электро-сетевого хозяйства (УЭСХ);
4. проанализировать влияние внешней рыночной среды на развитие предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»;
5. проанализировать показатели эффективности функционирования предприятия;
6. проанализировать мероприятия по повышению экономической эффективности деятельности предприятия;
7. дать экономическую оценку результатов предлагаемого мероприятия.
1.3. Влияние внешней рыночной среды на функционирование предприятия
В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:
Во-первых, состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.
Во-вторых,
научно-технический прогресс. Технические
новшества повышают производительность
труда, способствуют улучшению качества
продукции, а также расширяют
возможные области применения товаров.
Появление таких высоких
В-третьих, социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.
В-четвертых, политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.
В-пятых,
отношения с местным
В-шестых, подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической, электронной, химической, космической и др. изменения происходят относительно быстро.
2.1. Краткая характеристика предприятия
ОАО «Сургутнефтегаз» имеет в своем активе семь нефтегазодобывающих управлений (НГДУ): «Сургутнефть», «Быстринскнефть», «Федоровскнефть», «Комсомольскнефть», «Лянторнефть», «Нижнесортымскнефть», «Талаканнефть» (Якутия).
Управление электро-сетевого хозяйства (УЭСХ) входит в состав производственных подразделений НГДУ «Сургутнефть», списочный состав 278 человек, ИТР 65 человек, рабочих 213 человек.
ПО структуре разделен на шесть сетевых районов и пять служб (ГИ, РЗиА, ПС, ТП и служба по ремонту электрооборудования), каждый из которых выполняет ремонт электрооборудования определенного вида и перевозку оборудования на кусты скважин: служба по ремонту электрооборудования включает в себя бригаду по ремонту электрооборудования списочный состав 26 человек; звено по ремонту и обслуживанию систем вентиляции кондиционирования – 2 человека; звено по обслуживании. Торгового и холодильного оборудования – 2 человека.
Основными задачами бригады по ремонту электрооборудования являются: ремонт силового электрооборудования, находящегося на балансе управления (комплексные трансформаторные подстанции 6(10) кВ, станции управления стенками-качалками, автоматические выключатели, электродвигатели 6кВ и 0,4 кВ) в условиях ремонтно-механических мастерских, воздушных и кабельных линий электропередач на месте их расположения, демонтаж, монтаж, сопровождение оборудования в ремонт и из ремонта на место установки, проведение ремонтно-восстановительных работ при ликвидации аварий и отказов электрооборудования, воздушных и кабельных линий электропередач, находящихся на балансе управления на месте их расположения.
Основными
задачами звена по обслуживанию торгового
и холодильного оборудования, звена
по ремонту и обслуживанию систем
вентиляции кондиционирования являются;
выполнение ремонт и технического обслуживания
систем кондиционирования и
Таблица 1.
Технико-экономические показатели деятельности управления электро-сетевого хозяйства в 2009-2010гг
Показатель |
Ед. измерения |
2009 |
2010 |
Абсол.откл., +/- |
Темп.роста, % |
Объем выполн. работ |
Тыс. руб. |
160974010 |
175609460 |
+14635450 |
109,0 |
Себестоимость выполн. работ |
Тыс. руб. |
100354787 |
100704678 |
+349883 |
100,3 |
Годовой фонд оплаты труда работников, в т.ч. руководителей специалистов рабочих |
Тыс. руб. |
158232780 7236000 11454000 91065600 |
161194668 7344000 11272800 94633200 |
+2961888 +108000 -181200 +3567600 |
101,8 101,4 98,4 103,9 |
Среднесписочная численность работников предприятия,в т. ч. руководителей специалистов рабочих |
Чел. |
273 42 27 204 |
278 42 27 209 |
-5 0 0 1 |
101,8 100 100 102,4 |
Среднемесячная зарплата одного работника, в т. ч. руководителей специалистов рабочих |
Тыс. руб. |
45433 61500 46900 27900 |
46828 62828 48556 29100 |
+1395 +1328 +1656 +1200 |
103,1 102,2 103,5 104,3 |
Показатель |
Ед. измерения |
2009 |
2010 |
Абсол.откл., +/- |
Темп.роста, % |
Годовая выработка одного работника предприятия, в т.ч. руководителей специалистов рабочих |
р./ч. |
527783,6 16097401 6998870 591816,2 |
579565,1 17560946 7982248,1 648005,3 |
+51781,5 +1463545 +983378,1 +56189,1 |
109,8 109,0 114,0 109,4 |
Прибыль |
Тыс. руб. |
534200 |
660400 |
+126200 |
123,6 |
Рентабельность производства |
% |
31,6 |
34,8 |
+3,2 |
110,1 |
Как видно из табл. 1 по показателю объема выполненных работ, прослеживается тенденция роста, т.к. темп роста составил 109 %, что в денежном выражении составит 14635450 руб. Это является следствием увеличения заказов. Численность ППП в 2010 году увеличилась на 5 человек, в том числе рабочих на 1 человека. Это говорит о расширении ремонтно-механической мастерской (РММ). В период с 2009 по 2010 г.г. фонд заработной платы возрос на 18 %, что говорит о повышении оплаты труда всех единиц персонала, в том числе и промышленно-производственного.
Вследствие увеличения фонда заработной платы наблюдается увеличение средней заработной платы 2,5%.
Увеличение фонда заработной платы так же повлияло и на себестоимость продукции, которая возросла на 0,3%.
Годовая
выработка так же возраста
по всем категориям работников.
Прибыль предприятия в 2009 году
составляет 534200 руб., в 2010 году 660400
руб., наблюдается увеличение
2.2. Анализ
влияния внешней рыночной
Современная экономика не может функционировать вне рыночного товарообмена. Успех предприятия определяется знанием потребностей рынка и плодотворностью предпринимательской деятельности. Ни один хозяйствующий субъект не может функционировать в экономическом вакууме, всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку ее формируют внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности.
В системе экономического анализа внешней рыночной среды организации учитываются такие элементы как потребители продукции, конкуренты, поставщики ресурсов, финансовые организации, органы власти и управления. На операциях коммерческой организации, так или иначе, сказываются состояние экономики, групповые интересы, уровень развития науки и техники, социально-культурные и политические факторы.
Анализ внешней рыночной среды должен включать исследования многочисленных факторов, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. Среди таких факторов можно выделить темпы инфляции, уровень занятости, демографические условия, банковские ставки, жизненные циклы различных изделий или услуг, уровень конкуренции в отрасли, легкость проникновения на рынок, платежеспособный спрос и другие.
Анализ факторов внешней среды (в рамках маркетинговых исследований) позволяет руководству предприятий своевременно уточнять стратегию деятельности, укреплять свою конкурентоспособность и позиции на рынке.
Определим факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) в общем, по компании ОАО «Сургутнефтегаз» от основной деятельности. В 3-м квартале 2010 года по сравнению с 3-м кварталом 2009 года выручка от реализации продукции ОАО «Сургутнефтегаз» увеличилась на 10,7%, а прибыль от основной деятельности на 7,8% за счет следующих факторов, представленных в таблице 3.
Таблица 2.
Факторы увеличения прибыли ОАО «Сургутнефтегаз» в 2010 году
Факторы, повлиявшие на изменение размера выручки и прибыли от реализации продукции основной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» |
Степень влияния фактора | |
на выручку |
на прибыль | |
Изменение объемов реализации |
Малая |
Малая |
Увеличение ставок экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты |
Малая |
Малая |
Укрепление курса национальной валюты |
Малая |
Малая |
Увеличение себестоимости |
- |
Высокая |
Рост котировок нефти и |
Высокая |
Высокая |
Себестоимость продукции (работ, услуг) основной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» в 3-м квартале 2010 года увеличилась на 11,7% по сравнению 2009 года, что обусловлено воздействием приведенных ниже факторов, представленных в таблице 3[26].
Таблица 3.
Факторы, повлиявшие на изменение
себестоимости продукции
Факторы, повлиявшие на изменение
себестоимости продукции |
Степень влияния фактора |
Рост ставки налога на добычу полезных ископаемых |
Высокая |
Увеличение тарифов на транспортировку нефти |
Ниже средней |
Увеличение стоимости |
Ниже средней |
Рост инфляции |
Малая |
Увеличение средней заработной платы на 1 работающего и среднесписочной численности работников |
Малая |
2.3. Анализ
показателей эффективности
Информация о работе Анализ эффективности работы предприятия в рыночных условиях