Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе формирования рыночной экономики, предполагающем предоставление большей экономической самостоятельности регионам, сущность проблемы размещения производства заключается в научном подходе к размещению производительных сил по территории страны, изменениям рациональной отраслевой и территориальной структуры хозяйства субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов. Такой подход проявляется в комплексном развитии районов разного уровня и ярко выраженной их рыночной специализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
ХМАО – Югра. Основные сведения…………………………………………5
Социально-экономическое положение ХМАО – Югры……………………6
Макроэкономические характеристики развития……………………………8
Денежные доходы и расходы населения………………………………….....9
Основные показатели развития экономики...................................................11
Структура промышленного производства………………………………….12
Инвестиционная активность……………………..………………………….19
Открытость экономики региона…………………………………………….20
Межрегиональные связи………………………………………………….…20
Внешнеэкономическая деятельность…………………………………….…22
Сравнение основных показателей
развития ХМАО с другими регионами………………………………….…23
Проблемы в социально-экономическом развитии ХМАО – Югра………25
Заключение………………………………………………………………..…28
Литература…………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

контр раб региональная экономика для сайта.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т  А

 
По дисциплине: Региональная экономика

На тему: Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного 
округа – Югра

 

 

 

 

Выполнила

 
 
                                                                
 
 

 
 
Содержание 
 
 
 

Введение……………………………………………………………………….3

ХМАО – Югра. Основные сведения…………………………………………5

Социально-экономическое положение  ХМАО – Югры……………………6

Макроэкономические характеристики развития……………………………8

Денежные доходы и расходы населения………………………………….....9

Основные показатели развития экономики...................................................11

Структура промышленного производства………………………………….12

Инвестиционная активность……………………..………………………….19

Открытость экономики региона…………………………………………….20

Межрегиональные связи………………………………………………….…20

Внешнеэкономическая деятельность…………………………………….…22

Сравнение основных показателей 

развития ХМАО с другими регионами………………………………….…23

Проблемы в социально-экономическом  развитии ХМАО – Югра………25

Заключение………………………………………………………………..…28

Литература…………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

Введение

На современном этапе формирования рыночной экономики, предполагающем предоставление большей экономической самостоятельности  регионам, сущность проблемы размещения производства заключается в научном подходе к размещению производительных сил по территории страны, изменениям рациональной отраслевой и территориальной структуры хозяйства субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов. Такой подход проявляется в комплексном развитии районов разного уровня и ярко выраженной их рыночной специализации. Развитие и становление рыночных отношений, и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли регионов в экономике страны.

Каждый регион России характеризуется  присущими ему природными ресурсами, национальными и историческими чертами, структурой хозяйства, уровнем экономического развития, специализацией. Занимая определенное место в хозяйственном комплексе страны, он составляет в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний обо всех ее регионах. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и других особенностей различных регионов развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.

В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. По принципу смежности каждый экономический район включает в себя определенные субъекты государства. Только Калининградская область в силу своего географического положения находится вне экономических районов. Территориальное планирование, контроль над реализацией государственных решений, анализ результатов социально-экономического развития страны ведутся в масштабе именно федеральных округов и входящих в их состав субъектов. Наличие внутренних территориальных различий в стране определяет необходимость районирования, предполагает их учет при разработке сеток административно-территориального деления и экономических районов страны. Существует несколько видов районирования территории страны: административно-территориальное, экономическое (общее или комплексное), проблемное, отраслевое; кроме того, имеются относительно новые виды районирования, охватывающие сопредельные части нескольких соседних стран, транснациональные экономические районы. Основной структурной единицей в экономическом районировании, территориальном управлении и планировании развития России долгое время являлся экономический район, а с 2000 г. — федеральный округ. В 2000 г. для укрепления экономических районов в связи с необходимостью обеспечить точное выполнение государственных решений были выделены семь федеральных округов.

В таблице 1.1 указаны федеральные округа и их центры

 

 

Западно-Сибирский экономический  район.  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Основные сведения.

Западно-Сибирский экономический район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2, на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край, пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, и два автономных округа – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.

Западно-сибирский экономический район занимает большую часть Западно-сибирской равнины и лишь около 10% его территории занято горными системами Урала, Алтая и Саян.

Огромные размеры района и равнинный  характер рельефа определяют зональное  изменение климатических и почвенно-растительных условий с севера на юг с их одновременным изменением в пределах отдельной природной зоны в восточном направлении в соответствии с нарастанием континентальности климата. На территории Западной Сибири четко выражены почти все природные зоны северного полушария – от арктической до степной.

Ханты-Мансийский автономный округ  является субъектом Российской Федерации. Округ - исконное место проживания коренных малочисленных народов ханты  и манси. Входит в состав Уральского Федерального Округа. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра расположен в центре Западно-сибирской равнины. Округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом и Республикой Коми, Свердловской областью, Тобольским и Уватским районами Тюменской области, Томской областью и Красноярским краем. Дата образования округа  - 10.12.1930 г.

В состав округа входят: 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 26 городских поселений, 58 сельских поселений. Всего муниципальных образований - 106.

Административный центр округа - город Ханты-Мансийск.

Численность постоянного населения  округа на 01.01.2012 - 1536,9 тыс. человек.

Территория округа занимает площадь 534,8 тыс. км2 и сравнима с территорией Франции или Украины.

Округ является основным нефтегазоносным  районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Ресурсы округа обеспечивают энергетическую безопасность страны, создают необходимую базу для дальнейшего развития хозяйственного комплекса, лежат в основе экспортного потенциала России, так как здесь добывается 57% от всей добываемой нефти в Российской Федерации и 6,9 % от мировой добычи.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра относится к регионам-донорам  России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей: по добыче нефти; по производству электроэнергии; по объему промышленного производства, по поступлению налогов в бюджетную сферу; по добыче газа; по объему инвестиций в основной капитал.

По разведанным и подтвержденным запасам углеводородного сырья, возможностям добычи, разновидностям производственной инфраструктуры и рентабельности освоения автономный округ остается на ближайшие 30 лет основной стратегической ресурсной базой углеводородного сырья России.

 

 

Социально-экономическое  положение Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры

 

Одной из приоритетных задач регионального развития является рост благосостояния жителей Югры и сокращение процента населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, который для работающих граждан в автономном округе составляет 10 330 рублей, пенсионеров - 8 198 рублей.

Формирование нового, современного облика Югры, создание условий для  производства новых культурных ценностей  при сохранении богатейшего духовного  наследия и активном вовлечении древней, самобытной культуры коренных народов  Севера - главное достижение государственной региональной политики в сфере культуры.

В административном центре - городе Ханты-Мансийске - с 1997 года функционирует уникальное в своем роде образовательное  заведение, не имеющее аналогов в  Российской Федерации, - государственное учреждение многоуровневого непрерывного образования «Центр искусств для одаренных детей Севера».

При Думе Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры с 2004 года осуществляет свою деятельность Общественная молодежная палата, которая создана для изучения проблем молодежи в Югре и своевременного реагирования на них органов государственной власти автономного округа.

Состав населения округа многонационален. Региональные и муниципальные власти в координации с представителями  гражданского общества ведут работу по формированию толерантного общества, по поддержанию и сохранению гражданского согласия. При Губернаторе автономного округа создан и активно осуществляет свою деятельность Экспертно-координационный совет по национальным вопросам.

В округе меняются подходы к оценке качества образования, осуществляется переход на новую систему оплаты труда педагогов, которая ориентирована в первую очередь на качество преподавания. Лучшим образовательным учреждениям, реализующим инновационные образовательные программы, оказывается государственная поддержка.

Институт повышения квалификации и развития регионального образования  автономного округа реализует программы  повышения квалификации, осуществляет профессиональную подготовку и переподготовку кадров.

Сегодня здравоохранение автономного округа представлено сетью из 147 лечебно-профилактических учреждений и плановой амбулаторно-поликлинической мощностью 35919 посещений в смену.

Ежегодно в навигационный период на водных магистралях автономного  округа работает подразделение Окружной клинической больницы - передвижная консультативно-диагностическая поликлиника на базе теплохода, которая позволяет жителям отдаленных и труднодоступных населенных пунктов получить квалифицированную медицинскую помощь.

В округе стабилизирована ситуация с проблемой наркомании. Сложилась система взаимодействия общественности, родителей, педагогов, работников здравоохранения, подкрепленная нормативно-правовыми актами. Общие усилия позволили за последние годы кардинально изменить общественное мнение. Ведется активное взаимодействие средств массовой информации с ведомствами, занимающимися решением проблем наркомании, в формировании негативного отношения к наркотикам и пропаганде здорового образа жизни.

Сегодня Югра - большая спортивная площадка, место проведения тысяч спортивно-массовых мероприятий от муниципального уровня до крупнейших международных соревнований.

Особое место в спортивной жизни  округа занимает сеть уникальных спортивных учреждений: «Специализированная детско-юношеская  спортивная школа олимпийского резерва» по биатлону, «Школа высшего спортивного мастерства» (летние олимпийские виды спорта), «Школа высшего спортивного мастерства-2» (зимние олимпийские виды спорта), Центр спортивной подготовки «Этнос» (развитие национальных видов спорта коренных народов Севера). Окружной Интернет-центр шахматного мастерства и Центр спорта инвалидов.

 В настоящее время в округе  осуществляется эффективная социально  ориентированная политика, направленная  на создание системы стимулирования  высокого уровня рождаемости, сокращения смертности. Демографическая ситуация, сложившаяся в автономном округе на начало 2012 года позитивна, численность населения на 01.01.2012 года составляет 1536,8 тыс. человек (48,9 % составляют мужчины и 51,1 % женщины; городское население – 1 406,1 тыс. человек, сельское – 130,7 тыс. человек). Автономный округ - исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы). В настоящее время в автономном округе проживают 30,3 тыс. человек из числа коренных малочисленных народов Севера, 69% из них проживает в сельской местности, более 3,0 тыс. человек ведут традиционный образ жизни.

Средний возраст югорчан составляет 33,9 года, жители автономного округа на 5 лет моложе среднестатистического  жителя России (38,9 лет).

 Численность экономически активного населения автономного округа в январе-сентябре 2012 года составила 903,6 тыс. человек или 59,2% от общей численности населения автономного округа, из их числа 846,3 тыс. человек или 93,7% экономически активного населения были заняты в экономике.

В январе-сентябре 2012 года увеличение числа занятых зафиксировано по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, строительство, транспорт и связь, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование и образование.

В округе выстроена  эффективная  система социальной поддержки населения. Одним из важнейших ее направлений  является поддержка семьи и детства, включающая в себя:

- расширение и совершенствование  системы содействия молодым семьям в решении социально-экономических и жилищных проблем;

- включение многодетных семей в категорию участников подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование";

- поэтапное повышение ежемесячных  пособий на детей;

- укрепление института семьи,  повышение престижа материнства и отцовства, содействие повышению общественной значимости отцовского и материнского труда по воспитанию детей.

 

 

Макроэкономические характеристики развития ХМАО – Югра.

(в % к соответствующему  периоду предыдущего года)

 

Показатели

Россия

Югра

январь-сентябрь 2011 года

январь-сентябрь 2012 года

январь-сентябрь 2011 года

январь-сентябрь 2012 года

Индекс промышленного производства

108,9

105,2

101,9

98,2

Инвестиции  в основной капитал

102,9

104,8

116,6

113,4

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, в рублях

20 438,0

22 725,0

40 246,5

44 540,9

Реальная заработная плата

104,8

102,8

98,6

102,9

Оборот розничной  торговли

106,0

106,2

91,5

96,4

Объем платных  услуг населению

101,0

103,3

102,6

103,8

Индекс потребительских  цен, на конец периода (сентябрь к декабрю предыдущего года)

106,2

104,7

105,6

104,3

Информация о работе Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра