Анализ экономического роста России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить сущность экономического роста, рассмотреть его факторы и типы, выявить особенности экономического роста в Российской Федерации.
Исходя из данной цели, необходимо рассмотреть ряд задач: дать определение экономического роста; изучить классификацию типов экономического роста; рассмотреть эффективность и качество экономического роста;
изучить анализ факторов экономического роста; рассмотреть показатели, характеризующие экономический рост страны;
рассмотреть роль государственного регулирования в обеспечении экономического роста;

Файлы: 1 файл

экономический рост.docx

— 143.99 Кб (Скачать файл)

Укрепление курса рубля также  оказывает негативное влияние на платежный баланс РФ. Вследствие быстрого роста импорта баланс счета текущих  операций в 2013 г. становится нулевым, что  при отсутствии притока капитала в страну (из-за низкой инвестиционной активности внутри страны и усиления рисков, связанных с ростом долга) приводит к отрицательному сальдо платежного баланса в целом и стабилизации объема международных резервов на уровне, близком к докризисному максимуму – 610 млрд долл.

Подводя итог анализу Сценария бюджетной  экспансии, необходимо отметить, что  данный сценарий фактически предполагает усиление зависимости экономики  РФ от цен на нефть и формирование предпосылок для бюджетного кризиса  в будущем. Отсутствие сбалансированности бюджетной системы РФ уже в  пределах рассматриваемого периода (до 3 лет) является фактором, негативно  влияющим на темпы экономического роста, платежный баланс, скорость снижения инфляции и ситуацию в сфере денежного  обращения.

Таким образом, мы рассмотрели три возможных сценария экономического развития России (базовый, оптимистический, бюджетной экспансии).

 

 

3.3. Пути ускорения  экономического роста в России

 

 

В связи с необходимостью обеспечения  устойчивого экономического развития в условиях современного высококонкурентного  мира значительно усложняется характер проблем, которые предстоит решать нашей стране.

Объем образующихся и накопленных  в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных  вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства  основного капитала в реальном секторе  экономики. Но данное увеличение капитальных  вложений будет возможно при правильной экономической политике, ориентированной  на решение следующих задач.

В технологической области стоит  задача создания производственно-технологических  систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению  ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей  от экспорта природных ресурсов в  производственно-технологические системы  нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности  и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

Те же цели должны определять политику в области совершенствования  организационно-производственной структуры  экономики. Важно стимулировать  такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских  и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться  в условиях жесткой международной  конкуренции, обеспечивать непрерывное  повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых  технологий. Необходимо ликвидировать  отставание в использовании современных  технологий управления производством  в течение всего жизненного цикла  продукции.

Для перевода начавшегося оживления  экономики в режим устойчивого  экономического роста требуются  соответствующие макроэкономические условия. Они включают: нормализацию системы денежного обращения  и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание  институтов долгосрочного финансирования инвестиций в развитии производственной сферы, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление  ценовых диспропорций, защиту внутреннего  рынка от недобросовестной конкуренции  со стороны импортеров.

Так же выход на траекторию устойчивого  экономического роста предполагает формирование механизмов расширенного воспроизводства, связывающих процессы роста производства, увеличения доходов  населения, расширение конечного спроса, накопления сбережений и подъема  инвестиций. В условиях глубокой дезинтеграции  экономики это требует применения инструментов государственного регулирования  для устранения диспоритета цен, оздоровления конкурентной среды, активизации  конечного спроса.

В сфере ценообразования необходимо устранить завышение цен на продукцию  монополизированных отраслей экономики. Формы государственного контроля над  ценообразованием должны определяться условиями конкуренции: от прямого  регулирования тарифов на услуги естественных монополий до мониторинга  цен на продукцию, производимую и  поставляемую на рынок в конкурентных условиях. При этом государство не должно подменять рыночное ценообразование  бюрократическим произволом.

В антимонопольной политике важнейшие  задач и - декриминализация оптовой  и розничной торговли, расчистка  товаропроводящей сети от организованной преступности, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле, прекращение злоупотреблений со стороны естественных монополий  и др.

Для активизации конечного спроса в целях стимулирования производства должна быть внедрена система регулирования  инвестиций и закупок в государственном  секторе, предусматривающая: увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования для обеспечения  общественных нужд; повышение эффективности  государственного контроля над использованием амортизационных отчислений и фондов накопления на предприятиях контролируемых государством (включая естественные монополии) для размещения заказов  среди производителей отечественного оборудования, прекращение использования  средств государственного бюджета  всех уровней на цели импорта, за исключением  ограниченного перечня критически необходимых товаров, не производимых в стране.

В регулировании внешнеэкономической  деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение  вывоза капитала за рубеж и предотвращения атак спекулятивного капитала с целью  дестабилизации рубля, а так же расширения сферы использования последнего в международных расчетах.

Реализация стратегии экономического развития России будет способствовать выходу нашей страны на траекторию быстрого и устойчивого роста. Тогда  российская экономика сумеет выйти  на инновационный путь развития, по которому идут передовые страны.

Согласно прогнозу развития российской экономики, разработанному ИНП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего технического отставания российской экономики от стран-лидеров время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Если возможности ее структурной перестройки на основе нового технологического уклада будут упущены, дальнейшее развитие будет протекать по инерционному сценарию и Россия останется сырьевой периферией мировой экономики.

Формирование государственной  экономической политики должно осуществляться на научной основе с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики нужно определять исходя из понимания  объективных закономерностей современного экономического роста, состояния и  конкурентных преимуществ российской экономики. Правительство и другие органы исполнительной власти должны отвечать за достижение сформированных общенациональных целей экономической  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Экономический рост - проблема многоаспектная, тем более, когда речь идет о стране, только выходящей из длительного  периода революционных потрясений и стоящей перед необходимостью решать задачи глубокой структурной  трансформации своей экономики.

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями количественной динамики экономического роста являются:

- годовой прирост объема ВВП;

- годовые темпы роста ВВП в расчете на душу населения;

- годовые темпы роста производства основных отраслей экономики.

Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала - физического или человеческого  в расчете на одного занятого или  душу населения. Во-вторых, изменения  технологического уровня экономики. Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов  в экономике. Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения  и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень  развития инфраструктурных секторов и  т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса. Таким образом, выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и  интенсивный. Следует отметить, что  экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет  только в тупик, не давая ни каких  шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Поскольку именно интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.

Для обеспечения устойчивого роста  и позитивных структурных сдвигов  нужна крупномасштабная модернизация, представляющая суть нового этапа преобразований в Российской экономике. Вопрос в  том как, какими методами она будет  проводиться. От этого зависит облик  России и через 20, и через 50 лет.

Уже сейчас, пока экономическое положение  дает нам запас прочности, нужно  начинать системную работу, но формированию основ устойчивого и долгосрочного  развития страны, позволяющих эффективно интегрироваться в глобальную экономику  и укреплять позиции национальных рынков и национального бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Абишев, М.Н. Капитал. Бизнес. Рынок. [Текст]: учебник/ М.Н. Абишев – Алма-Аты.: КО ''Паритет'',2005 – 248 с.

2. Агапова, Т.А. Макроэкономика [Текст]: учебник/ Т.А. Агапова, С.Ф Серегина – М.: ДИС, 2007 – 489 с.

3. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст]: учебник/В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина – М.:ЮНИТИ, 2005 – 756 с.

4. Борисов, Е.Ф.Экономическая теория [Текст]: учебное пособие / Е.Ф, Борисов М.: Юрайт, 2005 – 289 с.

5. Булатов, А.С.Экономическая теория [Текст]: учебник/ А.С. Булатов – М.: Экономист, 2003 – 379 с.

6. Бузгалин, А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии [Текст]: учебное пособие/ А.В. Бузгалин – М.: Таурус, 2005 – 435 с.

7. Бункина, М.К. Монетаризм. [Текст]: учебник/ М.К. Бункина – М.: АО ''Дис''.2006 – 542 с.

8. Вознесенский, Н.А. Денежное обращение и инфляция. [Текст]: учебник/ - М.:''Аса''2008 – 472 с.

9. Гальперин, В.М., Макроэкономика [Текст]: учебник/ В.М. Гальперин – М.: Кнорус, 2006 – 578 с.

10. Грязнова, А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник/ А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная – М.: Кнорус – М., 2007 – 635 с.

11. Джефри Сакс. Рыночная экономика и Россия [Текст]: учебник/ Джефри Сакс –М.:Экономика, 2008 – 796 с.

12. Иохин, В.Я. Экономическая теория [Текст]: учебник/ В.Я. Иохин – М.: Юристъ, 2004 – 387 с.

13. Киселева, Е.А. Макроэкономика [Текст]: учебник/ Е.А. Киселева – М.: Эксмо – М., 2006 – 657 с.

14. Макконнелл, К. Р. Экономикс в 2-х томах [Текст]: учебник/ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю – М.: Инфра – М, 2007 – 729 с.

15. Лутохина, Э.А.Макроэкономика: Социально риентированный подход [Текст]: учебное пособие/ - Э.А. Лутохина. – М.: Тессей, 2007 – 354 с.

16. Малева, Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости [Текст]: учебник/ Т.М. Малева – М.: Инфра-М, 2005 – 279 с.

17. Носова, С.С. Экономическая теория [Текст]: учебник/ С.С Носова – М.: Владос, 2004 – 327 с.

18. Райзберг, Б.А. Курс управления экономикой [Текст]: учебник/ Б.А. Райзберг – СПб.: Питер, 2003. – 528с.

19. Райзберг, Б.А. Управление экономикой [Текст]: учебник/ Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхудинов – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. – 784с.

Информация о работе Анализ экономического роста России