Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе формирования рыночной экономики, предполагающем предоставление большей экономической самостоятельности регионам, сущность проблемы размещения производства заключается в научном подходе к размещению производительных сил по территории страны, изменениям рациональной отраслевой и территориальной структуры хозяйства субъектов Российской Федерации, крупных экономических районов. Такой подход проявляется в комплексном развитии районов разного уровня и ярко выраженной их рыночной специализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
ХМАО – Югра. Основные сведения…………………………………………5
Социально-экономическое положение ХМАО – Югры……………………6
Макроэкономические характеристики развития……………………………8
Денежные доходы и расходы населения………………………………….....9
Основные показатели развития экономики...................................................11
Структура промышленного производства………………………………….12
Инвестиционная активность……………………..………………………….19
Открытость экономики региона…………………………………………….20
Межрегиональные связи………………………………………………….…20
Внешнеэкономическая деятельность…………………………………….…22
Сравнение основных показателей
развития ХМАО с другими регионами………………………………….…23
Проблемы в социально-экономическом развитии ХМАО – Югра………25
Заключение………………………………………………………………..…28
Литература…………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

контр раб региональная экономика для сайта.doc

— 703.00 Кб (Скачать файл)

Учреждено Представительство Республики Северная Осетия-Алания в ХМАО - Югре. На стадии согласования Соглашение о сотрудничестве автономного округа с Северной Осетией - Аланией.

Межрегиональное сотрудничество автономного  округа с субъектами РФ осуществляется комплексно с участием всех отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов автономного  округа. Основные формы межрегионального сотрудничества: организация и проведение совместных отраслевых мероприятий, круглых столов, видеоконференций, обмен опытом и информацией, участие в международных и региональных проектах, осуществление товарообмена.

Межрегиональное сотрудничество исполнительных органов государственной власти автономного округа осуществляется в различных сферах деятельности и направлено на расширение существующих и налаживание новых долгосрочных, взаимовыгодных, равноправных и добрососедских взаимоотношений. Лидирующие позиции по количеству совместных мероприятий сохраняются за Свердловской, Тюменской, Челябинской областями, г.г. Москва, Тюмень, Санкт-Петербург и Краснодарским краем. Основные сферы сотрудничества: здравоохранение, образование, транспорт и связь, социальное обеспечение и др.

Реализация цели по созданию условий  для сохранения, установления и расширения прямых связей между муниципальными образованиями автономного округа и субъектов РФ осуществляется через  комплексное развитие и укрепление торгово-экономического, научно-технического, социального и культурного сотрудничества.

Ежегодно в городах и районах  автономного округа проходят выставки ведущих предприятий субъектов  РФ, представители муниципальных  образований активно участвуют  в различных спортивных соревнованиях и турнирах, в мероприятиях в сфере образования, здравоохранения, культуры в других регионах России.

Лидирующие позиции на протяжении ряда лет занимают Свердловская, Московская, Тюменская, Челябинская области, города Москва, Тюмень, Санкт-Петербург.

Основными направлениями являются физическая культура и спорт, образование, здравоохранение, культура и искусство, управление (политика).

Договоры заключаются с целью  поставок учреждениям социальной сферы  специализированного оборудования, оргтехники, мебели; предоставления комплекса медицинских и образовательных услуг; технического обслуживания автомобильного транспорта; проведения строительных и ремонтных работ жилого фонда, систем жизнеобеспечения; проектно-изыскательских работ. Наибольшее количество договоров реализуется городами Сургут, Урай, Югорск, Мегион, Когалым, Белоярский; Сургутским и Кондинским районами.  

Показателем сотрудничества автономного  округа с субъектами Российской Федерации  служит товарообмен.

Товарообмен автономного округа с регионами Российской Федерации составил 106941975,4 тыс. рублей.

Лидирующие позиции в товарообмене занимают Тюменская, Свердловская, Челябинская, Нижегородская,  Омская области и Республика Татарстан.

Наибольший объем товаров ввозится в автономный округ из Свердловской, Нижегородской, Челябинской, Омской, Томской, Тюменской областей и  Республики Татарстан.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является членом Межрегиональной  ассоциации экономического взаимодействия  "Сибирское соглашение" с 1992 года.

Представители автономного округа входят в состав координационных  советов, действующих в рамках "Сибирского соглашения": по космическому мониторингу, энергетике, ТЭК, ЖКХ, транспорту, лесному  хозяйству, АПК, информационным ресурсам, внешним связям, культуре, образованию и туризму.

В сентябре 2010 года на заседании Совета Межрегиональной ассоциации "Большой Урал" в г. Екатеринбурге принято решение о включении автономного округа в состав ассоциации в качестве полноправного члена (ранее автономный округ находился в статусе наблюдателя).

 

Внешнеэкономическая деятельность

Основными направлениями в развитии внешнеэкономической деятельности являются внешняя торговля, привлечение  иностранных инвестиций.

 

Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (млн. долл. США)

 

2011 год

2012 год

в % к 2011 году

Оборот, всего

14 920,1

19 251,7

129

страны дальнего зарубежья

13 041,6

16 464,6

126,2

страны СНГ

1 878,5

2 787,1

148,4

Экспорт

13 490,3

18 270,4

135,4

страны дальнего зарубежья

11 700,7

15 551,3

132,9

страны СНГ

1 789,6

2 719,1

151,9

Импорт

1 429,8

981,3

68,6

страны дальнего зарубежья

1 340,9

913,3

68,1

страны СНГ

88,9

68

76,5

Сальдо

12 060,5

17 289,1

143,4


 

Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры составил 19 251,7 млн. долл. США, что на 29% больше уровня предыдущего года. На страны дальнего зарубежья пришлось 85,5% от общего объема товарооборота округа, на страны СНГ – 14,5%.

Импорт составил 5,1% от внешнеторгового  оборота автономного округа, соответственно на экспортные поставки пришлось 94,9%. Коэффициент покрытия экспорта товарами импорта составляет 18,6 раза.

Экспорт товаров и услуг Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры составил 18 270,4 млн. долл. США.

Продукция поставляется в 48 стран  мира. Основные виды экспортируемых товаров: нефть, нефтепродукты, деловая древесина. Нефть составляет 99,7% от общего объёма экспорта региона.

Основные торговые партнеры в экспорте автономного округа: Нидерланды (18,4% от общего объема экспорта), Германия (18,1%), Белоруссия (13%), Польша (11%), Италия (8,3%) и другие. Географическая направленность экспорта нефтедобывающей отрасли связана с основными магистралями нефтепроводов, пролегающих по территории России и европейских стран.

Традиционной статьей экспорта является продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные лесопромышленные предприятия-экспортеры объединяет ОАО “Югорский лесопромышленный холдинг”.

Импорт товаров и услуг в ХМАО – Югру за 2011 год уменьшился на 31,4% по сравнению с показателями аналогичного периода 2010 года, при этом 93,1% ввозимых товаров поступает из стран дальнего зарубежья. 44 страны поставляют свою продукцию в округ. В 2011 году больше всего товаров ввозилось из США (29,5% от общего объема импорта), Германии (12,9%), Нидерландов (8,4%), Китай (7,1%). В структуре импорта преобладают следующие товарные группы: оборудование и механические устройства (41% от общего объема импорта), электрические машины и оборудование (33,9%), изделия из черных металлов (8,6%) и другие группы товаров.

 

Сравнение основных показателей  развития ХМАО с другими регионами

 

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра по своим потенциальным ресурсам, степени их разведанности, добычным возможностям, развитости производственной инфраструктуры и рентабельности освоения запасов останется в ближайшие 30 лет одной из основных ресурсных баз России, способной обеспечить более половины национальной нефтедобычи.

По главным экономическим параметрам округ существенно превосходит  среднероссийские показатели, а  также аналогичные показатели соседних регионов Российской Федерации. Превышение значения индекса развития человеческого потенциала округа над среднероссийским и показателями регионов Уральского федерального округа объясняется значительным превосходством автономного округа по среднедушевым показателям ВРП и достигнутой средней продолжительности жизни населения.

Сильные стороны экономики округа состоят в молодости человеческих ресурсов и материальных активов, стабильности внутри региональной исполнительной власти, которая способна работать бесконфликтно со всеми субъектами экономики, наличии глобально конкурентоспособных бизнес-структур в нефтедобыче, авиатранспортных, страховых, лизинговых услугах, в строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Значительный потенциал регионального потребительского рынка, определяемый высокими личными доходами населения, пока используется явно недостаточно.

 

Сравнение ключевых индикаторов развития округа, России,

регионов Уральского федерального округа

 

 

Объем ВРП 
на душу  
населения 
(с учетом 
уровня   
покупа-  
тельной  
способ-  
ности) в  
% к РФ

Объем   
экспорта 
на душу  
насе-   
ления, в 
% к РФ

Индекс  
развития 
челове-  
ческого  
потен-  
циала   
(ИРЧП)

Объем  
инвес-  
тиций в 
основ-  
ной   
капитал 
на душу 
насе-  
ления,  
в % к  
РФ

Темпы  
роста  
реаль-  
ных   
денеж-  
ных   
доходов 
насе-  
ления в 
% к  
2002 г.

Доля     
прибыльных  
организаций 
во всех   
отраслях   
экономики,  
в %

2006  
г.

2005  
г.

Российская        
Федерация       

100,0

100,0

0,770

100,0

113,0

70,3

66,4

Ханты-Мансийский  
автономный округ  
- Югра          

706,2

1038,6

0,873

619,3

111,0

76,6

71,0

Ямало-Ненецкий АО

644,9

450,0

0,880

953,0

109,3

64,61

59,03

Тюменская область 
(без Ханты-       
Мансийского и     
Ямало-Ненецкого   
автономных        
округов)        

211,3

76,8

0,796

199,7

111,4

73,31

69,0

Курганская        
область         

43,6

7,9

0,733

43,2

123,0

60,2

51,1

Свердловская      
область         

95,1

59,0

0,758

91,2

110,0

71,15

66,7

Челябинская       
область         

80,4

57,4

0,767

76,3

118,3

70,9

63,3


 

Слабые стороны экономики округа заключаются в недостаточной  ее диверсификации, инфраструктурной неразвитости, сильных внутрирегиональных экономических и социальных контрастах, недостаточной инновационности. По многим ключевым показателям инновационного развития (число патентов на 1 млн. жителей; доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля кандидатов и докторов наук среди работников с высшим образованием, уровень энергоемкости производства) округ имеет худшие позиции, чем среднестатистический российский регион. Крайне низка отдача (результативность) от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет окружного бюджета.

 

Проблемы в социально-экономическом  развитии ХМАО – Югра

 

По типу социально-экономического развития округ относится к опорным  сырьевым регионам, но так же является проблемным регионом Севера. Основу экономики ХМАО составляет промышленность, базирующаяся на эксплуатации месторождений нефти и имеющая явно сырьевую направленность. Моносырьевая (нефтедобывающая) направленность экономики и локальное промышленное освоение территории округа привели к серьезным диспропорциям в развитии хозяйственной и социальной инфраструктур:

  • топливно-энергетическая ориентация производства промышленной продукции;
  • крайне слабое развитие производств товаров народного потребления и агропромышленного комплекса, приведшее практически  к полной зависимости округа от ввоза товаров жизнеобеспечения населения из других экономически развитых районов России, в  т.ч.  зарубежья;
  • недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и связи;

 

Первая группа проблем, стоящих  перед округом, связана с недостаточно предсказуемой глобальной экономической динамикой, рисками и неустойчивостью, которые генерирует мировая экономика. Округу предстоит адаптироваться к новым условиям усиливающейся глобальной конкуренции, растущему доминированию Китая, Индии, стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике.

Вторая группа проблем связана  с диспропорциями внутри финансовой системы региона. Несмотря на усилия Правительства округа по привлечению  внешних инвесторов, которым предоставляются  налоговые льготы, компенсации процентов  за кредиты, бюджетные кредиты, недвижимость и другое имущество, находящееся в собственности автономного округа. Не развиты финансовые институты, обеспечивающие трансформацию сбережений населения округа в капитал. Сбережения населения, которые, по оценкам экспертов, составляют около 60 - 70 млрд. рублей, в настоящее время слабо участвуют в инвестиционном процессе в округе. Лишь в самое последнее время удалось привлечь средства населения в жилищное строительство за счет ипотечного кредитования.

Информация о работе Анализ экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра