Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе формирования рыночной экономики, предполагающем предоставление большей экономической самостоятельности регионам, сущность проблемы размещения производства заключается в научном подходе к размещению производительных сил по территории страны, изменениям рациональной отраслевой и территориальной структуры хозяйства субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов. Такой подход проявляется в комплексном развитии районов разного уровня и ярко выраженной их рыночной специализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
ХМАО – Югра. Основные сведения…………………………………………5
Социально-экономическое положение ХМАО – Югры……………………6
Макроэкономические характеристики развития……………………………8
Денежные доходы и расходы населения………………………………….....9
Основные показатели развития экономики...................................................11
Структура промышленного производства………………………………….12
Инвестиционная активность……………………..………………………….19
Открытость экономики региона…………………………………………….20
Межрегиональные связи………………………………………………….…20
Внешнеэкономическая деятельность…………………………………….…22
Сравнение основных показателей
развития ХМАО с другими регионами………………………………….…23
Проблемы в социально-экономическом развитии ХМАО – Югра………25
Заключение………………………………………………………………..…28
Литература…………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

контр раб региональная экономика для сайта.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)

Третья группа проблем связана  с деятельностью нефтегазового сектора экономики округа. После 40 лет интенсивной промышленной эксплуатации большинство крупных и гигантских нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи, 70% запасов нефти относится к категории трудноизвлекаемых. Несоблюдение недропользователями объемов и сроков проведения геологоразведочных работ оборачивается многолетним отставанием работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Начиная с 1998 года прирост запасов практически все годы не компенсирует добычу нефти.

Существует проблема сбора и  утилизации попутного нефтяного  газа ввиду низкой стоимости газа (по сравнению с затратами на его  подготовку и утилизацию), монополизации  рынка транспорта, переработки, сбыта  попутного нефтяного газа. По оценкам, цена сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа - миллиард долларов в год. Загрязняющие выбросы в атмосферу исчисляются тысячами тонн.

К этой группе проблем непосредственно  примыкают вопросы энергетической безопасности сел и поселков как  важнейший современный вызов для округа. Территория, обладающая целым спектром собственных источников тепла и энергии, ежегодно завозит для местного тепло- и энергообеспечения тысячи тонн угля и нефтепродуктов за тысячу километров, тратит на эту процедуру сотни миллионов рублей. В условиях глобального дефицита энергии неиспользование, невовлечение в народнохозяйственный оборот местных источников котельного, печного и моторного топлива является недопустимой роскошью. В современном мире энергия не бывает лишней.

Четвертая группа проблем округа - экологические - связана с высоким техногенным воздействием на три составляющих биосферы - воздушную, водную и земельную. Автономный округ на протяжении последних лет занимает печальное лидерство в Российской Федерации по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в основном за счет сжигания нефтяного попутного газа.

Неблагополучное состояние поверхностных  вод и несоответствие качества воды в источниках питьевого водоснабжения  установленным санитарным нормам и правилам, нарастающие ограничения в запасе качественной питьевой воды объясняются воздействием нефтегазодобывающей инфраструктуры и сбросом загрязненных сточных вод от населения автономного округа. Площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, на территории округа составляет около 35 тыс. га.

Пятая группа проблем связана со слабой диверсификацией структуры  экономики округа, на долю топливно-энергетического  комплекса приходится 95% промышленного  производства. Одно из проявлений слабой диверсификации местной экономики - неразвитость местной стройиндустрии, производства стройматериалов. В округе разведаны месторождения известняка, однако местного цементного производства для их использования при производстве бетонных и железобетонных изделий нет. Потребность в щебне удовлетворяется исключительно за счет завоза из других регионов.

Шестая группа проблем связана  с недостаточным развитием наукоемкого  малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый  бизнес округа приурочен к строительству, торговле, операциям с недвижимостью, предоставлению услуг, отчасти промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно. Малые и средние предприятия округа мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.

Седьмая группа проблем - инфраструктурные, отчасти унаследованные от прошлого периода развития округа. Дорожная сеть, транспортная инфраструктура округа создавались для целей удобного вывоза из него продукции союзной специализации и завоза в обособленные промплощадки основных факторов производства для нефтедобычи и лесозаготовок. После обретения статуса субъекта Российской Федерации в 1992 году исключительно внешне обращенная конфигурация дорожной сети, усеченная местная транспортная и коммуникационная инфраструктура стали тормозом полноценного развития округа. Несмотря на интенсивное строительство автодорог, сегодня более половины населенных пунктов не имеют постоянной транспортной связи.

Объективные причины  контрастов экономических и социальных индикаторов (например, среднемесячной заработной платы работников) в нефтегазовых восточных муниципальных образованиях и агропромысловых западных - естественная неравномерность размещения нефтяных месторождений на территории округа. В последние годы глубина различий между ними увеличивается. Наиболее экономически проблемными территориями являются Кондинский, Березовский и Белоярский районы, имеющие низкие показатели практически по всему кругу экономических и социальных индикаторов.

Проблемы общей безработицы, нелегальной  миграции иностранной рабочей силы, недостаточно эффективного профессионального  образования и переобучения можно  объединить как проблемы регионального рынка труда, весьма специфичного, слабо конкурентного и функционирующего со значительным трением.

Округ сталкивается с растущей нехваткой  квалифицированных кадров, в том  числе и кадров рабочих специальностей. В нефтегазовом, лесном, рекреационном  комплексах, социальной сфере прослеживается недостаток кадров высшей квалификации, остро необходима местная система переподготовки кадров среднего звена, подготовка кадров рабочих профессий. Многие крупные и средние предприятия округа устранились от процесса обучения и переподготовки кадров: не участвуют в создании программ обучения, не лоббируют создание "нужных" им специальностей, не принимают молодежь на стажировку, не направляют на повышение квалификации своих сотрудников и т.д.

Географические и климатические условия автономного округа - равнинность территории, избыточность атмосферных осадков, большие разливы рек весной, приводящие к избыточному увлажнению почвы и образованию болот, отрицательная среднегодовая температура формируют девятую группу проблем, связанную с издержками жизнедеятельности, повышенными расходами на проживание населения, обеспечение необходимого уровня жилищно-коммунальных и социальных услуг и инфраструктурную обустроенность.

 

Заключение

 

По основным показателям Югра по-прежнему является одним из лидеров российской экономики и в числе субъектов-доноров.

Стабильно высокие цены на нефть позволили сформировать хороший задел для профицита бюджета нынешнего года и что-то «отложить» в резервный фонд. Дополнительные доходы позволили увеличить финансирование непосредственно муниципальных образований на решение их неотложных проблем. Разморожены стройки, решены проблемы тысячи семей обманутых дольщиков,  увеличены темпы строительства и ремонта жилья, продолжается переселение людей из ветхих и экологических опасных жилых зданий. Это - замена устаревших инженерных сетей жилищно-коммунального хозяйства, ремонт внутриквартальных и магистральных дорог, продолжение реализации на практике всех социальных программ. Округ смог вернуться к стабильному развитию. Естественный прирост населения по-прежнему динамичен, а число родившихся намного превышает количество умерших.

Определяющими направлениями  развития региона является сохранение и повышение динамики развития материальной сферы в обрабатывающих производствах, лесопромышленном комплексе, в нефтегазохимии, электроэнергетике. Прогнозируется увеличение спроса на людей труда, а это означает, что численность занятых в экономике будет возрастать. В социальной политике – восстановление тенденции увеличения заработной платы наряду с оптимизацией издержек производства и повышением уровня эффективности использования трудовых ресурсов во всех видах экономической деятельности. Если обозначить социальным индикатором развития повышение уровня и качества жизни каждого жителя автономного округа, таким образом, обеспечится стабильное и поступательное развитие Югры.

Основной отраслью, определившей специализацию  ХМАО, стал топливно-энергетический комплекс, обеспечивший энергетическую безопасность России в общественной структуре территориального разделения труда, которая демонстрирует самодостаточность ее экономики. Энергетическая база ХМАО – Югра позволила создать здесь крупные, имеющие общегосударственное и международное значение, комплексы, в основе которых находятся энергоемкие производства (алюминия, никеля, кобальта, меди, платиноидов, некоторых видов продукции нефтехимического и целлюлозно-бумажного производства). 

 

 

Используемая литература 
 

  1. Экономическая география России, Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С.  Шишов, Москва 2000г.
  2. Рейтинг Социально-экономического положения субъектов РФ, центр  экономических исследований, Москва 2012г.
  3. Федеральные округа России, региональная экономика. Учебное  пособие, В.Г. Глушкова, Ю.А. Симагина, Кнорус 2009г.
  4. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты- Мансийского автономного округа – Югры http://www.admhmao.ru
  5. Официальный веб-сайт Росстат Федеральная служба государственной  статистики http://www.gks.ru
  6. Информационное агентство «Югра Информ» http://www.ugrainform.ru
  7. Новости Югры, официальный веб-сайт http://www.gazeta.ugra-news.ru
  8. Информационная система мониторинга и анализа социально- экономического развития ХМ АО - Югры АИС «Мониторинг ЮГРА»,  официальный веб-сайт http://www.monitoring.admhmao.ru

 




Информация о работе Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра