Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение рыночной конкуренции, содержания и теории конкуренции.
Поставленная цель курсового проекта предполагает решение следующих задач:
Сущность и содержание конкуренции на рынке
Анализ конкурентная борьба на рынках
Проблемы в области конкуренции и возможность их решения
Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатели больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.
В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.
При монополистической конкуренции легко основывать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько прост, как он был бы при совершенной конкуренции, поскольку могут быть некоторые дополнительные финансовые трудности, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существуют также фирмы, которые могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами на фабричное клеймо, торговыми марками. Все это увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.
Олигополия это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Об этом говорит этимология самого понятия «олигополия» (греч. «oligos» - несколько, «рolео» - продаю, торгую).
Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде в с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространи и длительного сохранения олигополистических структур. Эффект масштаба - важная, но не единственная причина так как уровень концентрации во многих отраслях превышает минимально эффективный уровень. Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях. Среди других причин - монополия контроля над редкими источниками сырья. Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные. Барьеры различны по прочности. Хотя непреодолим барьеров нет, они возникают вновь и вновь.
Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно тому, шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.
Всеобщая взаимозависимость
Таким образом, можно заключить, что на рынке может существовать четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция. Все они обладают определенными чертами, которые порой существенно отличают их друг от друга, а порой создают некоторые сходства между собой.
1.3 ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ОСУЩЕСВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
В нормативных актах любой
Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере конкуренции.
Так в Конституции РФ указывается, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию5.
Подробная регламентация пределов осуществления конкурентных действий и запрещения различных правонарушений, выходящих за эти пределы, содержится в Законе «О защите конкуренции».6 Статьей 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции определено, что за деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, виновное лицо несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В Уголовном кодексе РФ есть ст. 178, устанавливающая признаки преступности этих деяний7. К ним относятся, в частности, недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления либо поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, вытеснение с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли за собой причинение крупного ущерба. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.
В законе «О защите конкуренции» указывается, что он распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Положения данного Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения достигнуты и действия совершены в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов или в отношении акций (долей) хозяйственных обществ, прав в отношении коммерческих организаций, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации или оказывают иное влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА НА РЫНКАХ
2.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
Из всего разнообразия состязательных действий в рамках несовершенных рынков в качестве основных следует назвать ценовые и неценовые конкурентные действия.
Ценовые действия заключаются в том, что хозяйствующий субъект снижает цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает состязаться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе. Так, для поражения соперников на несовершенных рынках применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. Кроме того, особая роль при ценовой конкуренции на несовершенных рынках отводится ценовой дискриминации.
Другие конкурентные действия получили наименование «неценовых», так как главным инструментом соперничества выступает потребительная стоимость товаров (работ, услуг), их качество и другие факторы, непосредственно не связанные с ценой товара. Еще в начале ХХ века известный русский правовед Г. Ф. Шершеневич указывал что «конкуренция, прежде всего, происходит на почве качества предлагаемых товаров. Каждое предприятие стремится привлечь к себе внимание потребителей действительными или мнимыми преимуществами своих товаров перед товарами соперников»8. Неценовые действия выражаются в улучшении качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг), расширении их ассортимента и введении в оборот новых товаров, улучшении сервисного обслуживания, продлении гарантийных сроков и т.д. Следует также назвать конкурентные действия, связанные с условиями производства и продажи товаров. К ним, в частности, относятся использование новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности (ноу-хау и т.д.), захват более удобного местонахождения. Особо следует указать на рекламные действия конкурентов как мощное средство привлечения потребительского спроса.
Осуществление возможности совершать конкурентные действия имеет особенности. Суть проблемы в том, что совершение лицами конкурентных действий объективно связано с причинением определенных «помех» (неудобств, убытков в виде упущенной выгоды) другим субъектам предпринимательства (конкурентам). И такое причинение «помех», как правило, нельзя назвать противоправным. На это указывалось и в научной литературе. Так, Г.Ф.Шершеневич отмечал, что «например, открытие торгового заведения рядом или против прежнего магазина способно подорвать торговлю последнего; но какой бы вред ни наносила такая конкуренция, она составляет только осуществление права». Л.Б.Гальперин и Л.А.Михайлова также указывали, что «нельзя считать недобросовестной конкуренцией все действия, которые невыгодны для конкурентов»9.
Право на конкуренцию имеет пределы своего осуществления. Свобода совершения конкурентных действий ограничена в отношении10: содержания конкурентных действий; субъектов, имеющих право осуществлять конкурентные действия; сфер предпринимательской деятельности, в которых могут осуществляться конкурентные действия.
2.2 ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА
Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1. Продавец должен быть
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Ценовая дискриминация - это продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение». Смысл проведения ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимализировать свою прибыль.
В зависимости от того, в какой степени дискриминация удается монополисту, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация первой, второй и третьей степени.
При ценовой дискриминации первой степени, или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом.
Ценовая дискриминация второй степени - это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара.
Ценовая дискриминация третьей степени - это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, т. е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, упрощенно говоря, «дорогой» и «дешевый» рынки.
На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» - высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам.
2.3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА КАК МЕТОД КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
Каждая фирма имеет продукт, который в настоящее время отличается в каком-то более или менее заметном плане от продуктов ее конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Любая фирма не собирается стоять и наблюдать за тем, как конкуренты посягают на ее прибыли, дублируя или копируя ее продукт, подражая ее рекламе и состязаясь с ее услугами потребителям. Фирма, скорее всего, попытается сохранить свои прибыли и не дать ее конкурентам себя догнать, благодаря дальнейшему усовершенствованию товаров, путем увеличения объема и улучшения качества рекламы.
Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. По сравнению с ситуацией при чистой конкуренции это для потребителя определенно означает ощутимые преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются производителями более полно. Но скептики предупреждают о том, что дифференциация продукта не является чистым благом. Быстрое увеличение ассортимента продуктов определенных типов может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным, и покупки будут отнимать много времени. Разнообразие выбора может добавить остроты в жизнь потребителя, но только до определенного момента. Некоторые наблюдатели боятся также того, что потребитель, столкнувшись с несметным числом похожих товаров, может начать судить об их качестве лишь по цене, то есть потребитель может неразумно предположить, что цена обязательно служит показателем качества продукта.