В основе экономического роста
в России лежат аспекты, которые
начали формироваться еще задолго
до распада СССР. Именно совокупность
этих проблем является главным тормозом
развития страны [2, c. 328].
Новая конкурентоспособная
экономика должна быть сформирована
на поддержке и развитии ключевых
отраслей, которые станут точками
роста и создадут основу для качественного
роста во всей хозяйственной системе.
Выделяют две группы отраслей,
которые смогли бы стать этими
точками роста:
- конкурентные на внутреннем
рынке, имеющие определенные экспортные
возможности (автомобилестроение, тракторостроение
и сельское хозяйство, машиностроение,
специальное судостроение);
- конкурентные на мировом рынке,
которые могут стать очагами формирования
постиндустриальных укладов (авиакосмический
комплекс, атомная энергетика и производство
изотопов, приборостроение, программное
обеспечение).
На конкурентоспособность
отечественной продукции влияет
ряд факторов: во-первых, цены на мировых
рынках; во-вторых, инвестиционный спрос,
который сам существенно зависит
от экспортных цен. Третий фактор - объем
импорта, меняющийся в зависимости
от первых двух факторов или же просто
из-за организационных проблем на
таможне. На первые два фактора правительство
вообще не может влиять, а на третий
влияет незначительно.
Ограничения экономического
роста в долгосрочной перспективе
зависят от экономической политики
государства (правительства).
В последнее время рост
достигается за счет действующих
предприятий, новые мощности, как
правило, не вводятся, а лимиты работающих
практически исчерпаны. Россия в настоящее
время несет тяжкое бремя, от которого
развитые страны в большинстве своем свободны:
это долговая зависимость. Будучи нетто-должником,
обеспечить конкурентное по качеству
развитие и встать вровень с ведущими
промышленными державами чрезвычайно
трудно. Долговая зависимость препятствует
полной мобилизации необходимых ресурсов
для прорыва на высшую технологическую
ступень, ощутимо противодействует становлению
такой экономической системы, которая
отвечала бы насущным задачам и стратегическим
приоритетам развития производительных
сил, подчиняет экономическую политику
не столько внутренним, сколько внешним
интересам и зарубежному капиталу.
Не стоит забывать и
об инфляции. Времена легковесного
отношения к индикаторам инфляции
в развитых странах остались далеко
в прошлом. Там, прочно осознали, что
она несет обесценение не только
валюты, но и стимулов к труду, всей
системы макроэкономического регулирования
в целом.
Удержание высоких темпов
роста экономики в среднесрочной
перспективе является одним из главных
пунктов экономической стратегии
России.
На рубеже ХХ-ХХI вв. Россия
столкнулась с вызовами догоняющего
развития. Впрочем, в отличие от ситуации
столетней давности, в настоящее
время стоит вопрос не о догоняющей
индустриализации, а о догоняющей
постиндустриализации. Именно в этом состоит
ключевая долгосрочная проблема развития
российского общества. Решение задачи
сокращения и преодоления отставания
от наиболее развитых стран мира может
и должно стать центральным вопросом,
объединяющим общество, его элиту и различные
группы интересов.
Потребность западных стран
в сырье и промышленных товарах,
поставщиками которых выступают
государства, находящиеся на индустриальной
стадии развития, резко снижается. В
то же время, как мы уже отмечали, основой
стратегии догоняющего развития является
импорт технологий и экспорт производимой
продукции в развитые страны, что позволяет
привлекать в догоняющие экономики валютные
поступления и способствует поддержанию
хозяйственного роста. Следовательно,
важнейшим препятствием для осуществления
догоняющего развития становится все
возрастающая "закрытость" западного
мира.
XX век явил миру две
модели догоняющего развития. Одна
из них сугубо индустриальная,
представленная опытом СССР 30-х
гг., Германии 30-х и 40х гг., стран
социалистического лагеря 50-х и
60-х гг. Другая Модель в той
или иной мере копировала черты
постиндустриального развития западных
обществ; этой модели следовали
Япония в 70-е и 80-е гг. и
государства ЮВА в 80-е и 90-е.
Обе эти модели заключали в
себе фундаментальный конфликт
между самодостаточностью и естественностью
развития, конфликт, не порождавший
конструктивного решения, а препятствовавший
успешному воплощению в жизнь
поставленных целей.
Применительно к России существуют
следующие негативные предпосылки
попадания в ловушку догоняющего
развития:
- нехватка собственных инвестиционных
ресурсов;
- зависимость от импорта потребительских
товаров, продовольствия, большинства
современных информационных технологий;
- недостаточно благоприятный
инвестиционный климат (в России правящая
верхушка, осознанно или стихийно, постоянно
препятствует этому);
- пренебрежение к развитию
национальной науки и интеллектуальному
потенциалу нации в целом, хотя любое догоняющее
развитие в постиндустриальную эпоху
возможно лишь в условиях востребованности
квалифицированного труда. В США в 1995 г.
неквалифицированные работники составляли
не более 3,9% рабочей силы; в России их доля
сегодня не опускается ниже 25%. Доля расходов
на образование в бюджете США (превышающем
российский в 20 раз) превышает отечественный
показатель в 2,5 раза, а на здравоохранение
- почти в 6 раз. К 1997 г. уровень затрат на
финансирование научной сферы сократился
в России более чем в 7 раз по сравнению
с 1990 г.;
- абсолютная неспособность
государства к выполнению главной позитивной
роли - концентрации усилий на главных
направлениях развития.
И еще одна проблема, мешающая
нормальному экономическому росту,
- коррупция.
Коррупция - сложный, комплексный
феномен, корни которого пронизывают как
бюрократические, так и политические институты.
Воздействие коррупции на экономическое
развитие не однозначно и не может быть
подвержено поверхностному анализу. Коррупция
вынуждает правительства стран регулировать
вопросы вне их компетенции, тем самым
наращивая бюрократический аппарат, который
сам по себе является благодатной почвой
для разного рода мздоимства и лихоимства.
На современном этапе
выделяют два вида коррупции: широкомасштабную
(оптовую) и мелкомасштабную (розничную).
Первый вид коррупции процветает в международных
экономических отношениях и обычно вовлекает
в свой оборот, помимо бюрократов, еще
и политиков. Здесь нелегальные сделки
могут осуществляться далеко за пределами
страны. Розничная коррупция имеет менее
значимые экономические потоки, но обладает
свойством всепроникновенности и всеобъемлемости.
Агентами коррупционных отношений в данном
случае могут выступать как предприниматели
(взятки за получение лицензий), так и частные
лица.
Помимо вышеупомянутого
вида коррупции, различают политическую
и бюрократическую коррупции. Зачастую
их трудно разделить, поскольку эти два
вида имеют тенденцию к сращиванию через
сговор.
Коррупция в обществе может
проявляться редко, а может носить
массовый характер. В этом случае мы
говорим о единичной или систематической
коррупции. Если коррупция выражается
в том или ином обществе лишь несколькими
отдельными фактами, то ее легко выявить
и пресечь. Систематическая коррупция
существует в том случае, когда взяточничество
в любых масштабах является привычным
делом и представляет собой вид трансакций
для получения агентом экономических
отношений определенных благ и возможности
доступа к этим благам. Она порождает так
называемые коррупционные ловушки, которые
существуют как на микро-, так и макроуровнях.
Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется
наличие коррупционных ловушек на макроуровне.
Их формированию способствуют бюрократические
традиции, сложившиеся в обществе, высокая
дифференциация доходов населения и низкий
культурный уровень развития.
Дальнейшее закрепление
неэффективной нормы поведения
происходит под действием трех механизмов.
Во-первых, коррупционная деятельность
совершенствуется, возникают коррупционные
иерархии, развивается технология дачи
взятки (эффект обучения).
Во-вторых, неэффективная
норма встраивается в систему
других норм, сопрягается с ними.
Так, коррупция связана с уходом
от налогов и лоббированием законов.
Это еще больше затрудняет борьбу
с ней (эффект сопряжения).
В-третьих, коррупция оказывается
столь обычной и ожидаемой, что
отказ от нее воспринимается как
нарушение общепринятого порядка
вещей: включается механизм культурной
инерции. В результате действия этих
механизмов уменьшаются трансакционные
издержки коррупционного поведения
и увеличиваются трансформационные
издержки перехода к альтернативной
норме.
Первый фактор представленной
триады - бюрократические традиции на самом деле
является мощным толчком для установления
в обществе особого коррупционного порядка,
где нелегальные формы отношений являются
нормой поведения. Зачастую коррупция
является частью культуры или стилем жизни
отдельного региона.
Второй фактор - высокая дифференциация
доходов населения также способствует
попаданию общества в коррупционные ловушки.
При преобладании в обществе только двух
социальных слоев - бедных и богатых возникает
ситуация, когда инвестиции в производственную
сферу становятся невыгодными по ряду
причин (низкий платежеспособный спрос,
длительный срок отдачи вложенного капитала
и т.д.). Тогда основными вложениями собственников
крупных капиталов становятся рыночные
платежи (зачастую нелегальные) за обладание
теми или иными преимуществами (рентой)
для извлечения монопольного дохода.
Третий фактор - низкий культурный
уровень общества - также дает
возможность насаждения населению удобных
теневым кругам моделей поведения. В этом
случае население легко поддается психологическому
манипулированию.
Борьба со всеми причинами
и проявлениями коррупции в современных
условиях превращается в необходимый
и довольно мощный фактор, ускорения
экономического роста в стране [6, c. 319].
Для перехода к устойчивому
экономическому росту и развитию
необходимо, прежде всего, поставить
цель, затем разработать и публично
обсудить программы ее реализации.
На этой основе власть обязана проводить
научно-техническую, промышленную, экономическую,
социальную политику, направленную на
обеспечение экономического роста
и социально-экономического развития.
Объективных причин отставания России
в развитии не существует, но для
этого есть препятствия со стороны
субъектов определенных экономических
группировок. Прямо никто не выступает
против развития, но когда дело доходит
до направления средств на связанные
с этим проекты, то оказывается, что
материальные и финансовые ресурсы
кому-то "остро" нужны для покупки
футбольных клубов в Англии или старинных
замков во Франции, кому-то для строительства
особняков в России. Что касается
содержательной части проектов, обеспечивающих
устойчивый экономический рост, то
высокие темпы прироста дают технологические
инвестиции в машиностроение, легкую промышленность,
в иные виды переработки сырья и изготовления
наукоемких изделий. Обрабатывающая промышленность
в отличие от сырьевых отраслей не ограничена
в своем росте, и потому связанные с ней
проекты способны обеспечить именно устойчивый
рост.
3.2. Анализ экономического
роста в России. Прогноз и оценка
Одним из наиболее важных показателей,
характеризующих рост экономики, является
валовой внутренний продукт.
На основании Госкомстата,
рассмотрим ВВП России на период с 2005
по 2010 г.
Таблица 1 – Валовой внутренний
продукт
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Номинальный ВВП (млрд. руб) |
21609,8 |
26917,2 |
33247,5 |
41276,8 |
38786,4 |
44939,2 |
Реальный ВВП (млрд. руб) |
15058,7 |
16286,5 |
17676,5 |
18604,2 |
17150,4 |
17842,3 |
Индексы физ. объема ВВП (в %
к предыдущему году) |
106,4 |
108,2 |
108,5 |
105,2 |
92,2 |
104,0 |
Индексы дефляторы ВВП (в
% к предыдущему году) |
119,3 |
115,2 |
113,8 |
118,0 |
101,9 |
111,4 |
Данные таблицы 1 показывают,
что ВВП России с каждым годом
увеличивается, только в период с 2008
по 2009 г. он снизился на 1453,8 млрд. руб. (18604,2-17150,4).
Скорее всего, это вызвано мировым
финансовым кризисом.
Далее рассмотрим графически
изменение ВВП России (рисунок 5)
Рисунок 5 – Изменение
ВВП
Как уже говорилось, ВВП
России является одним из важнейших
показателей экономического роста
и в современное время значительно
увеличился по сравнению с 90-ми гг.
Основные макроэкономические
параметры развития экономического
роста в России в 2011–2013 гг. будут
определяться следующими факторами: состоянием
мировой экономики, внутренней институциональной
средой, бизнес-климатом и бюджетной
политикой Правительства РФ и
денежно-кредитной политикой Банка
России. Здесь основное внимание будет
уделяться анализу внешних условий
развития экономики (ситуация в мировой
экономике), а также бюджетной (в
плане общих параметров бюджета
и государственного долга) и денежно-кредитной
политике.